History
Many years ago, the Helios lens line was first born as a clone of sorts to port the legendary Zeiss Biotar lens formula into the M42 format that was used in the Soviet Union. Over the course of a few decades, dozens of Helios lenses variations were created, the majority designed for non-photographic uses. Two of the Helios lenses have become legendary for their extremely characterful rendering of bokeh, the first being the relatively common 58mm f/2.0 and the second being the much rarer 85mm f/1.5, which ended up being used more in night vision devices than cameras, which made the few M42 mount versions of the lens quite expensive given the exotic beauty of their performance.
A few years ago, in reaction to this demand, the Helios 40-2 85mm f/1.5 was updated for modern DSLR mounts and put back into production in Russia. In late 2015, they finally started to find their way to being easily accessible in North America.
What I Didn’t Like
The feature that frustrates me most is actually quite innovative, in theory. This lens has two aperture rings. The first ring allows you to set a desired aperture, as you would expect, and the other rotates between the aperture set by the first ring and wide open. The idea is that you set your desired aperture, then swing the aperture wide open to focus, then close down again to take the shot. A cool idea in concept, but an utter pain to use. Given that Zenit invested in completely redesigning the lens body and implementing this feature, I’m somewhat at a loss as to why they didn’t just implement an aperture arm in the mount so aperture could be adjusted by the camera.
The other main struggle this lens has is that the focus throw is far too long. You have to twist the focus ring several times to swing from closest focus to infinity, which makes the lens much more challenging to use in situations that require agility.
How to Get One
The new, modern version of the Helios 85mm can be found from a few dealers on eBay, who are importing them from Russia and charge between $300 and $500.
If you don’t want to spend that much money, the vintage Helios 58mm f/2 renders a similar swirling effect at a fraction of the price. The Helios 85mm makes for a better portrait lens, however, in my opinion. If you do opt to try the 58mm out first, I have found the 44-2, 44-4, and 44-7 to be the best performers. They can be found on eBay for about $40-50.
Warning: If you are a Nikon shooter, don’t consider buying a vintage M42 lens with the goal of adapting it to your camera. M42 mount lenses cannot focus to infinity when adapted to Nikon, which makes them almost useless. As far as I know, M42 adapts to Canon without a problem, but I have never tried myself.
Гелиос 40-2 85mm f/1.5
Объектив Гелиос 40 85мм f/1.5 впервые сошел с конвейера Красногорского завода в 1957. Он представлял собой светосильный телеобъектив с однослойным просветлением для фотоаппаратов с присоединительной резьбой M42.
Оптические схемы первых отечественных планаров, к которым относится данный объектив, были рассчитаны в Государственном Оптическом Институте в 1937. Однако по одной из версий оптическая схема была позаимствована у объектива Carl Zeiss. Таким образом, не до конца ясно, является Гелиос 40 заимствованием или советской разработкой.
В 1970 году на смену Гелиос 40 пришел Гелиос 40-2. Основными новшествами становятся корпус черного цвета (до этого был блестящий металлический), привычный нам диаметр резьбы светофильтра 67 мм (вместо 66 мм), разрешение 36/17 лин./мм (у Гелиос 40 — 32/16 лин./мм) и янтарный цвет просветляющего покрытия (у Гелиос 40 – фиолетовый, что приводит к смещению баланса белого к теплым тонам). В таком виде Гелиос 40-2 выпускался вплоть до начала 90-х.
В 2012 году на фоне бума популярности неожиданно вошедших в моду олдскульных советских объективов выпуск Гелиос 40-2 85мм f/1.5 Красногорским заводом им. С. А. Зверева был возобновлён. В октябре в заводском фирменном магазине «Гелиос» начались продажи небольших партий. Помимо резьбовой версии стали доступны варианты объектива для крепления на байонеты Canon EF и Nikon F, которые получили названия Гелиос 40-2С 85мм f/1.5 и Гелиос 40-2Н 85мм f/1.5 соответственно. В 2015 году объектив был доработан, помимо установки на объектив байонетов, был слегка изменен дизайн корпуса, теперь он выполнен в едином стилевом решении с остальной линейкой объективов Красногорского завода. Кольцо фокусировки стало шире, с более плавным ходом, исчезли характерные выступы, незначительно уменьшился вес.
Объектив имеет превосходные оптические качества и интересный конструктив с двумя кольцами управления диафрагмой, что позволяет держать ее открытой в момент фокусировки и закрыть ее до нужного значения непосредственно перед спуском затвора.
Корпус полностью выполнен из металла, что в сочетании с массивной стеклянной оптикой с одной стороны дает значительную надежность и “неубиваемость”, с другой – немалый вес и шанс намертво примерзнуть к нему на морозе. Единственными пластиковыми элементами являются передняя и задняя крышка объектива.
Фотографии, сделанные на этот объектив, отличает мягкость и даже какая-то нежность картинки, а ставший легендарным закрученный фон, привлекает внимание всех любителей эффектного боке. Так почему же Гелиос 40-2 85мм f/1.5, мануальный объектив, разработанный для пленочных камер, обрел свою популярность именно во времена расцвета цифровых камер? Во времена пленочных камер каждый кадр в прямом смысле обходился фотографу очень дорого
Поэтому сложность ручной наводки на резкость, заметный софт и большой вес объектива не добавляли популярности Гелиосу. Появление цифровых камер дало возможность делать большое количество повторных дублей для достижения кадров с наибольшей резкостью. Это в сочетании с современными возможностями дальнейшей цифровой обработки фотографий привело к буму необычайной популярности объектива Гелиос 40-2 85мм f/1.5 в наше время. Картинка получается объемная и мягкая, за счет чего сильно отличается от картинки современных объективов
Так почему же Гелиос 40-2 85мм f/1.5, мануальный объектив, разработанный для пленочных камер, обрел свою популярность именно во времена расцвета цифровых камер? Во времена пленочных камер каждый кадр в прямом смысле обходился фотографу очень дорого. Поэтому сложность ручной наводки на резкость, заметный софт и большой вес объектива не добавляли популярности Гелиосу. Появление цифровых камер дало возможность делать большое количество повторных дублей для достижения кадров с наибольшей резкостью. Это в сочетании с современными возможностями дальнейшей цифровой обработки фотографий привело к буму необычайной популярности объектива Гелиос 40-2 85мм f/1.5 в наше время. Картинка получается объемная и мягкая, за счет чего сильно отличается от картинки современных объективов.
В связи с отсутствием автофокуса Гелиос 40-2 85мм f/1.5 нельзя рекомендовать для репортажной съемки. Однако, благодаря своим качествам, он отлично подходит для художественной съемки в различных жанрах, но особенно хорош для портретов.
Виджет от FS
Вернуться к списку обзоровПерейти к обсуждению на форуме
Build Quality
This lens is a specter of a different time, when sheer ruggedness was the bullish priority above all else. The Helios 85mm certainly doesn’t disappoint: the thing is built like a tank. It is made out of a solid metal body, which presumably is pretty thick because it weighs more than lenses twice its size. In hand, I have no doubt that it could withstand nearly any punishment and given that previous generations of this lens have managed to last thirty plus years under heavy use, still functioning well, I have no doubt that this one could do the same. If you drop it, I’d be more worried about damaging the floor than the lens.
Sharpness
If you stop down the Helios 85mm and place your subject in the center of the frame, sharpness isn’t too bad. Step outside those limitations and sharpness falls off like crazy. Wide open, this lens is fairly soft, though usable if you only need the very center of the frame to be sharp. Personally, I find the lens to have the best balance of bokeh and sharpness at about f/2.0.
The best way to ensure sharp images is to stop worrying about composing in camera and just always shoot with your subject dead center. Crop in post to achieve the desired composition. Below are two unedited images taken at f/1.5 and f/2 respectively.
Особенности конструкции Гелиос 40-2
К нам на тест попал самый современный из Гелиосов. Его серийный номер начинается с цифры 18 — традиционно для продукции Красногорского завода так обозначается год выпуска. Поэтому его конструкция несколько отличается от более старых версий. В ней появился пластик, которым отделано фокусировочное кольцо. Он сразу с завода оснащён хвостовиком под байонет Canon, а в его полном названии присутствует буква «C» — Гелиос 40-2-С. Выпускается также версия под байонет Nikon F. Никаких переходников с М42 больше не требуется.
Однако на этом приспособленность для работы с современными камерами заканчивается. Электроники в объективе нет — только стекло, металл и пластик снаружи. Значение диафрагмы в камеру не передаётся и не записывается в EXIF. Фотоаппарат даже не догадывается о том, что на него установлен объектив. Поэтому с рядом камер подтверждение фокусировки работать не будет.
Ручная фокусировка с Гелиос 40-2 — это вызов себе. Из-за слабого матирования фокусировочных экранов современных зеркальных камер оценить резкость по оптическому видоискателю будет сложно. В выигрышной позиции оказываются те, кто фокусируется в режиме Live View с использованием пикинга или фокусировочной лупы. В любом случае, нужно быть готовым к большому количеству брака по фокусу. И не стоит забывать, что звенящая резкость с мягкорисующей оптикой — это не совсем то, чего стоит ожидать.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/2500 с
Но один совет по фокусировке мы всё же дадим. Лучшие результаты у нас получались при серийной съёмке, когда кольцо фокуса непрерывно вращалось около предполагаемой точки резкости. В серии обязательно оказывались удачные кадры. Ведь ход кольца фокусировки у объектива очень большой и плавный, как и положено подобной оптике. Кстати, это даёт возможность использовать Гелиос 40-2 ещё и для видеосъёмки.
Весьма специфично организовано управление диафрагмой. Здесь за её установку отвечают два кольца — конструкция пришла к нам из тех времен, когда не было не то что электронного управления, но и механизма прыгающей диафрагмы как такового. Сначала нужно выставить желаемое значение диафрагмы промаркированным кольцом со ступенчатым ходом, а потом физически закрыть диафрагму до нужного значения кольцом с плавным ходом. С одной стороны, это позволяет строить кадр через видоискатель с открытой диафрагмой, а перед съёмкой закрывать её, не глядя, до предустановленного значения. С другой — это может запутать новичков. Одно можно сказать точно: возможность плавного и бесступенчатого закрытия диафрагмы оценят видеографы.
Фото: Влад Шутов
ILCE-7RM3 / Гелиос 40-2 Установки: ISO 2000, f/5,6, 1/250 с