Обзор EXAKTA VARIOPLAN MC 1:40-56 f28-200mm

Обзор nikkor z 40mm f/2 — универсальный компактный фикс? | #proобъектив

Nikkor Z 40mm F/2 для видео

Илья Кайгородов / Photar.ru

Первое о чём хочется поговорить – дыхание фокуса. Этот эффект проявляется в виде изменения масштаба при перефокусировке. Отсутствие такого эффекта очень ценится видеооператорами и характерно оно, как правило, дорогим специализированным кинообъективом. Тем не менее наш герой при перефокусировке с МДФ на бесконечность даёт изменение масштаба всего чуть более одного процента, что является очень хорошим показателем.

Также видеооператоры оценят красивый рисунок боке, который присутствует даже на закрытой диафрагме. Ну и, конечно же, быстрый и точный автофокус, также является плюсом не только для фотографии, но и для видео.

Тестирование Nikkor Z MC 50mm F/2.8

Практическое тестирование Nikkor Z MC 50mm F/2.8 вы можете посмотреть в видеообзоре на наше YouTube-канале PhotarTV. А здесь мы поговорим больше о лабораторных тестированиях. 

Резкость 

Итак, начнём с резкости. Наша стандартная тестовая мира для этого подходит неочень, поскольку мы говорим о макрообъективе. Поэтому будем использовать денежную купюру, которая лучшим образом продемонстрирует качество изображения нашего героя.

f/14

Прим. ред. Справа — центр кадра, слева – периферия. Переключение диафрагмы осуществляется под таблицей.

f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32

В целом резкость у этого объектива впечатляет. Макальная резкость по центру начинается приблизительно с f/6.3-7,1 поэтому на максимально открытой диафрагме лучше не снимать. Снижение качества изображения по центру кадра наблюдается после f/14-16. На периферии кадра, как и ожидалось, резкость несколько ниже. Максимальную резкость по краю кадра можно получить на значении f/18-22. Таким образом, рекомендуемые значения диафрагмы для получения максимального качества изображения находятся в диапазоне f/16-20.

Геометрия

Наблюдается незначительная подушкообразная дисторсия. Для фокусного расстояния 50 мм это отличный показатель, что весьма ценно для макрообъектива. 

Виньетирование

При съёмке на максимальной дистанции фокусировки эффект виньетирования отсутствует уже с f/6.3! Однако, на значении f/2.8 вьньетка влияет почти на всё поле кадра, а уже на f/3.5 практически незаметна. 

На МДФ эффект виньетирования после f/8, то есть если на бесконечности виньетирование исчезало после 2 и 1/3 стопа, то на минимальной дистанции уже через один стоп. 

Хроматические аберрации

Протестируем Nikkor Z MC 50mm F/2.8 на предмет поперечных и продольных хроматических аберраций. 

Итак, слева продольные, справа поперечные:

f/2.8
f/4
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

Продольные ХА практически полностью отсутствуют, надо очень внимательно присматриваться при большом увеличении. Поперечные хроматические аберрации заметны, но опять же, совсем минимальны. Великолепный показатель!

Астигматизм и кома

Вероятно, это не самые важные аберрации для макрообъектива с фокусным 50 мм, тем не менее давайте проанализируем. 

Слева – кома, справа – астигматизм:

f/2.8
f/4
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22

Коматические аберрации заметны на максимально открытой диафрагме, астигматизм отсутствует.

Бликозащита

В процессе тестирования нам так и не удалось поймать блик, под каким бы углом кострового света мы ни снимали. Яркий источник света имеет мягкое рассеивание и не влияет на контраст

Если при архитектурной съёмке, стрит это не так важно, то при работе в студии, где используются яркие источники света, как импульсные, так и постоянные, этот показатель очень важен. И здесь он на высоте!

Глубина резкости

Не совсем тест, а просто демонстрация возможностей. Все макрообъективы на минимальной дистанции фокусировки обладают очень маленькой глубиной резкости. Для теста Nikkor Z MC 50mm F/2.8  мы использовали калибровочную мишень Datacolor SpyderLensCal. На диафрагме f/5.6 глубина резкости около 4мм.

f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32

Боке

Напомню, максимально открытая диафрагма f/2.8 доступна на дистанции фокусировки дальше 30 см. Но если вы хотите снимать портреты с красивыми бликами, большими бликами и сильно размытым фоном, то это не совсем тот объектив, который вам нужен. Тем не менее фон размывается красиво, обладает индивидуальным рисунком, а в сочетании с отличной резкостью и геометрией этот объектив выглядит отличным инструментом для портретов и общих планов. 

Дыхание фокуса 

Дыхание – при переформировке с МДФ на бесконечность изменение масштаба составляет около 60 процентов! Это довольно много. Для фото этот показатель будет немного мешать только при наводке на резкость, во время выстраивания композиции, а вот для большинства сценариев видеосъёмки, такой объектив подойдёт не лучшим образом.

Тестирование Nikkor Z 40mm F/2

Nikon Z6 + Nikkor 40/2. Параметры: 1/160, ISO320, f/2. Павел Молчанов / Photar.ru

Начнём, как обычно, с резкости. Все тестовые кадры были сохранены в формате RAW, далее открыты в программе RawDigger и экспортированы в TIFF-файл. Весь этот процесс требуется для отключения всевозможных внутрикамерных корректировок, от которых нельзя избавиться в стандартных конвертерах типа Lightroom и Capture One. Помимо прочего, ниже мы анализируем не только центр и периферию, но и периферию относительно APS-C матрицы. 

f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8
f/11
f/16

Nikkor Z 40mm F/2 не может похвастаться звенящей резкостью, тем не менее центр максимально резкий уже на открытой диафрагме. Если сравнить полный кадр и APS-C, то можно заметить резкое снижение качества на периферии полного кадра, тогда как APS-C значительно превосходит по резкости. Таким образом, на кроп-камере мы можем получить более качественную картинку по всему полю кадра, нежели на полном кадре. Максимально возможная резкость по всему полю кадра Nikkor Z 40мм f/2 достигается в диапазоне f/4-11. 

Хроматические аберрации 

Как правило, я анализирую два типа аберраций – продольные и поперечные, характер их проявления несколько отличается. Однако, Nikkor Z 40mm F/2 в этом аспекте очень порадовал – мы наблюдаем практически полное отсутствие хроматических аберраций. Здорово! 

f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8
f/11
f/16

Астигматизм и кома

Коматические аберрации и астигматизм проявляются в виде искажения световых точек. Это актуально при съёмке звёзд или ночного города. Кома проявляется на периферии кадра и исправляется диафрагмированием, а астигматизм, как правило, ближе к центру на всех значениях апертуры. Итак, смотрим, справа кома, слева – астигматизм:

f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8
f/11
f/16

Проявление астигматизма для Nikkor Z 40mm F/2 полностью не характерно, а вот коматические аберрации довольно сильно заметны на открытых диафрагмах. Приблизительно после f/4 кома исчезает, что надо сказать неплохо для объектива с таким фокусным расстоянием.

Геометрия

Nikkor Z 40mm F/2 обладает незначительной бочкообразной дисторсией – очень хороший показатель для такого фокусного расстояния.

Виньетирование

Проявление виньетирования на максимально открытой диафрагме в объективе Nikkor Z 40mm F/2 не сильно интенсивное. Эффект виньетки полностью исчезает начиняя с f/4. 

Боке

Nikon Z6 + Nikkor 40/2. Параметры: 1/80, ISO100, f/2. Павел Молчанов / Photar.ru

Рисунок боке Nikkor Z 40mm F/2 приятно удивил. Световые диски практически не искажают свою форму, что встретишь не так часто. Более того, диски имеют равномерное заполнение без проявления эффекта луковых колец. 

f/2.0
f/2.2
f/2.5
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8
f/11
f/16

Внешний вид и характеристики Nikkor Z 40mm F/2

Илья Кайгородов / Photar.ru

Nikkor Z 40mm F/2 получил относительно компактный корпус — длина 45,5 см, а вес всего 170 грамм. Однако, это всё же не самый миниатюрный полнокадровый объектив в линейке Z. В размерах ему соперник лишь Nikkor Z 28mm f/2.8. Экстерьер новинки абсолютно минималистичен. Здесь нет никаких переключателей, никакой градуировки, лишь одно электронное кольцо фокусировки. К слову, функцию кольца можно переназначить в меню на управление диафрагмой (что особенно оценят видеооператоры), а также управление ISO и компенсацией экспозиции.

Илья Кайгородов / Photar.ru

Как и все бюджетные объективы, Nikkor Z 40mm собран из пластика, в том числе и байонетное крепление. Объектив представляет из себя герметичную, защищенную от попадания пыли/влаги конструкцию. На объективе не предусмотрено крепления для бленды. 

Илья Кайгородов / Photar.ru

Диаметр резьбы светофильтра 52 мм. Кстати, новый объектив 28мм f/2.8, который имеет практически идентичные размеры, также оснащён резьбой 52 мм. Таким образом, вырисовывается интересный набор для видеооператора, работающего со стедикамом – одинаковые вес и размер объективов, одинаковые светофильтры, меньше затрат финансов на светофильтры и не нужно тратить время на перебалансировку стедикама при смене объектива. Так что берём на заметку, тем более, что по оптическим возможностям для видео здесь есть чем похвастаться, но об этом чуть ниже.

Илья Кайгородов / Photar.ru

Оптическая конструкция Nikkor Z 40mm F/2 состоит из 6 элементов в 4 группах, включая две асферические линзы, призванные уменьшить не только размеры самой конструкции, но и сократить геометрические искажения. 

Минимальная дистанция фокусировки составляет 29 см, что в сочетании с фокусным расстоянием 40 мм на полном кадре дайте масштаб 1:5. Если установить объектив на APS-C камеру, то мы уже получаем эквивалентное фокусное расстояние 60 мм и масштаб приблизительно 1:2.4, что делает этот объектив применимым в макрофотографии. К слову, объектив довольно стильно смотрится на камере Nikon Z fc и нисколько не портит общий ретродизайн.

Илья Кайгородов / Photar.ru

Максимальная диафрагма, как ясно из названия, f/2, минимальная – f/16. Конструкция диафрагмы состоит из 9 скруглённых лепестков. Также следует отметить, что здесь установлен линейный мотор автофокуса, который работает очень тихо. Автофокусировка внутренняя, это означает, что ни передняя, ни задняя линзы не движутся во время наведения на фокус.

Заключение

Nikkor Z MC 50mm F/2.8 очень порадовал. Он обладает выдающимися техническими характеристиками, но оптические возможности, о которых нельзя прочитать в таблице параметров, просто на высоте! Честно говоря даже сложно к чему-то придраться.

Пожалуй, единственный большой минус, который мы смогли обнаружить, это дыхание фокуса, однако для фотографии это не так критично. Резкость, отсутствие хроматических аберраций, отличная геометрия, высокая бликозащита, минимальное виньетирование – всё на высоте! Да, здесь нет защиты от пыли и влаги, нет нанкресталического просветления, при фокусировке выезжает труба, в целом корпус пластиковый, но с этим можно работать и выполнять профессиональные коммерческие задачи.

О цене. Кто-то скажет – «ну вот опять Никон выпустил дорогущий объектив». Заходим в официальный магазин и видим стоимость Nikon 60мм 2.8G 50990 рублей (на момент написания обзора), наш герой дороже — 59990 рублей. На мой взгляд, разница ничтожна. Во-первых, оптические характеристики MC 50/2.8 на голову выше, во-вторых, это новинка, и через некоторое время объектив, вероятно, будет стоить меньше. И ещё пояснение для тех, кто не понимает, почему этот объектив стоит дороже Nikkor Z 50/1.8, притом что тот относится к премиальной линейке S-Line. Это абсолютно разные объективы и MC 50mm F/2.8 является более универсальным объективом, и в то же время более специфическим. Макросъёмка нужна далеко не всем. И опять повторюсь, если вы ищете объектив, который будет размывать фон, давать красивую «бокешечку», то лучше присмотреться к 50/1.8 или 85/1.8, но в этом случае вам будет недоступна макросъёмка в масштабе 1:1. 

Делайте правильный выбор;)

Всем спасибо за внимание. Смотрите практическую съёмку на объектив Nikkor Z MC 50mm F/2.8 на нашем YouTube-канале

Ставьте лайки, оставляйте комментарии и вопросы, всегда рады с вами пообщаться! До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: