Особенности объектива Гелиос-44-2
Среди особенностей объектива можно отметить следующие моменты: если использовать специальный переходник (переходное кольцо Nikon-M42), оптический прибор можно успешно установить на тот же фотоаппарат Nikon D50. Благодаря имеющимся свойствам именно однослойного просветления, при помощи объектива удачно достигается эффект «воздушности» при съемке. То же самое можно сказать относительно возможностей получения субъективного художественного эффекта – боке, восьми лепестковая диафрагма делает рисунок объектива непохожим на другие. Достаточно часто можно услышать мнение профессиональных фотографов относительно высоких качеств Гелиоса-44-2 при создании фотографий творческого характера и портретов. Высокие качества съемки обеспечивается точным управлением настройки резкости и диафрагмы. Многие отмечают, что даже в таких вариантах, когда диафрагма имеет значение f4, на «Гелиосе» удается получить художественное боке по качеству, намного превосходящему качество, которое даёт китовый объектив или современная фикса (Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor или Canon EF 50mm f/1.8). На фотокамеры Canon «Гелиос» так же легко устанавливается с помощью переходника, который можно сделать самостоятельно или купить отдельно (М42 — Canon EOS).
Главное, в процессе съемки с данным объективом не спешить, дабы иметь возможность точно сфокусироваться, выбирать правильно сюжет и выставлять сюжет в кадре. Впрочем, эти требования выдвигает непосредственно сам факт использования только ручного управления функциональностью фотообъектива.
Зоны вне фокуса и знаменитый закрученный боке
Закрученный боке появляется на значениях диафрагмы f/2-2.8. Поскольку фокус ручной – легко промахнуться. На зеркалке и без “ассистента фокуса” я снимаю только неподвижные объекты.
Некоторые критикуют Гелиос, потому что рисунок боке слишком выделятся и оттягивает внимание от объекта. Я частично согласен
К примеру здесь, закрученное боке не делает снимок лучше. .
Фокусироваться на расстоянии пары-тройки метров достаточно просто. Но когда я делаю портрет крупным планом – фокусироваться сложно. Лёгкое движение может вывести глаза из фокуса.
Здесь, девушка немного сдвинулась в сторону и ближайший глаз уже слегка не в фокусе.
Эффект закрученного боке лучше всего достигается на полнокадровых камерах. На кропах сложнее, но тоже возможно.
В остальных случаях, боке “незакрученный” боке тоже приятный
У Гелиос 44-2 есть классная функция. Можно ограничивать диапазон значений диафрагмы. Я настраиваю его на 2.8, и соответственно использую значения между 2.8 и 2. Для пейзажей я переключаюсь на f4, поскольку углы изображения становятся резче.
Сравнение Гелиос-44 и Гелиос-44-2 (13 и 8 лепестков диафрагмы)
Еще на заре увлечения мануальной оптикой мне запомнились слова про некий Гелиос-44 с 13-лепестковой диафрагмой. Правда, автор тут же отмечал, что такие объективы весьма редки и я даже не стал его искать. Приобрел Гелиос-44-2 с 8 лепестками — ведь и это весьма неплохо!
Но шли дни. Я все больше увлекался мануальной оптикой и… когда количество стекол в коллекции превысило десяток, вновь вернулся к идее покупки легендарного белого Гелиоса-44. Поиск по аукционам был быстрым и эффективным — есть он в продаже! Правда, по гораздо более высокой цене…
Однако охота пуще неволи. Сделана ставка, оплачен лот — и вот у меня руках то самое вожделенное стекло с 13-лепестками диафрагмы! Немного потертое, с ярким фиолетовым просветлением — и многозначительным ноликом в серийном номере. Говорят, что такие объективы предназначались для руководителей различных рангов. Правда или нет — не знаю, но данный красногорскийГелиос-44 собран очень добротно и этим выгодно отличается от своего валдайского собрата 1982 года. А ведь между ними почти 20 лет разницы…
Конструктивно объективы немного отличаются по пропорциям — см. пример ниже. Кроме того, ранний белый Гелиос показался более увесистым. Еще одна особенность — он словно бы интенсивнее показывает отражение на просветлении линзы.
Но это уже тонкости. Впереди — сравнение объективов в одинаковых условиях. Для этого я использовал штатив Manfrotto, камеру Canon 5D Mark III (ISO 100, баланс белого «В тени»), переходник М-42-EOS и переходник М-39-М-42. Диафрагма полностью открыта. Фокусировка по экрану.Отмечу, что мой Гелиос-44-2 отличается прекрасной резкостью — можете убедится в этом на приведенных ниже снимках. Дело в том, что в моих руках побывало немало объективов из серии 44-2, прежде чем я остановился на этой конкретной модели.
Такую картинку выдает мой Гелиос-44-2, выпущенный в 1982 году на Валдайском заводе
Итак, что же показал тест? А вот что.
1. У белого Гелиоса картинка более четкая — по сравнению с ней, Гелиос-44-2 выдает в зоне нерезкости в некотором роде «кашу». 2. Белый Гелиос оказался контрастнее и насыщеннее по цветам.3. Белый Гелиос интенсивнее окрашивает картинку в золотистый цвет4. Белый Гелиос чуть более мягко и пластично размывает фон в зоне нерезкости (я почувствовал это уже с первых снимков, до всяких тестов)5. Белый Гелиос предсказуемо формирует ровные кружочки при закрытии диафрагмы — 13-лепесков проявляют себя во всей красе (см. самые последние фото)
Гелиос-44
Гелиос-44-2
Кружки нерезкости, получившиеся при закрытии диафрагмы до максимального значения
Обратите внимание на шумы — камера была вынуждена серьезно повысить светочувствительность
Такой характер приобретает размытие по краям кадра при полностью открытой диафрагме
А здесь диафрагма ужата до значени f/11
Выводы
Гелиос-44-2 выдает весьма хорошие результаты (при условии, что вы купили нормальный экземпляр). И его с успехом можно использовать в художественной фотосъемке, не тоскуя о «белом» прародителе» линейки. Однако, если есть возможность купить Гелиос-44, собранный в 1960-х годах… берите! Я думаю, что не пожалеете. Качество сборки в те годы было на высоте. А оптические качества старого объектива все-таки отличаются в лучшую сторону от более позднего Гелиос-44-2
Test of Helios-44 with 13-blades. It is show more intresting picture in bokeh and higher optical quality. It is strongly recommended for art-photo as it is
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm — накрутка подписчиков в ютубе
Преимущества и недостатки оптики
Упомянутый ранее эффект «воздушности» в снимках, как правило, достигается в условиях минимального значения диафрагмы (f2) и в условиях максимальных свойств отражения света от объекта. Хорошие результаты получаются в тех случаях, когда источник света располагается под углом в сорок пять градусов относительно объектива либо напротив оптики
Вместе с тем, здесь важно соблюдать и те условия, когда важная деталь в сюжете должна находиться строго в центре кадра. Эти требования объясняются тем, что в положении, когда диафрагма максимально открыта, на крайних границах кадра отмечается существенное снижение резкости
Недостаток исчезает после доведения значения диафрагмы до f4, плюс отмечается появление на картинке «мягкости» линий и действительно красивого художественного эффекта. С диафрагмой f4 оптимально работать в условиях фотографии крупным планом, редко в процессе съемки пейзажей, когда к детализации не предъявляются слишком высокие требования. О сайте fotomtv.
Группа “Советские объективы” на Фейсбук
Я сделал группу, где мы делимся фотографиями, сделанными советскими объективами.
Ссылки на покупку Гелиос 44-2 и аксесуары
Если Вам понравился обзор, и вы хотите приобрести объектив – предлагаю использовать приведенные ниже ссылки. Это не меняет стоимость для Вас, но помогает мне делать больше обзоров.
Гелиос 44-2 с резьбой М42 можно установить на зеркальные и беззеркальные камеры при помощи адаптера. Можно использовать самый дешевый адаптер (т.к. обмена данными между камерой и объективом нет – чип не нужен).
Helios 44-2 для Canon EF. Я купил адаптер на Canon за 1 евро.
Helios 44-2 для Nikon F. На камерах Nikon F, по умолчанию, объектив не фокусируется на бесконечность. Для этого Гелиос должен быть модифицирован.
HELIOS 44-2 WITH NIKON INFINITY FOCUS ON EBAYM42 TO NIKON F ADAPTER
Helios 44-2 для Sony E mount. Адаптер на беззеркалках немного больше.
Fuji X. M42 TO FUJI X MOUNT ADAPTER ON EBAY
Micro 4/3. M42 TO MICRO 4/3 ADAPTER ON EBAY
Share with a friend