Лучшие настройки камеры под любой случай
Фотографы для каждой съемки подбирают конкретные настройки на фотоаппарате: все зависит от света и цветовой гаммы пространства вокруг. Если вы начинающий фотограф и не знаете наверняка, какие параметры выставить на камере, ознакомьтесь с готовыми формулами ниже. Они помогут вам начать, а потом вы сможете адаптировать их под себя.
Универсальные настройки камеры
Такие настройки подойдут в тех случаях, когда съемка проходит при естественном освещении, а объект не двигается вообще или очень медленно.
- Переведите камеру в режим ручной съемки (на большинстве камер обозначается буквой M)
- Баланс белого поставьте на авто
- ISO также переведите в автоматический режим
- Отрегулируйте диафрагму на 5.0. — так большинство объектов будет в фокусе. Если планируете портретную съемку, уменьшите число до 2 или 3. Так объект на переднем плане будет более резким, чем задний фон.
- Установите выдержку на 1/125
- Установите ручную настройку фокуса
Теперь самое время взять камеру и попрактиковаться!
Настройки камеры для уличной съемки
Для съемки на улице есть специальный режим на фотокамере, но ведь это скучно! Лучше попробуйте эти настройки — они практически всегда срабатывают идеально. В обоих случаях рекомендуем баланс белого оставить в автоматическом режиме.
Для ясного солнечного дня:
- Установите ISO на 100
- Выдержку поставьте на 1/400
- Установите значение диафрагмы на 8
Для облачной погоды:
- Поставьте ISO на 200
- Установите выдержку на 1/200
- Диафрагму на 5.6
Настройки камеры для портретной съемки
Первое самое важное правило — настройка диафрагмы меняется в зависимости от количества людей в кадре. Выглядит это так:
- f/1.2-f/4.0 для одного человека
- f/2.0-f/4.0 когда в кадре 2 человека
- f/3.2-f/5.6 для группы из 3-8 человек
- f/5.6-f/11.0 для групп от 9 человек и больше
Обратите внимание на ISO: если свет естественный и яркий — не ставьте ISO выше 200, чтобы не получить зернистый кадр. Поднимайте ISO только в условиях плохого освещения
Настройка выдержки должна быть в два раза больше фокусного расстояния вашего объектива (34 мм, 50 мм и т.д.). Например, если у вас объектив 50 мм, то выдержку устанавливайте на 1/100.
Настройки камеры для ночной съемки
Ночная съемка — одна из самых сложных, поэтому стоить подойти к настройкам камеры основательно. Главное — это полностью ручной режим, остальные настройки выглядят так:
- Выдержку поставьте от 30 до 60 секунд.
- Диафрагму установите на 5.6
- Попробуйте использовать ISO 6400 или ниже
Чтобы из-за долгой выдержки ваши руки не устали и кадр не получился смазанным, рекомендуем использовать штатив.
Настройка камеры для быстрой съемки
Экшн съемка — непростая, но очень занимательная задача. Ключ к получению хороших снимков — правильно настроить камеру до начала работы. Настройки диафрагмы и ISO могут меняться в зависимости от места съемки, а вот настройка выдержки практически всегда одинакова. Установите ее в пределах от 1/500 до 1/2000: так вы сможете поймать даже самое быстрое движение.
Настройка макросъемки
Вы, наверняка, видели невероятные кадры, где на переднем плане роса, насекомые или цветы. Теперь вы тоже сможете сделать такие фотографии! Попробуйте эти настройки:
- Установите ISO на 160
- Диафрагму поставьте между f/5.6 и f.11
- Время выдержки не менее 1/100
- Используйте ручную фокусировку
Съемка животных или дикой природы
Фотографирование животных на открытом воздухе может быть захватывающим способом познакомиться с природой, но в таких условиях сложно получить классные снимки. Однако, с такими настройками все может получиться:
- Попробуйте установить время выдержки на 1/250 и при необходимости повышайте его
- ISO поставьте на 300
- Используйте автофокус
Съемка пейзажей
Когда вы оказываетесь среди живописных ландшафтов, всегда хочется запечатлеть их на память. Как это сделать? Рассказываем.
- Установите диафрагму на f/11
- ISO на 100
- Время выдержки от 1/4
Глубина резкости и диафрагма
Изменение диафрагмы будет влиять на несколько значений фотографии. Но наиболее заметной будет глубина резкости, которую ваш снимок будет иметь.
Глубина резко изображаемого пространства – ГРИП. Или проще, глубина резкости.
Большая глубина резкости означает, что большая часть изображения будет находиться в фокусе независимо от того, находится ли объект рядом с камерой или на расстоянии.
Например, снимок выше имеет диафрагму f/22, и в результате гора на заднем плане и деревья на переднем плане остаются в фокусе.
Малая (или неглубокая) глубина резкости означает, что только часть изображения будет в фокусе. Остальные части снимка будут нечеткими (как в портрете господина из Папуа-Новой Гвинеи ниже).
На нем видно, что глаза человека в фокусе, но фон размыт. Даже волосы, которые немного позади глаз, и нос, который немного впереди его глаз, размыты.
Снимок сделан с очень маленькой глубиной резкости, а значение диафрагмы f/2.8).
Диафрагма f2.8. Изображение Тревора Коула.
Вот еще один пример с еще более широкой диафрагмой f1.4, которая оставляет цветок в фокусе, но все остальное размыто.
Диафрагма оказывает большое влияние на глубину резкости. Большая диафрагма (число меньше) уменьшит глубину резкости, а малая диафрагма (большее число) даст вам большую глубину резкости.
Вначале это может немного путать. Но просто запомните, небольшое число диафрагмы, означает небольшое значение ГРИП. А большие числа диафрагмы, означают большие значения ГРИП.
Для чего нужна диафрагма фотоаппарата?
Диафрагма фотоаппарата — это характеристика, которая влияет сразу на два свойства изображения: светосилу (количества света, проходимого внутрь фотоаппарата) и глубину резкости (расстояние от камеры между ближней и дальней границами, предметы в котором находятся в фокусе, то есть четко видны и не размыты).
Физически диафрагма фотоаппарата — это описание диаметра открытого отверстия внутри объектива. Мы упоминали выше, что диафрагма фотоаппарата — это тонкие металлические лепестки, находящиеся по кругу вдоль обода объектива. В момент съемки они могут закрывать поток света, соединяясь и образовывать малый диаметр.
Чем качественнее объектив, тем лепестков таких больше и на изображении можно отличить ровные края и угловатые края размытых световых точек:
Качество размытия — это лишь качество объектива. Чтобы показать, как работает диафрагма фотоаппарата, приведу пример серии фотографий:
Слева: закрытая диафрагма. В резкости почти весь кадр: от края стаканчика до стола.
Справа: открытая диафрагма. В резкости только содержимое стаканчика, а все, что отдаляется, плавно выходит из зоны глубины резкости.
Устройство диафрагмы
Существует несколько технических реализаций, но мы рассмотрим одну – ирисовую. Именно она используется в современных объективах. Состоит из нескольких лепестков, которые прилегают друг к другу.
При открытой диафрагме (большом диаметре) получается полностью круглое отверстие. При закрытой образуются многоугольники, соответствующие количеству лепестков. Обычно в современных объективах можно встретить 7-лепестковые диафрагмы. В некоторых дорогих моделях бывают по 8 и 9 лепестков.
Так вот, разница в количестве лепестков и их форме проявляется при формировании зоны нерезкости. Иными словами, если вы фотографируете объект (например, человека), за которым находится множество огоньков, и они попадут в зону нерезкости, то огоньки будут отображаться в виде многоугольников, форма которых зависит от лепестков диафрагмы. Считается, что чем ближе к круглой форме их отображение, тем благороднее рисует объектив.
Единица измерения диафрагмы.
Просматривая свойства снимков, вы можете часто увидеть значения диафрагмы: f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/22 и так далее.
Также вы часто можете встретить понятия «Стоп». Стоп – это изменение площади отверстия диафрагмы на половину. А значит, и изменяется количество света, попадающего на фото матрицу.
Изменять количество света, вы можете как регулируя само отверстие – диафрагму, так и регулируя скорость затвора.
Частая путаница с диафрагмой – это ее обратное значение. То есть, чем больше будет число: f/5.6, f/8, f/22 тем на самом деле, будет меньше отверстие диафрагмы.
Поэтому f/2.8 на самом деле намного большее отверстие диафрагмы, чем f/22. Кажется, что неправильно, но это так.
Эта пейзажная фотография Калена Эмсли было снято с f/22.
Диафрагменное число
Диафрагменное число – обратно пропорциональная величина к относительному отверстию, которая определяет степень уменьшения диафрагмы фотоаппарата; отображается в шкале f-ступеней.
Каждое следующее значение по шкале изменяет относительное отверстие в корень из двух раз (в один шаг), уменьшая при этом освещённость светочувствительного элемента ровно в 2 раза. У некоторых камер бывает более широкий диапазон значений, допускаются значения в половину или треть шага (рис. 4).
Чем БОЛЬШЕ значение диафрагменного числа, тем МЕНЬШЕ диафрагма фотоаппарата. Значению f32 соответствует самое маленькое относительное отверстие, света проходит меньше всего (рис. 5).
Рис. 4 – Шкала f-значений
Рис. 5 – Диафрагма фотоаппарата. Диафрагменное число
Что такое диафрагма и зачем она нужна в фотоаппарате
Диафрагма является частью объектива и состоит из лепестков, помещенных внутри, возле передней линзы. Через нее не только проходит свет, но также осуществляется контроль его количества путем изменения размеров отверстия.
Отверстие диафрагмы записывается в виде чисел. Обычно это: 1,2; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8, 11, 16 и 32. В меню современных камер можно выставить промежуточные значения.
Диафрагма
Чем меньше цифровое значение диафрагмы, тем шире она открыта и тем больше света попадает на матрицу камеры. И наоборот, чем больше цифра, тем меньше отверстие диафрагмы и меньше света она пропускает.
Вначале это сложно понять, но с опытом приходит понимание, что ничего сложного в этом нет.
Как диафрагма влияет на глубину резкости
Также диафрагма влияет на глубину резкости. Глубина резкости – это зона приемлемой резкости спереди и сзади объекта, на котором сфокусирован объектив.
Проще говоря, это отрезок на котором все в резкости. Глубина резкости влияет насколько резкая или размытая область позади вашего объекта.
Чем меньше цифровое значение диафрагмы, тем больше отверстие в объективе и тем меньше глубина резкости. Соответственно, тем сильнее размывается фон. Чем больше цифра диафрагмы, тем меньше отверстие в объективе и тем больше глубина резкости. В результате фон получается резче.
Видение глубины резкости.
Вот где начинается удовольствие. При измерении количества света, когда отверстие объектива расширяется и сужается, также измеряется глубина резкости. Опять-таки, ваши глаза делают то же самое!
Когда вы смотрите на монитор и читаете эту статью, все слова в основном в фокусе для ваших глаз. Периферическим зрением вы можете также видеть другие предметы, но они будут не в фокусе.
Заметьте, ваши руки на клавиатуре, они на переднем плане, и возможно книжная полка на заднем плане. Вы можете их видеть, но они не в фокусе. Вы видите глубину резкости.
Хорошая фотография делает именно это. Она захватывает передний план, середину и задний план. Задавая диафрагму, вы контролируете, какая из этих областей будет в фокусе. Все это зависит от вашего намерения, от вашей истории.
Как настроить диафрагму
Это простой процесс, не занимающий много времени. Измените режим на фотоаппарате. В данном случае подойдут ручной режим (на Canon — «M») или «Приоритет диафрагмы («Av» или «A»). В первом можно настроить основные параметры вручную, и это позволит полностью контролировать процесс. Для новичков больше подойдет второй вариант.

Смена режимов на фотоаппарате Nikon
Возьмите камеру и нажмите на кнопку Av или значок +/-, и одновременно с этим прокрутите колесико для увеличения или уменьшения значения.

Пример расположения кнопок на фотоаппарате
Безусловн, для каждой конкретной ситуации требуются свои настройки. Вот только основные рекомендации, как правильно настроить диафрагму:
- f/1.4 — f/2.2 — шторки открываются широко, на матрицу попадает много света, за счет этого такие параметры стоит использовать при недостаточном освещении. Из-за малой глубины резкости лучше использовать при предметной съемке или необходимости сильно размыть фон. На большинстве стандартных объективов таких настроек нет.
- f/2.5 — f/2.8 — эти параметры следует применять при недостатке света. Начиная с этих значений, они подходят для портретной съемки.
- f/3.5 — f/4 — идеально для фотографий, сделанных при дневном освещении.
- f/4.5 — f/5.6 — для съемки двух-трех людей при хорошем источнике света.
- f/6.3 — f/8 — подойдёт для фотографий группы людей.
- f/9 — f/11 — последние значения для портретной съёмки. Подходят для пейзажей.
- f/13 — f/16 — использовать, например, при ярком солнце для большей детальности.
- f/22 — лучше всего использовать для пейзажйей и с длиннофокусным объективом.
Не забывайте, что изображение состоит из нескольких связанных параметров. Наиболее важными являются те, что составляют «треугольник экспозиции»: выдержка, чувствительность ISO и диафрагма. Благодаря знанию и взаимосвязи этих трех параметров, вы сможете сделать фотографию в любых условиях. На ручном режиме соотнести все параметры можно самостоятельно. В этом вам может помочь таблица по настройке диафрагмы и выдержки:

Таблица для ручной настройки камеры
Пользоваться ей не сложно. Установите на камере параметры, дающие хороший свет при конкретном освещении. Найдите, какое значение экспозиции соответствует выставленным настройкам. Допустим, выдержка — 1/60, а диафрагма — f/2. Согласно таблице экспозиция равна 8. Далее, например, для изменения глубины резкости, нужно найти столбец с необходимым параметром ширины открытия затвора, допустим, f/5.6. Спуститесь вниз до числа 8, находящимся по линии выдержки 1/8. Установите ее на фотоаппарате. Это то сочетание, которое позволит сохранить экспозицию на первоначальном уровне.
Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?
Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.
Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22
Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.
Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.
Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R2.
Вот несколько примеров:
50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм2. Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм2.
Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.
Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.
Шаг второй. Шкала диафрагмы
Шкала диафрагмы – это ряд значений диафрагмы по возрастающей. Шкала диафрагмы обычно бывает нанесена на оправу объектива, а так же мы можем видеть ее на дисплее фотокамеры. Размер отверстия диафрагмы обычно выражается в виде знаменателя дроби и обозначается символом «f». То есть «f/число». Знаменатель этой дроби как раз и указывает, насколько широко в данный момент открыто диафрагменное отверстие. А эта ширина, как мы уже говорили сегодня, существенным образом и влияет на экспозицию. Но кроме экспозиции, размер диафрагменного отверстия так же влияет и на глубину резко изображаемого пространства
Тут важно знать, что чем число, которым обозначено то или иное значение диафрагмы, меньше – тем шире диаметр отверстия диафрагмы. Проще говоря, диаметр отверстия диафрагмы, обозначенной f/8 меньше, чем, допустим, диафрагма f/4
У некоторых начинающих фотографов это, возможно, может вызвать путаницу: как же так? Число маленькое, а диаметр отверстия – большой? Ответ на этот вопрос довольно простой. Пока скажем, что всё дело тут в математике. Но об этом чуть позже.
А пока мы расскажем вам о стандартной диафрагменной шкале. Вот этот ряд чисел: f/1,4. f/2. f/2,8. f/4. f/5,6. f/8. f/11. f/16. f/22.
Самое важное, что нужно знать об этой шкале – это то, что каждая ступень, каждый шаг этой шкалы, каждый переход от меньшего числового значения к большему уменьшает диаметр отверстия диафрагмы ровно в два раза. А это, соответственно, значит, что пропускает на матрицу ровно на 50% меньше света
Практически на всех объективах вы найдете надпись в виде соотношений значений чисел. Ну, например, 1:2. Что это означает? Это означает то, что диаметр отверстия данного объектива в два раза меньше его фокусного расстояния. Но большинство из современных фотокамер и объективов сегодня имеют не только стандартные значения диафрагмы, но и промежуточные. Проще говоря, допустим, если шаг настройки равен 1/3 ступени, то между значениями диафрагмы f/4 и f/2,8 будут располагаться и еще несколько ее значений, а именно f/3,2 и f/3,6. Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы иметь возможность более точной настройки экспозиции. А так же и других нужд, о которых мы поговорим с вами чуточку попозже.
А сейчас перейдем к вещам посложнее. Скажем сразу: если то, о чем мы сейчас будем говорить, покажется вам не очень понятным и недоступным, не бойтесь перейти к следующему разделу. Мы же пока попытаемся разобраться, почему же, все-таки, при переходе от меньшего значения диафрагмы к большему сквозь объектив фотоаппарата света проходит именно в два раза меньше.
Давайте рассмотрим этот вопрос на одном примере. Представим, что у нас с вами в руках объектив с фокусным расстоянием 50 миллиметров и с диафрагмой f/2. Первым делом рассчитаем диаметр самого отверстия диафрагмы. Для этого нам придется 50 миллиметров разделить на 2. В итоге получаем 25 миллиметров. Далее. Ищем радиус этого отверстия, то есть половину диаметра. Радиус у нас, стало быть, составляет 12.5 миллиметров. Теперь по известной формуле S = пи * R2 (число пи умножить на радиус в квадрате) нам нужно узнать площадь этого отверстия. В данном случае эта площадь составляет у нас 490 квадратных миллиметров.
А теперь давайте сделаем такие же расчеты для этого объектива при другом значении диафрагмы. При f/2,8 диаметр диафрагменного отверстия будет 17,9 миллиметров, радиус, соответственно,8,95 миллиметров, а площадь – 251,6 квадратных миллиметров. Не нужно быть великим знатоком для того, чтобы понять, что вторая площадь в данном случае практически вдвое меньше, чем первая
На то, что число 2 является приблизительным, обращать внимание не стоит. Дело в том, что округление диафрагменного числа сделано до первого десятичного знака
А если расчеты проводить без округлений, то, как раз ровно 2 и получится.
Как изменить выдержку на фотоаппаратах Canon
Если вам нужно изменить выдержку на лету, Canon делает это невероятно просто, даже когда у вас заняты руки
Чтобы настроить выдержку на камере Canon:
- Запустите его.
- Убедитесь, что вы находитесь в режиме Ручная экспозиция или любом другом режиме, который не определяет выдержку процедурно и автоматически.
- Нажимайте Main Dial влево или вправо, пока не найдете конечный пункт назначения.
Щелчок влево уменьшает выдержку, а щелчок вправо делает ее быстрее. Это один из самых простых элементов управления на любой камере Canon: зеркальной, беззеркальной и даже на нескольких ретро-моделях ‘точка-и-стрелка’
Многие новые беззеркальные камеры Canon также оснащены сенсорным дисплеем; если вы счастливый обладатель камеры, подходящей под это описание, вы можете изменить эти настройки, коснувшись непосредственно каждого значка в цифровом окне просмотра. То же самое относится и к настройкам диафрагмы
Даже если экран вашей камеры не сенсорный, изменить диафрагму очень просто: команда очень похожа на описанную выше, хотя и с одной изюминкой
Шаг 5 – Как использовать различные диафрагмы?
Прежде всего следует помнить, что нет правил в фотографии, есть рекомендации, в том числе когда дело доходит до выбора диафрагмы. Все зависит от того, хотите ли вы применить художественный прием или максимально точно запечатлеть сцену. Чтобы легче принимать решение, привожу несколько наиболее употребляемых традиционно значений диафрагмы.
f/1.4: превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса
f/2: Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4
f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.
f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.
f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.
f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.
f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов
f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.
f/22: Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.
Как использовать величины диафрагм?
Для начала скажем о том, что должен знать каждый начинающий фотограф. Четких правил в фотоискусстве нет. Есть лишь ценные советы и профессиональные рекомендации. особенно когда речь о настройке диафрагмы. Когда перед вами стоит задача придать кадру эффект размытости, воплотить свою художественную задумку, или наоборот — сделать четкий снимок в идеальной резкости. Приведем примеры, которые помогут выбрать подходящий параметр.
f/1.4: Этот показатель идеально подходит для фотосессии в условиях недостаточной освещенности, в затемненном помещении, в вечернее время на улице. Но следует быть аккуратными с величиной ГРИП, она может быть слишком мала. Качественные снимки получаются при фотографировании объектов небольшого размера, с мягким фокусом.
f/2: Аналогичное использование, что в случае, описанном выше. Также следует остерегаться пониженных показателей по ГРИП.
f/2.8: Этим значением обладают современные zoom-объективы. Применяется величина тоже при затемненных условиях, для съемки портретов. Цвет лица получается ровным, бархатистым, черты лица мягкими. В глубину резкости попадает весь объект.
f/4: Позволяет снимать человека при светлом дневном освещении, в естественных условиях. Но есть момент, который следует учитывать: может ограничить возможности автофокуса.
f/5.6: Фотографы применяют эту величину при съемке нескольких людей. Если в помещении не хватает нужной освещенности, рекомендуем перестраховаться и подсветить объекты вспышкой.
f/8: Отлично получаются коллективные фото, пейзажи, снимки архитектурных объектов. Каждая деталь выходит на снимке яркой и четкой.
f/11: Идеальный вариант для классических портретов. Большинство объективов с этой величиной работают на максимальную резкость. Объект съемки получается в абсолютно четким, до малейшей детали.
f/16: Величина, которую профессионалы используют при съемке в дневное время при ярком солнечном свете. Обладает большими показателями ГРИП. Задний и передний фон будет на кадре в резкости.
f/22: Подходит для фото-задачи, если хотите захватить композицию в общем, без акцентирования внимания на передний план. Часто применяется при съемке пейзажей.
На что влияет фокусное расстояние
В первую очередь этот параметр влияет на то, что поместится в кадре. Чем меньше значение, тем шире получается угол обзора, но при этом сильнее искажается перспектива. Высокое фокусное расстояние помимо прочего дает размытие фона.
Исходя из этого, различают несколько видов объективов по размеру фокусного расстояния.
- Сверхширокоугольные от 7 до 24 мм. Используются для получения фотографий с максимально возможным углом обзора. 14 мм объектив является самым популярным для съемки пейзажей. Размыть фон с таким объективом практически невозможно.
- Широкоугольные – от 24 до 35 мм. Объектив имеет меньшее размытие перспективы в сравнении с предыдущим, но и угол обзора здесь меньше. Применяется для съемки на улицах города, групповых портерных фото и иногда для пейзажей.
- Стандартные – от 35-85 мм. Подходят для съемки человека в полный рост, пейзажа и для большинства обычных фотографий без сюжета. Нельзя снимать портреты, так как объектив искажает пропорции лица
- Телеобъективы – от 85 мм. С 85 до 135 мм искажений почти нет, это оптимальный вариант для съемки портретов. После 135 пространство сжимается, что также не подойдет для съемок лица. Телеобъективы подходят для съемки предметов, к которым трудно подойти. Это могут спортивные события, дикие животные и прочие объекты.
Как настроить фокус
Для того чтобы настроить фокус, в первую очередь нужно понимать, что фотограф хочет увидеть на снимке. Исходя из этого, следует выставлять конкретные значения на объективе. Чтобы получить главный объект четким, а фон размытым, следует выбрать маленькое значение фокусного расстояния, например, для объектива 18-55 ближе к 18. Если нужно получить на фото четкий передний план и перспективу, то принцип соответственно будет обратным.
После этого в видоискателе нужно найти нужную точку и сфокусироваться на ней. Данная функция есть у большинства современных фотоаппаратов. В зависимости от производителя и модели, точек фокусировки может быть много. Камера захватывает не только основной объект, но и ближайшие к нему.
Режимы фокусировки
Большинство зеркальных фотоаппаратов имеют несколько режимов фокусировки, которые используются для разных целей. В настройках фокуса есть обозначения S, AF, MF. Рассмотрим, как они расшифровываются.
- «AF-S» — Auto Focus Single, что можно перевести на русский язык как «одиночный афтофокус». Суть его заключается в том, что при нажатии кнопки спуска наполовину объектив наводит резкость и при получении удачного варианта останавливается.
- «AF-C» — Auto Focus Continuous, что можно трактовать, как продолжительный автофокус. В данном случае при нажатой наполовину кнопке камера продолжает следить фокусом, даже если в этом момент меняется композиция или объекты двигаются.
- «AF-A» — Auto Focus Automatic, автоматический автофокус. Фотоаппарат сам выбирает один из двух предыдущих режимов, многие новички снимают именно на нем и не подозревают о существовании других вариантов.
- « MF» — Manual Focusing, ручная фокусировка, необходимый вариант для продвинутых фотографов. Здесь фокусировка осуществляется вращением кольца на объективе.
Очевидно, что нельзя выбрать правильное фокусное расстояние в объективе, так как оно будет отличаться для разных типов съемки.
Влияние диафрагмы на резкость
С закрытием диафрагмы повышается резкость. Речь, конечно, идет о той части изображения, которая находится в пределах ГРИП. Как правило, на открытых диафрагмах формируется мягкое изображение, что может быть хорошо для портретов. Прикрыв диафрагму на пару стопов от максимально возможной для объектива диафрагмы, можно получить сильный рост резкости. Пика резкости объективы достигают при диафрагмах в диапазоне f/6.3 — f/13 (привел условные значения, т.к. диапазон может меняться в зависимости от условий). Дальше появляется ощутимое влияние дифракции, и начинается обратный процесс – при дальнейшем закрытии диафрагмы резкость снижается.
Например, в пейзажах почти всегда требуется максимальная резкость, и там часто используются диафрагмы f/7.1, f/8, f/11.
Для примера рассмотрим условный объектив с постоянным фокусным расстоянием и неизменной максимальной диафрагмой f/1.8. На f/1.8 изображение будет «софтить», получаться мягким. Прикрыв до f/2.8 — f/4, получим гораздо более резкое изображение. На значениях f/8 – f/11 оно будет звеняще резким. А дальше резкость будет снижаться, и на f/22 или f/32 создастся ощущение, будто изображению сильно недостает резкости.
Каждый объектив позволяет достичь той или иной резкости, также диапазоны диафрагменных чисел, при которых достигается максимальная резкость, индивидуальны. Их можно узнать в обзорах объективов. Также отмечу, что диафрагма влияет на виньетирование – при открытой диафрагме оно больше. Виньетирование, аберрации и прочие оптические характеристики индивидуальны для конкретных моделей объективов, поэтому перед покупкой настоятельно рекомендую изучать обзоры.