Категория b1 в водительских правах

Технические особенности квадроцикла

Итак, что такое квадроцикл? Попытки дать определение данному транспортному средству, как правило, приводят к терминологическим и прочим трудностям. На самом деле определение квадроцикла дано в государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования». Правда термина «квадроцикл» в указанном стандарте вы не найдете. В нем используется термин «мотовездеход», который вполне можно приравнять к термину «квадроцикл».

В соответствии с указанным стандартом, мотовездеходом является мототранспортное внедорожное четырехколесное средство с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенное для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования. Данное определение вполне можно рассматривать, как определение квадроцикла – устоявшегося термина для обозначения внедорожных четырехколесных средств.

Как известно, законом о безопасности дорожного движения установлены категории и подкатегории транспортных средств. Так вот, ни одна из категорий и подкатегорий, установленных упомянутым законом, не включает в себя мотовездеходы (читай — квадроциклы). Почему так?

Дело в том, что для большого класса самоходных машин, к которым относятся и мотовездеходы (квадроциклы), установлены специальные категории, которые существуют самостоятельно и никак не связаны с категориями транспортных средств, установленными законом о безопасности дорожного движения. Эти специальные категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (ред. от 17.11.2015)  В сответствии с указанным Постановлением квадроциклы относятся к категории А I (не путать с категорией A1, установленной законом о БДД).

Что же дает право на управление квадроциклом? Какой документ? Такое право дает только удостоверение тракториста-машиниста. Это означает, что иметь обыкновенное водительское удостоверение совсем не обязательно. Но если у вас есть только водительские права, то для управления квадроциклом этого недостаточно. Нужно, повторимся, иметь удостоверение тракториста-машиниста. О том, как получить такое удостоверение, вы можете узнать в . 

Обращаем внимание на то, что ездить на квадроциклах можно лишь за городом, вне дорог, либо на закрытых площадках. Передвижение на этих транспортных средствах по дорогам общего пользования категорически запрещено. Регистрация квадроциклов осуществляется в органах Гостехнадзора

Так сокращенно называются Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации

Регистрация квадроциклов осуществляется в органах Гостехнадзора. Так сокращенно называются Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Остановимся на технических особенностях квадроциклов и некоторых юридических аспектах.

Технические (конструктивные) особенности квадроцикла состоят в следующем:

  • квадроцикл, как правило, не имеет салона;
  • органы управления располагаются на руле;
  • руль – мотоциклетного (велосипедного) типа;
  • педали отсутствуют либо являются многофункциональными, как на мотоцикле;
  • посадка на квадроцикле – «верхом», как на мотоцикле.

Юридические моменты:

  • зарегистрировать квадроцикл можно только в Гостехнадзоре;
  • право на управление дает только удостоверение тракториста-машиниста;
  • к сдаче экзаменов на получение прав на управление квадроциклом допускаются лица, достигшие возраста 16 лет.

Конструктивные отличия

Фактически квадроциклы выросли в свое время из багги – четырехколесных транспортных средств с высокой проходимостью. Подобная техника в своем большинстве использовалась для спортивных состязаний и выглядела, как упрощенная версия автомобиля с мощным двигателем и подвеской, рассчитанной на преодоление сложных участков местности. Квадроцикл больше похож на мотоцикл на четырех колесах: у них используются мотоциклетные рули, способ посадки верхом, и они не оснащаются кабиной.

В свою очередь квадрицикл – это транспортное средство с открытой кабиной, полноценными сидениями, рассчитанными на посадку водителя внутрь. Управление данным устройством осуществляется с помощью автомобильного руля.

Если говорить упрощенно, то квадроцикл ближе к мотоциклу визуально и по типу управления, а квадрицикл к машине. Примером последнего может служить транспорт для перемещения по полю для гольфа. Многие квадрициклы могут иметь от 2 и более сидений, в то время как квадроцикл рассчитан на перевозку максимум двух человек. Отличие между устройствами есть, и часто покупатели не видят разницы, но сталкиваются с проблемами при регистрации транспортного средства в ГИБДД. Квадрициклы в России имеет стандарт ГОСТ Р 51815-200, квадроциклы – ГОСТ Р 52008-2003.

Квадрицикл – это транспортное средство для передвижения нескольких человек с меньшей скоростью, нежели у квадроциклов. Подобные устройства подойдут для перевозки грузов, преодоления труднопроходимой местности, но при этом не рассчитаны на соревнования и выполнение экстремальных трюков, что очевидно, исходя из их невысокой максимальной скорости.

Нюансы получения прав на квадроцикл и квадрицикл

Несмотря на то что упомянутые транспортные средства схожи, для их управления требуются разные категории водительского удостоверения:

  • Специально для трициклов и квадрициклов с 2013 года была введена отдельная категория В1. Такой транспорт был причислен к мототранспортным средствам. Одним из первых квадрициклов считается советский мотомобиль С-ЗД, который в народе именовался инвалидкой.
  • Для управления квадроциклом требуется водительское удостоверение категории А1 — аналогичное тому, которое необходимо для вождения трактора. Такое требование объясняется тем, что квадроцикл относится к категории внедорожного самоходного транспорта. Для получения удостоверения необходимо предоставить медицинскую справку, позволяющую управлять подобным транспортным средством.

Для управления детским квадроциклом водительское удостоверение не требуется, однако стоит уточнить данный нюанс при покупке техники. Детские модели желательно выбирать таким образом, чтобы снизить вероятность травмирования ребенка и не подвергать его жизнь опасности.

Спортивные квадроциклы

Спортивные модели квадроциклов используются на специальных гоночных треках, где местность подготовлена определенным образом, но считается непроходимой.

Между спортивными квадроциклами и квадрициклами разница заключается в том числе и в скоростном режиме: первые могут развивать высокую скорость — порядка 145 км/час. Спортивные модели также оснащаются двигателями повышенной мощности: объем силовых агрегатов составляет 800 см 3 .

Привод спортивного вездехода либо передний, либо задний, ручная коробка переключения передач, независимая подвеска и мощные амортизаторы. Такой тип квадроциклов не оснащается дополнительным оборудованием ввиду того, что это сказывается на массе транспорта, что ухудшает его маневренность.

Между спортивными квадроциклами и квадрициклами разница кроется в наличии в системе зажигания аварийной чеки, которая глушит двигатель транспорта в случае вылета водителя из сиденья.

Технические особенности

В процессе переделки задние колеса автомобиля «сдвигаются» в багажное отделение. Для этого в нем вырезается специальная ниша, а расстояние между колесами сокращают до 46 см, что технически оставляет его четырехколесным, но юридически делает трициклом. При этом нагрузка на колеса нисколько не меняется, а значит, их ресурс остается прежним.

Мощность двигателя искусственно занижается с помощью бортового компьютера. Для этого приходится менять его прошивку. На выходе получается 15 кВт двигатель от первоначальных 51 кВт.

В результате переделки максимальная скорость авто снижается до допустимых в данном случае 90 км/час.

Как убрать чувство тошноты?

Поскольку тошнота — это лишь симптом, то лечить надо именно основное заболевание. 

Чтобы избавиться от неприятного ощущения, врачи назначают препараты с противорвотным действием:

  1. антихолинергические средства — Скополамин;

  2. антигистамины — Бенадрил, Меклизин, Дименгидринат;

  3. бензодиазепины (психоактивные вещества) — Ксанакс, Лоразепам, Валиум;

  4. антациды — Пепто-Бисмол, Дисмол;

  5. бутирофеноны — Дроперидол, Халоперидол;

  6. кортикостероиды — Дексаметазон.

Однако существуют меры, которые помогут избавиться от тошноты дома перед тем, как обратиться к врачу:

  1. Ешьте небольшие блюда каждые пару часов, пережевывайте и пейте медленно. Пустой желудок может вызвать тошноту.

  2. Пейте достаточное количество жидкости, не допускайте обезвоживания. Это может быть вода, травяные и холодные чаи без кофеина и соки.

  3. Избегайте кофеиновых продуктов и напитков.

  4. Пейте напитки с имбирем или ромашкой, которые могут помочь успокоить желудок.

  5. Ешьте продукты с неярко выраженным вкусом, такие как соленые крекеры, рис, тосты, картофель, простую лапшу или бульоны.

  6. Избегайте острых, жирных и жареных продуктов, которые могут расстроить желудок.

  7. Избегайте физической активности сразу после еды.

Конструктивные отличия

Фактически квадроциклы выросли в свое время из багги – четырехколесных транспортных средств с высокой проходимостью. Подобная техника в своем большинстве использовалась для спортивных состязаний и выглядела, как упрощенная версия автомобиля с мощным двигателем и подвеской, рассчитанной на преодоление сложных участков местности. Квадроцикл больше похож на мотоцикл на четырех колесах: у них используются мотоциклетные рули, способ посадки верхом, и они не оснащаются кабиной.

В свою очередь квадрицикл – это транспортное средство с открытой кабиной, полноценными сидениями, рассчитанными на посадку водителя внутрь. Управление данным устройством осуществляется с помощью автомобильного руля.

Если говорить упрощенно, то квадроцикл ближе к мотоциклу визуально и по типу управления, а квадрицикл к машине. Примером последнего может служить транспорт для перемещения по полю для гольфа. Многие квадрициклы могут иметь от 2 и более сидений, в то время как квадроцикл рассчитан на перевозку максимум двух человек. Отличие между устройствами есть, и часто покупатели не видят разницы, но сталкиваются с проблемами при регистрации транспортного средства в ГИБДД. Квадрициклы в России имеет стандарт ГОСТ Р 51815-200, квадроциклы – ГОСТ Р 52008-2003.

Квадрицикл – это транспортное средство для передвижения нескольких человек с меньшей скоростью, нежели у квадроциклов. Подобные устройства подойдут для перевозки грузов, преодоления труднопроходимой местности, но при этом не рассчитаны на соревнования и выполнение экстремальных трюков, что очевидно, исходя из их невысокой максимальной скорости.

Что такое трицикл

Отдельным классом стоит трицикл. Это своего рода промежуточный вариант, конструкция которого предусматривает три колеса. С точки зрения размеров все устройства приблизительно одинаковые, но разница может появиться в зависимости от подвида.

Квадроциклы делятся на утилитарные, спортивные, туристические и детские. Утилитарный тип ближе по ширине и длине к квадрициклам. Это самые большие устройства, так как они должны не только перевозить человека, но и справляться с транспортировкой груза. Спортивные и туристические модели по весу, размерам и скорости стоят в одном ряду с трициклом. Можно говорить о том, что они средние по габаритам, так как здесь ставка сделана на скорость и маневренность, а это не слишком удобно при больших размерах. Детские устройства являются самыми маленькими.

Габариты квадроцикла могут быть самыми разными. В среднем они достигают 2100*1200*1500 мм (длина, ширина, высота). Подобная техника имеет большой дорожный просвет и в своем большинстве рассчитана на использование вне города. Аналогичная ситуация наблюдается с квадрициклами. Отличие составляют трициклы. Они ближе по своей конструкции к мотоциклу и могут быть использованы для города, но, как показывает практика, в России подобная техника широкого распространения не получила.

– САМЫЕ-САМЫЕ –

Еще пять необычных трехколесников,не попавших в основной обзор

Самый-самый первый

Леонардо да Винчи за свою жизнь сделал огромное количество «бытовых» изобретений (сверло, подъемный кран, механический одометр, гигрометр, вентилятор, прожектор), которые мы до сих пор используем в повседневной жизни. Предписывают Леонардо и изобретение… автомобиля. А точнее, самодвижущейся повозки, которая как раз и была трехколесной (формально, было еще маленькое четвертое поворотное колесо). Она приводилась в движение заводным пружинным механизмом, как часы. Задние колеса были независимы друг от друга и вращались с помощью сложной системы шестеренок. Идея родилась у да Винчи в далеком 1478 году.

Самый первый

«Трицикл» да Винчи напоминает современный автомобиль, конечно, весьма условно. Настоящим прародителем машин все же принято считать Benz Patent-Motorwagen, созданный Карлом Бенцем на закате XIX века, в 1886 году. Одноцилиндровый ДВС развивал от 2/3 до 2 лошадиных сил, что позволяло «Моторвагену» разгонятся до сумасшедшей скорости – 10 километров в час. Ну и, конечно, колес у первого автомобиля было всего три.

Самый долгоживущий

Компания-долгожитель на рынке «трехколесников» – Reliant из Великобритании – образовалась еще в 1935 году на обломках небольшой компании Raleigh, прекратившей выпуск своей трехколесной модели Safety Seven. Выпуск «автомобилей неклассической компоновки» Reliant продолжала вплоть до 2001 года, когда в свет вышел последний Reliant Robin, выпускавшийся с незначительными перерывами и переделками с 1973 года. Трехколесный Reliant оснащался 850-кубовым 4-цилиндровым мотором (мощностью до 40 лошадиных сил), который позволял этой чудо-технике разгоняться до 135 километров в час, а также набирать сотню на спидометре за 16 секунд. Помимо «Робина» британцы также выпускали модели Regal и Rialto. Познакомиться поближе с «Робином» можно вот в этом сюжете телешоу Top Gear.

Самый быстрый

TriVette придумал сумасшедший парень из Калифорнии – Боб Кейс. TriVette первого поколения, выпущенный компанией Vigillante из Калифорнии еще в 1973 году, уже имел явную ориентацию на скорость. Неплохой мотор (850-кубовый, от «Фиата») и масса всего около 500 килограммов позволяли «Тривет» ездить довольно быстро. Но еще быстрее стал TriVette после того, как получил 220-сильным турбомотор: он разгонялся до 100 километров в час за 3,5 секунды. Самый же быстрый TriVette Two (на фото выше), оснащенный 5,7‑литровым 700-сильным V8 от Chevrolet, появился в 1993 году. Он разменивает «вторую» сотню менее, чем за три секунды, и способен разогнаться почти до 330 километров в час. Теоретически, TriVette способен держать боковое ускорение в 3,27 g. Жаль, что шины этого позволить не могут.

Самый маленький

Peel P-50 по праву считается самым маленьким автомобилем. Одна дверь, одно место, одна фара. Удивительно, что колес у него при этом три. По сути, это даже не автомобиль, а мотоколяска производства Peel Engineering Company из Англии. Ее размеры таковы, что машину можно поставить дома на сервант: длина – 1340 миллиметров, ширина – 990 миллиметров. Высота – 1200 миллиметров. Задней передачи нет, что, впрочем, при весе в 59 килограммов не играет никакой роли: развернуть ее руками сможет даже ребенок. Двигатель – 50 «кубов» от мопеда (4,2 лошадиные силы), «максималка» – 61 километр в час. Стоил Peel P-50 всего 199 фунтов-стерлингов. 

Особенности получения прав

Выше упоминалось о том, что для езды на любом из перечисленных видов транспорта требуется наличие прав. Для управления любым из перечисленных выше ТС требуется наличие прав B с категорией AS или MS. Первая подразумевает наличие автомобильного руля и кресла (квадрицикл), MS – мотоциклетный руль и сидение (квадроцикл и трицикл). Их ввели в 2013 году после внесения в закон о транспортных средствах поправок.

Если есть права категории B, то автоматически присваивается B1 с пометкой AS. Если ранее были получены права класса А, то присваивается B1 MS. Если прав нет никаких, то потребуется полностью пройти обучение и сдать экзамены, предварительно подав заявление и пройдя медицинское обследование на получение разрешения для вождения. Если в правах не стоит пометка B1, то потребуется просто обратиться в ГИБДД и попросить ее указать. Права можно получить с 18 лет, при этом пройти обучение и сдать экзамены можно, начиная от 14 лет. Потом просто придется подождать совершеннолетия.

3 Orion Tricycle 100

Лидером по производству подобной техники является Китай, и данная модель именно из этой страны. Перед нами самый легкий грузовой трицикл, способный перевозить до 400 килограмм веса. Это самая маленькая грузоподъемность в нашем рейтинге, но следует учитывать, что техника изготовлена на базе обычного мопеда.

Здесь установлен небольшой бензиновый двигатель объемом менее 10 кубов, и выдающий мощность в 6 лошадиных сил. Скорость перемещения также не самая высокая: 60 километров при пустом кузове и 40 при загруженном. Простая и незамысловатая машина, призванная облегчить жизнь фермера или дачника. К тому же, стоит она очень демократично, а обслуживается и ремонтируется, что называется, на коленке. Двигатель здесь расположен под рамой, что обеспечивает максимально легкий доступ к нему. Чтобы заменить какую-то деталь не придется разбирать всю машину, и это очень удобно. К тому же, владелец этого трицикла существенно экономит на топливе. Такой маленький двигатель очень бережно относится к расходу бензина, и одного заправленного бака хватит на несколько недель работы.

Ответственность водителей квадроциклов, квадрициклов и снегоходов

Напоследок стоит напомнить о том, что согласно действующим ПДД как квадрициклы, так и квадрОциклы относятся к . Это означает, что согласно их водители обязаны иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции (ГИБДД) предусмотренные законом документы. За отсутствие необходимых документов предусмотрен

Если транспортное средство не зарегистрировано* в установленном порядке и водитель не может подтвердить право собственности на подобную технику, то она подлежит задержанию (помещению на штрафстоянку).

__________
* — Если трех- или четырех колесный мототранспорт подпадает в категорию то его регистрировать не требуется.

1 HARLEY-DAVIDSON TRI GLIDE ULTRA

Ярые поклонники дальних «покатушек» выбирают проверенную временем технику. Среди трициклов лучшим путешественником по праву считается Harley-Davidson Tri Glide. Модель стала не так давно официально поставляться в нашу страну, но уже успела приобрести популярность. Техника создана на базе знаменитой «Электрички» (Harley-Davidson Electra Glide), о чем специалисты могут сразу догадаться по внешнему виду. Трицикл укомплектован тем же двигателем Twin-Cooled Milwaukee-Eight 107, топливным баком вместимостью 22,7 л и ветровым стеклом. Туристическое призвание подчеркивает багажный отсек, а также колеса автомобильного размера.

Счастливчики, которые покатались на трицикле HARLEY-DAVIDSON TRI GLIDE ULTRA, считают его лучшим вариантом для дальних путешествий. Техника выгодно отличается от той же «Электрички» устойчивостью, что становится важным фактором при частых остановках тяжелого байка.

Виды

Классификация по схеме расположения колес:

  • трайк – модель, у которой два колеса задних, а одно переднее;
  • трицикл – может включать машины с одним задним и двумя передними колесами.

Тип производства:

  • Кастомный – эксклюзивные модели, которые получились путем переделывания байков или автомобилей. Трайки внушительных размеров и брутального дизайна создаются для выставок. Их не часто можно увидеть на дороге.
  • Серийный – Yamaha, Honda, Harley-Davidson. Также отличаются стильным дизайном, но обладают и хорошими характеристиками. Вобрали в себя технологические новинки, которые позволят чувствовать себя комфортно на дорогах.

Предназначение:

  • Стоит отдельно сказать про грузовые модели. Они используются повсеместно на фермах, в хозяйстве, в строительстве. Устойчивые и вместительные пригодятся и для поездок на рыбалку, охоту. Грузовая мототехника не боится тяжелой работы, поэтому двигатель там ставят от 110 см3. Расходует около 5 литров топлива на 100 км. Чтобы управлять этим транспортным средством, нужна категория «А».
  • Дрифт-трайк – простая конструкция с большим передним колесом и двумя задними, похожими на картинговые. Газ и тормоз делается как рулевым, так и подножным. Разгоняются до 65 км/ч. Чаще всего их покупают для соревнований.

Не привередливыми к дорожному покрытию являются туристические машины. Для транспортировки грузов или перевоза людей чаще всего выбирают именно трайки.

Популярные зарубежные виды трициклов:

  • Bajaj Re 600 – индийского производства – это модель, назначение которой перевозить груз или людей. Часто используют в качестве маршрутного такси. В простонародье называется «муравьем». Экономичный и простой в управлении вид транспорта.
  • Carvel One. Его отличительные особенности – наклоняющийся кузов, компактность и манёвренность. Предусмотрено одно пассажирское сиденье за водителем. Экономичен в использовании. На 100 км потребляет 6 л. топлива. Максимальная скорость – 185 км/ч. Мототехника произвела настоящий фурор, когда впервые была представлена в 2007 г. Модель достаточно дорогая и эксклюзивная. В связи с этим было выпущено 188 Carvel One.
  • T-REX – собранные вручную. Оригинальный спортивный дизайн, но и высокая стоимость. Как правило, кузов делают из стеклопластика, чтобы общий вес изделия был меньше. Ставят мощный двигатель – 197 л. Скорость в 100 км/ч T-REX наберет за 3,9 с. Максимальная скорость – 230 км/ч.

Своими руками

В России и за рубежом распространено производство самодельных трициклов. Используется разная основа. Отечественные любители апгрейда предпочитают в качестве основы Яву, Днепр, Урал и др. Для изготовления машины меньшей мощности можно использовать мопед. Использовать импортные байки решаются не многие, затратно.

Для работы необходимо раздобыть:

  • профильную трубу;
  • чертежи трайка.

Схемы есть в интернете, ось иногда берут от старого велосипеда, двигатель – от Запорожца или Жигули. Не обойтись без дополнительных расходов на сидения, свет и пр.

Квадрициклы

Общие определения квадрициклов и технические требования к ним приведены в Государственном стандарте РФ
ГОСТ Р 51815-2001 «Квадрициклы. Общие технические требования»

(введен в действие Постановлением Госстандарта России от 8 октября 2001 года, № 402-ст).

В соответствии с упомянутым стандартом, к квадрициклам относятся четырехколесные мототранспортные средства, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, и имеющие следующие характеристики:

  • сухая масса — не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
  • максимальная эффективная мощность — не более 15 кВт;
  • максимальная конструктивная скорость не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств.

Эти транспортные средства относятся к подкатегории В1.

  • сухая масса — менее 350 кг, не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
  • максимальная конструктивная скорость — не более 45 км/ч;
  • рабочий объем двигателя — не более 50 см3 для двигателей с принудительным зажиганием или максимальная эффективная мощность — не более 4 кВт для двигателей других типов.

Легкие квадрициклы относятся к категории М.

Квадрицикл — это маленький автомобиль, с педалями, со сцеплением, тормозом и коробкой передач.

Для управления квадрициклом и/или легким квадрициклом необходимо иметь водительское удостоверение категории В или подкатегории В1.

Квадрицикл необходимо регистрировать в органах ГИБДД.

Квадрицикл

Квадроциклы

Квадроцикл и квадрицикл – это разные транспортные средства.
Понятие квадроцикла в российском законодательстве отсутствует. Однако термин «квадроцикл» является устоявшимся и широко используется для обозначения внедорожных четырехколесных средств, которые по-другому именуются как мотовездеходы. Государственным стандартом РФ (в
веден в действие Постановлением Госстандарта России от 29.01.2003 N 36-ст)
дано определение мотовездехода. Мотовездеход (читай – квадроцикл) относится к мототранспортным внедорожным четырехколесным средствам с шинами низкого давления, имеющим сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенным для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования.

К
вадроцикл

Ни одна из категорий и подкатегорий транспортных средств (установленных законом о безопасности дорожного движения) не включает в себя мотовездеходы (квадроциклы). Для этого большого класса самоходных машин (к которым относятся и квадроциклы) введены специальные категории, которые существуют отдельно и никак не связаны с категориями транспортных средств. Эти специальные категории утверждены
(ред. от 17.11.2015)


. Квадроциклы относятся к категории АI (не путать с категорией A1

).

Еще раз напомним, что передвижение на квадроциклах по дорогам общего пользования категорически запрещено. Ездить на квадроциклах можно лишь за городом, вне дорог, либо на закрытых площадках.

Регистрация квадроциклов осуществляется в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее – Гостехнадзор).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: