Контровой свет и кома
Для проведения следующего теста нам пригодится мощный фонарик. Проверять будем, как поведет себя объектив Fuji XF 80mm f/2.8 R при ярком контровом свете.
Вот результаты для диафрагмы f/2.8
В целом, результат неплох. Зайцев объектив не словил, хотя работал без бленды. Небольшой эффект засветки проявился только в центральной части, зато результат по краям получился идеальным.
На диафрагме f/5.6 ситуация в центре стала немного лучше.
А вот на диафрагме f/11 уже появились «лучи» и засветка в центре становится более интенсивной
Итак, что же мы, посветив фонариком, в итоге выяснили? Просветление и оптическая конструкция объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R прекрасно справляется с зайцами и работа в контровом свете для него совершенно не проблема, особенно хорошие результаты получаются на диафрагме f/5,6.
Технические характеристики
Полное название |
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro |
Производитель |
Fujifilm |
Дата анонса |
07.09.2017 |
Байонет |
FUJIFILM X |
Тип объектива |
портретный |
Фокусное расстояние |
постоянное |
Минимальное фокусное расстояние, мм |
80 |
Диафрагма при мин. фокусном расстоянии |
02.8 |
Минимальная дистанция фокусировки (м) |
0.25 |
Ручной фокус |
да |
Макросъемка |
да |
Максимальный угол обзора (градусы) |
20 |
Максимальное значение диафрагмы |
22 |
Число лепестков диафрагмы |
9 |
Число элементов |
16 |
Число групп |
12 |
Число асферических элементов |
1 |
Число низкодисперсных элементов |
4 |
Диаметр объектива (мм) |
80 |
Диаметры светофильтра |
62 |
Длина (мм) |
130 |
Вес, кг |
0.7 |
Наведение на резкость
Иногда лучше смотреть, чем говорить. Мы сделали несколько тестовых снимков, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько четко снимает полноценный макрообъектив Fuji. Приведенные ниже кадры сняты на разных диафрагмах, что, очевидно, заметно влияет на качество и скорость наведения.
Тест фокуса с диафрагмой от f2.8 до f11 (слева направо)
Как видим, резюме получается таким: забудьте о проблеме с резкостью, если вы снимаете объективом Fujifilm XF 80mm f/2.8 R! Начиная с максимально открытой диафрагмы f/2.8, резкость в центре остается бритвенной. По краям четкость тоже прекрасная, причем, тоже начиная с открытой диафрагмы f/2.8. При меньшей диафрагме резкость по краям не увеличивается – ей расти попросту некуда! А пик четкости, как и положено, достигается на значении f/5.6. На отметке f/8 уже заметно проступает дифракция. При основательно закрытой «дырке» на f/11 резкость в центре заметно размывается, уже не такая острая, как на f/2.8, но остается вполне рабочей.
Rundown
Holy moley, both classic Biotar type lenses perform surprisingly well compared to the modern Canon EF 50mm f1.8 digital lens on the Sony alpha 7ii full frame camera. Some people say the German and Russian Biotar lenses from Carl Zeiss Jena and Helios are not sharp enough in the corners for landscape photography.
In my opinion, stopped down to aperture f8, both tested lenses show sufficient sharpness in the center and the corner to deliver a good image quality on the Sony alpha 7ii full frame sensor for landscape photos.
At open aperture f2, both Biotar lenses excel if you like a lens with a sharp center and a unique and very beautiful bokeh with a lot of character. If you look at the photos in the gallery above, its no wonder that the Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2 classic lens is praised at so many other websites and in so many YouTube videos.
But the image quality of classic lenses is very dependent on the serial dispersion in quality and on the conservation level of the respective individual pieces. In this respect, I may have been lucky to have tested two Biotar lenses that were of above average image quality.
The image quality of the German and Russian Biotar lenses are so similar that you can save around EUR 150 without being disadvantaged by buying a Helios 44M-4 58mm f2 for approx. EUR 50. It’s best to avoid the Helios 44M-5, 44M-6 or 44M-7 lenses though; it’s highly likely that you’d get an over-priced 44M-4 lens with “fake lettering” instead.
On a Sony a6100 camera with 24 megapixel APS-C sensor both lenses performed quite well, look at following blog post “More than Swirly Bokeh“:
The first tested classic Biotar lens: Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2
The Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2 classic lens adapted to a Sony alpha 7ii full frame mirrorless camera
It’s best not to buy a Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2 classic lens without the quality label Q1 or without a Zeiss T coating if you’re looking for a lens with good image quality. If you check the lens offerings on e-bay, you will find many Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2 lens offerings without the Q1 label or without Zeiss T coating.
Versions of the Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2 lens; tested was the PRE-SET version made in 1953
Tested was the pre-set version without black aperture stripes and with 10 aperture blades: https://www.pentaxforums.com/zeiss-58mm-biotar/
The tested Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f2 lens has the quality label Q1 (left) meaning “Very good quality, above the average” and a red T label (right) for a Zeiss T coating (T stands for transparency).
Качество сборки
Объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 имеет отличный металлический влагозащищенный корпус. Исходя из диаграммы производителя, объектив имеет множество уплотнительных колец, защищающих от попадания пыли и влаги внутрь конструкции.
Тем не менее, нужно понимать, даже такому герметичному объекту не стоит показывать красоты всего подводного мира. Ключевое слово – «водонепроницаемый» относится не к озеру или морю, а к небольшому дождику или туману, в этом случае «ноги не промокнут» и внутренние линзы останутся абсолютно сухими. Для макрообъектива хотя бы такая степень герметичности очень важна, поскольку часто жучков-паучков приходится снимать рано утром, пробираясь по росе… А еще иногда случаются осадки с неба и даже — снежная зима.
Задний байонет, разумеется, металлический и с прекрасным чернением по кругу его внутренней части, что минимизирует отражения и лишние блики. На камеру байонет прикручивается в меру податливо и в меру жестко, после характерного щелчка объектив не люфтит, держится, как припаянный. Тут уж будьте уверены, Fuji не подведет – качество линзы, как всегда, на высоте!
Сбоку легко увидеть два переключателя: включение/отключение стабилизатора и управление дистанцией фокусировки. Можно выбирать три диапазона фокусировки: полный, макро (0,25-0,5 мм), усеченный (0,5 мм до бесконечности). Такой подход к фокусировке оптимизирует скорость наведения на резкость в разных ситуациях. Например, снимая портрет, имеет смысл отключить «забегание» фокуса в зону макро: здесь скорость автофокуса заметно ниже, чем в стандартном диапазоне. Мы отчетливо убедились, что в портретной съемке диапазон «макро» лучше отрезать: камера гораздо быстрее начинает реагировать на движения модели.
На корпусе объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 установлено два кольца: одно широкое – для ручной корректировки фокуса, другое — узкое, расположенное возле байонета и предназначенное для регулирования диафрагмы с шагом 1/3 ступени. Вращая кольцо диафрагмы, четко слышно приглушенные дискретные щелчки, а вот плавных промежуточных значений в диафрагме нет.
Фокусное кольцо не только большое и хваткое, но и в меру упругое
Крутится оно плавно, без титанических усилий, что очень важно для макрообъектива. Время реакции автофокуса меняется в зависимости от выбранного диапазона и скорости вращения кольца
В этом есть и плюсы и минусы. Минус заключается в том, что нет единой скорости, под которую можно подстроиться и привыкнуть. С другой стороны, объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 понимает, насколько сильно нужно изменить фокус и, когда это надо, и прокручивает внушительные дистанции за мгновение.
Очень важно, что при наведении на фокус внешние части корпуса не выезжают, а потому они не будут пугать разных зверушек-пичужек растущим черным «носом» и «стеклянным глазом». Однако нам не понравился один важный момент
Сразу бросается в глаза полное отсутствие в объективе контрольных шкал: как дистанции фокусировки, так и гиперфокала. Для серьезной макроработы «в поле» это может быть критичным минусом, потому что мгновенный взгляд на шкалы позволит быстро скорректировать настройки и сэкономить бесценные секунды
Однако нам не понравился один важный момент. Сразу бросается в глаза полное отсутствие в объективе контрольных шкал: как дистанции фокусировки, так и гиперфокала. Для серьезной макроработы «в поле» это может быть критичным минусом, потому что мгновенный взгляд на шкалы позволит быстро скорректировать настройки и сэкономить бесценные секунды.
Диаметр внутренней резьбы объектива довольно популярный — 62мм, что делает покупку фильтров беспроблемной и не очень накладной.
Диафрагма в новом объективе Fuji — девятилепестковая, закрывающаяся до f/22. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 12 группах, включая один асферический элемент, один Super ED и три ED.
Передняя линза покрыта специальным флуриновым слоем. Если объяснять физическую суть, то скажу так: жидкость подобное покрытие не может намочить в принципе, а если по-простому, то так: любые капли влаги будут скатываться с линзы при малейшем наклоне, как роса с капустного листа. В общем, удалять пыль, убирать капли воды и даже жировые пятнышки с объектива довольно просто.
Both classic Biotar 58mm f2 lenses are an important part of lens history
The famous lens designer Dr. Willy Merté created the Biotar at Carl Zeiss. It was an optimized successor of the Planar lens, which was designed in 1936 as the Biotar 58mm f2 “kit lens” for the Kine EXAKTA 35mm camera — the most innovative 35mm film camera before World War II. For the mathematical calculation of the Car Zeiss Biotar 58mm f2, 480 calculation steps were necessary, which resulted in a manuscript of 3200 pages closely described with numbers, on which 2 “human computers” worked for 3 years (Johannes Steiner: Fototaschenbuch 1959, Halle, 1958, page 156 and page 256).
Dr. Merté left Jena for Oberkochen in 1945 to help establish Carl Zeiss West Germany; he was under American protection, as were many of the company’s employees. In 1947, Dr. Merté went to the Unites States at the offer of the Institute of Optics of Boston University. He died the following year after a short illness in Dayton, Ohio.
The Kine EXACTA camera, which started being produced in 1936, and the Carl Zeiss Biotar 58mm f2 lens as kit lens
In 1949, Carl Zeiss Jena introduced the Contax S camera, the world’s first 35mm SLR mirror camera with an eye-level prism view finder and interchangeable lenses, and the Carl Zeiss Biotar 58mm f2 lens became the standard “kit lens” of the technically advanced Contax S camera.
In 1949, Carl Zeiss released the world’s first 35mm SLR camera with an eye-level prism viewfinder and exchangeable lenses, the Contax S camera with the Biotar 58mm f2 as kit lens
The Carl Zeiss Biotar 58mm f2 lens was produced in several versions from 1936 until 1960, while the Russians produced their own versions of this lens as Helios 44 58mm f2 from 1958 until 1992. The Helios 44 lenses were in production for 34 years in several versions and served as the standard kit lens for their Zenith 35mm SLR cameras. The Helios 44 58mm f2 family of lenses, produced in the millions, are probably the most widely produced analog lenses in the world.
Автофокус
Скорость автофокуса на редкость быстрая для такого объектива. Полный диапазон фокусировки он пробегает меньше чем за секунду. Причем, скорость фокуса почти не зависит от условий освещения. Даже в сумерках с фокусом нет проблем. Даже в портретной съемке с переключением диапазона фокусировки можно особо не заморачиваться: лучше, конечно, снимая людей, макро сегмент отцепить, но, если забыли, — ничего страшного, можете и не вспомнить, что забыли… А вот при макросъемки весь остальной диапазон наведения лучше сразу отключить — на макро дистанциях автофокус убегать на бесконечность и обратно не должен…
Кстати, автофокус работает почти бесшумно. Даже самые пугливые jumping spider (прыгающие пауки), которые устремляются на автора снимка от малейшего шороха, вряд ли на этот раз будут подняты по тревоге…
В живую скорость автофокуса на обычных и макро дистанциях можно оценить по этим видео:
При небольших перепадах дистанции фокусировка быстра и стабильная. Неоднородные по плану объекты (объемные ветки ели) не всегда наводятся по самым близким к объективу иголкам. Но это уже вопрос скорее к камере, а не к объективу.
Обратите внимание, мы попытались умышленно прицелиться в неконтрастный объект – снег. Камера в паре с объективом очень быстро поняли, что шансов навестись на резкость нет, и перестали мучиться…. В целом же автофокус, хотя и не такой молниеносный, как на спортивных линзах, зато он оказался стабильным и весьма цепким
В целом же автофокус, хотя и не такой молниеносный, как на спортивных линзах, зато он оказался стабильным и весьма цепким.
Настоящие фанаты макро всегда фокусируются вручную, но, тем не менее, автофокус объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R на макро дистанциях тоже наводится отлично. Макроведы, автофокус вам в помощь! Это вполне рабочий инструмент для макросъемки. Мы специально устроили объективу еще и такую проверку: резко переводили его «взгляд» с макрообъекта на бесконечность к уходящему горизонту. Автофокус вслед за камерой мгновенно устремлялся в указанную даль на горизонте. Столь быструю реакцию автофокуса обеспечивает встроенный мотор, который одинаково шустро «гоняет» линзы в макро диапазоне и на удлиненной дистанции.
掲載予定(順未定)
CZ Hologon 16mm (LM)
CANON 25mm F3.5(L39)
CANON 35mm F1.8(L39)
W-KOMURA 3.5/28(L39)
Chiyoko Super Rokkor 2.8/45(L)
Carl Meyer SPEED 1.9/50(DKL)
Beyreuth Steiner 3.5/75(645)
Tokyo Kogaku RE Topcor 1.4/50
Canon 0.95/50
Cooke Kinetar 2/50(Arri)
CZJ Prakticar 1.4/50(PB)
Asahi Opt. Takumar 1.4/50(M42)
Tomioka Chinon 1.4/55(M42)
Cofield LUMAX 1.9/50
Leidolf Lordon 1.9/50
Angenieux Type S21 1.5/50
Tanaka Kogaku Tanar 5cm F2
Officine Galileo Esaog 2/50
Cooke Panchrotal 2.3/71mm(C)
LEITZ Hektor 1.9/75(L39)
Canon 1.9/85 (Arri)
Row Rathenow Rectan 75/3.5
Agilux anastigmat 2.8/80(Agiflex)
Tokyo Kogaku RE Topcor 1.8/85
Sankyo Kohki Komura 1.4/85
Isco Westanar 2.8/85(M42)
KOMZ Uran-27 2.5/100(7x8cm)
Rodenstock Rotelar 4/100(Exakta)
Rodenstock Imagon 5.8/200(3×4)
★T*時代のZeissレンズ
CZ Tessar T* 2.8/45(Y/C)
CZ Planar T* 1.4/50(Y/C)
CZ Planar T* 1.4/85(ZF.2)
CZ Sonnar T* 2.8/85(C/Y)
★KOWAの写真用レンズ
Kowa Prominar 50mm F1.4
Kowa 50mm F1.9
Kowa Prominar 35mm F2.8
Kowa SW 28mm F3.2
Kowa 100mm F3.5
★抜群の携帯性を誇るオリンパスのOMレンズ群
Zuiko Auto-S 1.4/50
G.Zuiko Auto-S 1.2/50
Zuiko Auto-T 2/85
Zuiko Auto-T 2.8/100
★フランス製ライカマウントレンズ
Foca Oplarex 1.9/50 (L) *
Foca Oplar 3.5/35(L)
Foca Oplar 3.5/90 *
★APS-Cユーザの砦PEN-Fレンズの世界
Olympus Zuiko 25mm F4
Olympus Zuiko 40mm F1.4
Olympus E.Zuiko 100mm F3.5
★ズミクロンを目指した国産ライカマウントレンズ
Chiyoko Super Rokkor 5cm F2
Tokyo-Kogaku Topcor 5cm F2
Canon 5cm F1.9(L)
★歴史の淀みを漂う珍レンズ達
Dallmeyer Stigmatic II#2 135/6
Aldis Uno Anastigmat 7.7/155
Leitz Elcan 2/75(66 or 67)
Rietzschel Linear 4.5/90
Goerz Hypergon 60mm
R&J Beck Isostigmar 5.8/120
Bausch Lomb Metrogon 6.3/3in
Ernemann Ernostar 2/100
★Sonnar F2.8撮り比べ
CZ Sonnar T* 2.8/85(C/Y)
Rollei Sonnar 2.8/85(QBM)
CZ Sonnar 2.8/85(Contaflex 126)
★アストロの映画用レンズ
Astro Gauss-Tachar 2/32(Arri)
Astro macro Gauss-Tachar 2/40
Astro Pan-tachar 2.3/50 *
Astro Pan-tachar 2.3/75
Astro Pan-tachar 2.3/100
Astro Pan-tachar 2.3/125
Astro Roscher Kino Portrait 2.3/75
★キノプテックの映画用レンズ
Kinoptik Apochromat 2/18(Arri.)
Kinoptik Apochromat 2/25(Mit.)
Kinoptik Apochromat 2/25(Arri.)
Kinoptik Fulgior 1.3/35
Kinoptik ERAX-16 1.9/32
Kinoptik Apochromat 2/50(Arri.)
Kinoptik Apochromat 2/100(Apla)
★東側諸国の映画用レンズ
東独Carl Zeiss Jena Biotar 2/35(Arri)
東独Meyer Primoplan 1.9/30(Arri) *
Carl Zeiss Jena Sonnar 1.5/50(Arri)
チェコMeopta Openar 1.8/40(C)
★解像力至上主義時代の名レンズ
Nikkor-S・C 5cm F1.4 *
Nikkor-S・C 55mm F1.2
★トロニエの魔鏡
Voigtlander Nokton 1.5/50(Prom)
★再エントリー(フルサイズ機)
Rodenstock Eurygon 2.8/30
Rodenstock Heligon 1.9/50
Leitz Summicron-R 2/50
CZJ Biotar 2/58(M42)
ISCO Westagon 2/50(M42)
The second tested classic Biotar lens: Helios 44M-4 58mm f2
The tested Helios 44M-4 lens was made in the (logo: ) located almost half way between St. Petersburg and Moscow, while the Zenit camera was made by (logo: ) about 40km west of Moscow.
In 1958, the Russians started to produce their copy of the Biotar 58mm f2 lens as Helios 44 58mm f2 lens. Here we see the later version, Helios 44M-4 58mm f2 made in 1990. Thanks to Sergii for lending the Camera and lens.
You can see more than 50 versions of the Helios 44 58mm f2 classic lenses here: https://radojuva.com/44-helios/ My tested Helios was the first multi-coated “MC” version h308 with 6 aperture blades.
Most Russian lenses indicate the year of production with the first two digits of the serial number.
The tested Helios 44M-4 58mm f2 lens has a serial number beginning with “90”, meaning it was produced in 1990.
ラベル(レンズ構成&用途別)
Gauss type
(95)
Retrofocus type
(53)
cinema lens
(52)
Tessar type
(21)
Macro lens
(17)
Triplet type
(17)
Xenotar type
(13)
Ernostar type
(12)
Sonnar type
(11)
Projector lens
(10)
Tele-Sonnar type
(8)
Dialyte type
(7)
Primoplan type
(5)
Reverse Unilite
(4)
Conversion Lens
(3)
Dagor type
(3)
Dynar type
(3)
Enlarging lens
(3)
Heliar type
(3)
Petzval type
(3)
Plasmat type
(3)
Tair type
(3)
Unar type
(3)
Biogon type
(2)
Biotessar type
(2)
Bis-Telar type
(2)
CCTV lens
(2)
Doppel-Protar type
(2)
Reverse Xenotar
(2)
Soft focus
(2)
特殊レンズ
(2)
Antiplanet type
(1)
Fisheye type
(1)
Gruppen-Antiaplanet type
(1)
Hektor type
(1)
Kino-Plasmat type
(1)
SPEEDIC type
(1)
Simlar-Septac type
(1)
Special purpose
(1)
Super Rokkor type
(1)
Topogon type
(1)
Unilight type
(1)
Zoom lens
(1)
Стабилизатор
В объективе Fujifilm XF 80mm f/2.8 R установлен отличный стабилизатор, который по нашим прикидкам позволяет снимать с рук на выдержке 1/20-1/30, а при определенной сноровке и поправкой на брак – аж до 1/6. Производитель заявляет, что эффективность стабилизатора равна 5 ступеням. На практике, пожалуй, мы сумели добиться эффекта «четкий антисмаз» вплоть до 4 ступеней, хотя и не исключаем, что отдельные умельцы могут «прыгнуть и дальше». Словом, работа стабилизатора реально порадует многих фотографов, особенно при фотосъемке со слабым освещением.
Оцените сами по этому видеоролику:
Встроенный стабилизатор объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R имеет явно «мужской характер» — в работе он «жесткий», чем очень похож на объективы Tamron. Новый макрообъектив не сглаживает движение камеры, делая его плавным, а старается любой ценой удерживать картинку на своем месте. Такой подход к стабилизации значительно повышает эффективность при сильных, но не больших по амплитуде колебаниях – например, в случае, если вы оказались с камерой на телеге, трясущейся по брусчатке. Обратная сторона медали – такой принцип работы автофокуса мало пригоден для видеосъемки, потому что картинка начинает постоянно дергаться, что отчетливо видно на тестовом видеоролике.
Боке
Поскольку Fujifilm XF 80mm f/2.8 R — это два в одном: снимать с его помощью можно в жанре макро и в портретном жанре, то мы проверили, каким получается боке на разных диафрагмах. Как и ожидалось, самое мягкое и глубокое размытие фона получается на открытой диафрагме f2.8. И на двух последующих ее значениях боке остается довольно привлекательным для портретной съемки, особенно под открытом небом с большой глубиной обзора.
диафрагма f/2,8
диафрагма f/4
диафрагма f/5.6
Как видим, размытие получается достаточно плавным и приятным. Нет резких, обрывчатых переходов от четкого изображения в зону размытия.
Диафрагма f/2,8 и f/4
Диафрагма f/5,6 и f/8
Даже со сложными сценариями боке: с тонкими веточками и повторяющимися текстурами, с рисунком на заборе объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 R справляется вполне достойно
Выводы
Создание такой специфичной и дорогой линзы, без сомнения, был немалым риском для Fuji по нескольким причинам:
Во-вторых, выпуск довольно непростого объектива — это испытание для инженеров, для репутации компании в целом. Серьезная линза по немалой цене предполагает полное отсутствие изъянов и компромиссов в надежности конструкции и качестве изображения. Каждая инженерная ошибка будет неудачей, малейший изъян расценят, как предательство.
А что же получается в сухом остатке? Первый риск — с массовым спросом, окончательно проявится лишь со временем. Пока тенденции на рынке развиваются явно в пользу Fuji. Но до сегмента беззеркальных камер пока не дошли «титаны зеркального мира» — Nikon и Canon. А что будет, когда дойдут?
А вот с качеством нового объектива инженеры Fuji, на наш взгляд, не подкачали. Да, на выходе получилось довольной тяжелое и дорогое стекло, но отличного качества, в котором очень сложно найти реальный изъян.
Макрообъектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 R – это не игрушка, это настоящий рабочий инструмент, который покупается один раз и который будет много лет давать стабильный результат высокого качества. Так что, заметка для тех, кто уже снимает на камеры Fuji серии X: новый макрообъектив смело берите, не пожалеете!
Плюсы
Надежный корпус и влагозащита
Потрясающая резкость даже на открытой диафрагме
Практически нет аберраций
Быстрый, точный и почти бесшумный автофокус
Эффективный стабилизатор
Минусы
Не хватает шкалы фокусировки и гиперфокала
Высокая цена
Виньетка могла бы быть меньше