Юпитер (линзы) — jupiter (lenses)

Обзор советского объектива юпитер-37а | весь мир через объектив

Юпитер-11 4/135 Автомат

Длиннофокусный сменный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов Киев-10 и Киев-15. Четырехлинзовый анастигмат.

В Юпитере-11 воплощена оптическая схема Sonnar немецкой фирмы Carl Zeiss. Конструкторская и технологическая документация Цейса достались СССР в счет репараций.

Выпускались варианты Юпитер-11 с самыми разными вариантами креплений, как для дальномерных фотоаппаратов, так и для зеркальных.

Юпитер-11 — это объектив, который в СССР выпускался, пожалуй, в самом большом количестве вариаций.

Оптическая схема:

Фокусное расстояние: 135 мм

Угол поля зрения: 18°30′

Размер кадра: 24×36 мм

Количество линз/групп: 4/3

Рабочий отрезок — 44 мм

Относительное отверстие: 1:4

Пределы шкалы диафрагм: 1:4–1:22

Количество лепестков диафрагмы — 6

Регулировка диафрагмы — управляется из фотоаппарата

Ближний предел фокусировки — 1,2 м

Соединения:

объектива с камерой — байонет Киев-Автомат

для ввинчивающихся насадок — M49×0,75

Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 42/29 линий/мм

Вес — 385 г

Просветление однослойное желто-фиолетового цвета.

Компоновка объектива Юпитер-11 Автомат полностью вытекает из применяемого в нет типа крепления.

Самое близкое к камере кольцо из светлого металла — неподвижное. Оно служит для удерживания объектива во время присоединения и отсоединения от камеры.

Чуть дальше от корпуса— фокусировочное кольцо.Оно очень широкое и снабжено удобной накаткой. Это кольцо сразу ложится в руку. Фокусироваться удобно.

Полный ход геликоида — около 270 градусов. Интересно, что шкала дистанций на всех объективах Арсенала идет в противоположном направлении по сравнению с объективами с резьбой М39 и М42.

Шкала глубин резкости на объективе имеется. А вот кольца управления диафрагмой — нет.

Все управление диафрагмой осуществляется из фотоаппарата.

Лепестков диафрагмы 6 штук и они имеют характерный цвет красной меди. Такие лепестки сильно отражают свет.

Есть информация, что и малое число лепестков и их специфическое покрытие — все это сделано ради снижения трения при закрытии / открытии диафрагмы.

Такова специфика байонета Киев-Автомат. Автоматика камеры сможет управлять диафрагмой только в том случае, если та будет закрываться и открываться совершенно свободно. Без малейшего сопротивления.

От прочих объективов под байонет Киев-Автомат, Юритер-11 отличает наличие встроенной выдвижной бленды.Глубина ее около 2,5 см.

Также отмечу, что Юпитер из обзора — это единственная известная мне версия Юпитер-11 со встроенной блендой.

Само по себе наличие бленды делает, конечно, честь производителю, но конструкция бленды не очень удачная. Она совершенно не фиксируется ни в одном из положений. Скидку на возраст нужно, конечно сделать, но, полагаю, дело все-таки в самой конструкции.

Использовать любые объективы с байонетом Киев-Автомат с современными камерами — задача сложно осуществимая.

Фабричных переходников с такого байонета никто не происходит.

Конкретно в случае Юпитер-11 автомат, нет никакого резона пытаться присоединить его к цифровому фотоаппарату.

Если имеется горячее желание попробовать оптическую схему Юпитер-11, то лучше найти версию со сменным хвостовиком А.

Для такого варианта подходит много фабричных переходников на большинство современных фотосистем.

Владельцам Nikonсменный хвостовик позволит установить на объектив крепление под их камеру. Рабочий отрезок при этом будет правильным.

А Юпитер-11 автомат из обзора находится в сфере интересов исключительно коллекционеров.

На этом у меня все — удачных фотографий!

—————————————————————————

Информационное сообщение.

Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

В соцсетях я буду выкладывать ссылки на свежие обзоры и сообщать, какие именно статьи появятся на сайте Фототехника СССР в ближайшем будущем.

—————————————————————————

История создания объектива Юпитер-37А

История создания объектива Юпитер-37А берет свое начало от дальномерного объектива ЗК-135/4 (Зоннар Красногорский), который изготавливался на Красногорском заводе им. С.А. Зверева и базировался на технологиях и материалах, полученных  по репарации из Германии после Великой Отечественной войны. Впоследствии объектив стал выпускаться под маркой Юпитер-11 f4/135мм.

Если копнуть еще глубже в историю, то выходим на объектив Carl Zeiss Sonnar 1:4 13,5 sm, который был спроектирован в 1932 году выдающимся инженером компании ZEISS IKON AG доктором Людвигом Бертеле на основе запатентованной годом ранее оптической схемы Sonnar.

После пересчета оптической схемы на диафрагму F/3.5, объектив именовался Юпитер-37А и выпускался на Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ) с 1978 по 2009 год. С 1980 года на заводе начали выпускать модификацию объектива с многослойным просветлением — МС Юпитер-37А. Экспортный вариант назывался Jupiter-37A 3,5/135.

С 1985 года объектив стал выпускаться и в комплектации с хвостовиком КП-А\К для установки на байонет «К» (Pentax).

Мой экземпляр имеет серийный номер 863280, значит он был изготовлен в 1986 году. А логотип на передней части принадлежит Казанскому оптико-механическиму заводу (КОМЗ).

В базовой комплектации объектив поставлялся с блендой, инструкцией (ссылка на скан приведена в конце статьи) и двумя крышками на переднюю линзу и резьбу M42. Объектив был упакован в пластиковый футляр.

Комплект поставки объектива Юпитер-37А

Объективы «Юпитер»

Точные значения фокусных расстояний не всегда совпадают с указанными на оправе округлёнными цифрами и приводятся из каталога разработчика объективов ГОИ им. Вавилова.

Объектив «Юпитер-8», КМЗОбъектив «Юпитер-9» с байонетом ContaxОбъектив «Юпитер-24» жестковстроенный в кинокамеру КварцОбъектив «Юпитер-37А» со сменным хвостовиком

Объективы «Юпитер»
Модель Присоединение Фокусное расстояние Светосила Угловое поле
Юпитер-3 Киев-Contax, М39×1 52,54 мм ƒ/1,5 45°
Юпитер-4М Киев-Contax 50 мм ƒ/2,0
Юпитер-6 М39×1, М42×1 180,29 мм ƒ/2,8 14°
Юпитер-8 Киев-Contax, М39×1 52,4 мм ƒ/2,0 45°
Юпитер-9 М39×1, М42×1, Киев-Contax, Киев-Автомат 84,46 мм ƒ/2,0 28°50′
Юпитер-10 17 мм ƒ/1,8 45°
Юпитер-11 М39×1, М42×1, Киев-Contax, Киев-Автомат 133,12 мм ƒ/4,0 18°30′
Юпитер-12 М39×1, Киев-Contax 35,7 мм ƒ/2,8 63°
Юпитер-13 125 мм ƒ/1,5
Юпитер-14 19 мм ƒ/1,8 45°
Юпитер-16 50 мм ƒ/2,0 41°
Юпитер-17 М39×1, M24×1 52,49 мм ƒ/2,0 45/27°
Юпитер-18 19 мм ƒ/1,8 42°
Юпитер-21 М39×1, М42×1 200 мм ƒ/4,0 12°
Юпитер-22 75 мм ƒ/2,0 35°
Юпитер-23 М39×1 85 мм ƒ/2,5 28°
Юпитер-24 8-мм киноплёнка, Кварц 12,2 мм ƒ/1,9 32°30′
Юпитер-25Ц Байонет Ц 85 мм ƒ/2,5 28°
Юпитер-29 74,88 мм ƒ/1,8 10°
Юпитер-30 М39×1 85 мм ƒ/2,0 28°
Юпитер-36 Байонет Б, Байонет В 250 мм ƒ/3,5 19°
Юпитер-37 М42×1, байонет K 135 мм ƒ/3,5 18°
Юпитер-38 М42×1 75 мм ƒ/4,0 35°
Юпитер-39 М42×1 135 мм ƒ/5,6 18°
Юпитер-100 ОСТ-19 100 мм ƒ/2,5 24°
Юпитер-200 ОСТ-19 200 мм ƒ/4,0 12°

Юпитер-8 [ править ]

Объектив Юпитер-8 заимствован из конструкции Zeiss Sonnar . Он состоит из шести элементов в трех группах. Он имеет фокусное расстояние 50 мм и максимальную диафрагму f / 2.0.

Объектив Юпитер-8

Он был сделан для двух разных креплений камеры: резьбового крепления Leica, используемого на Зорках , ФЭД и некоторых других советских дальномерах , и крепления Contax, используемого на киевских дальномерах . Последний может использоваться на всех дальномерах Contax , при этом первый обычно требует настройки для правильной работы с дальномерами других производителей с использованием резьбового крепления Leica .

Кроме того, существовала модифицированная версия этого объектива, получившая название Юпитер-8М. Единственное различие между двумя версиями заключается в том, что у модифицированной версии были фиксаторы на кольце диафрагмы. Он был доступен только в креплении Contax для киевских дальномеров .

Вариант объектива Юпитер-8 был обычным стандартным объективом на многих фотоаппаратах « Зоркий» и « Киев» , что делает его довольно распространенным объективом даже сегодня.

Источники

  1. , с. 318.
  2. , с. 442.
  3. . «Politik» (26 февраля 2001). Дата обращения: 14 января 2015.
  4. ↑ , с. 16.
  5. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 16 апреля 2019.
  6. ↑ . ZENIT Camera. Дата обращения: 16 апреля 2019.
  7. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (15 февраля 2015). Дата обращения: 28 декабря 2018.
  8. ↑ , с. 32.
  9. . ZENIT Camera. Дата обращения: 29 сентября 2018.
  10. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  11. .
  12. . ZENIT Camera. Дата обращения: 11 сентября 2019.
  13.  (англ.). Lomography. Дата обращения: 11 сентября 2019. (недоступная ссылка)
  14. , с. 195.
  15. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  16. , с. 165,198.
  17. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  18. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (10 мая 2011). Дата обращения: 12 сентября 2019.
  19. , с. 423.

Основные характеристики объектива Юпитер-21А 4/200

Фокусное расстояние: 200 мм
Диапазон диафрагмирования: f/ 4 — f/ 22
Длинна: 150 мм
Вес: 740 г
Диаметр светофильтра: 58 мм
Количество лепестков диафрагмы: 10
МДФ: 1.7 м

Конструктив и эргономика Юпитер-21А 4/200

Для телеобъектива с фокусным 200 мм и светосилой f/ 4 Юпитер-21А имеет хорошие габариты. Он не очень тяжелый, не толстый. Им приятно пользоваться. Удобно снимать людей, он не привлекает так много внимания, например как современные телезумы, имеющие бОльшие габариты.

Объектив добротно собран, металлическая оправа, кольцо фокусировки широкое, не прорезинено. Имеются шкалы фокусировки и глубины резкости.

В положении бесконечности

Кольцо фокусировки вращается на 270 градусов, и позволяет удобно наводить резкость на объект съемки. При вращении кольца задняя часть объектива удлиняется на 34 мм.

В положении МДФ

Объектив имеет интересный механизм предустановки диафрагмы. Два кольца. Одно, чтобы установить значение диафрагмы, второе — чтобы закрывать диафрагму, до значения, установленного первым кольцом. Такой ретромеханизм встречается также на объективе Таир-11. В целом таким механизмом не очень удобно пользоваться.

В данном примере предустановка стоит на значении «8» (белая точка), и диафрагма закрыта до этого же значения (красная точка).

Диафрагма имеет 10 черненых лепестков. Регулировка плавная, что удобно при съемке видео.

Также имеется выдвижная бленда, которая выдвигается на 32 мм. Бленда имеет плотный ход и сама не складывается. Это удобно.

Вид на камере с выдвинутой блендой

Без бленды

Обратите внимание на желтый знак качества СССР. Который стоит на бленде

Чтобы установить объектив на систему Nikon мне понадобилось лишь прикрепить хвостовик КП А/Н.

Юпитер-9 [ править ]

Объектив Юпитер-9 заимствован из конструкции Zeiss Sonnar . Он состоит из семи элементов в трех группах. Его фокусное расстояние составляет 85 мм, что делает его коротким телеобъективом, который обычно используется для портретной фотографии. Максимальная светосила этого объектива — f / 2.0.

Он был доступен с несколькими креплениями для камеры. Сегодня это чаще всего встречается в резьбовом креплении Leica, используемом на Зоркий , ФЭД и некоторых других советских дальномерах , а также в креплении Contax, используемом на киевских дальномерах . Последний может использоваться на всех дальномерах Contax , при этом первый обычно требует настройки для правильной работы с дальномерами других производителей с использованием резьбового крепления Leica . Но этот объектив был также изготовлен в M42 монтировке , Pentax K-монтаж и фирменный Киев SLR крепление (используется на камерах Киев 10 и Киев 15).

Объектив Таир-3 на кропе

Единственная «кропнутая» камера, которая есть у меня в распоряжении — это беззеркалка Olympus E-PM2 с кроп-фактором 2. К ней в свою очередь был приобретен переходник Canon EOS->M4/3, то есть, теоретически была возможность установить Таир-3 на Олимпус (через 2 переходника). Что из этого получилось?

Эквивалентное фокусное расстояние 600 миллиметров — вещь довольно специфичная. Чтобы снять что-то с рук, нужно очень сильно постараться. Если фокусировка при этом ручная, то без штатива вообще делать нечего, но я попробовал. Примеров фотографий пока немного и они не очень показательны, привожу их скорее в праздно-развлекательных целях.

Первая фотография — вид на трубу котельной из окна. Растояние до объекта — 139 метра (проверил по Яндекс.картам). На фотографии видно все вплоть до винтиков и капроновых стяжек, которыми стянуты кабели. Дело подпортил контровой свет — солнце находилось в передней полусфере, поэтому контрастность у фотографии просела. Бленду я тогда не использовал (а зря).

Вторая фотография — условия съемки могут показаться безумными. Поздний вечер, штатива нет, тем не менее… ISO200, 1/800 секунды, F/4.5 — этого хватило, чтобы «зацепить» луну и яркую звездочку рядом с ней. Как позже выяснилось, это был Юпитер.

Звездочка во вставке — планета Юпитер со 100% кропа. Шутки шутками, но именно Таир-3 на 2-кратно кропнутом Олимпусе мне позволил первый раз в жизни вживую увидеть диск планеты Юпитер. Съемки велись 7 мая 2017 года, в этот день Юпитер на небе был рядом с Луной.

Кстати, по размеру Луны на фотографии можно судить, как она будет смотреться при съемке с 600 мм объективом. Это, я думаю, заставит многих по другому смотреть на «картинки в Интернете», на которых Луна в половину неба, а на переднем плане какой-то пейзаж.

К сожалению, больше никаких других фотографий с кропнутой камеры, сделанных на Таир-3 пока нет, я постараюсь в обозримом будущем дополнить ими статью. 

На кропе 2 (Micro 4/3) объектив Таир-3 произвел на меня весьма противоречивое впечатление. С одной стороны, 600 миллиметров это здорово, с другой — количество сюжетов, для которых эти 600 мм реально миллиметров нужны можно пересчитать по пальцам. Снимая с таким «приближением» без штатива делать нечего даже в солнечный день. Дело даже не в том шевеленке, чуть подняв ISO и установив выдержку 1/500 — 1/800 вполне можно делать резкие снимки, проблема в том, как сфокусироваться. Когда включаем на экране увеличение области фокусировки, при съемке с рук на экране не видно ничего, кроме отчаянно прыгающих пятен-объектов, на которые нужно умудриться навести фокус.

Разрешающая способность объектива, которой с запасом хватало на полнокадровые 13 мегапикселей (Canon EOS 5D), для кропнутой 16 мегапиксельной матрицы уже не хватает. На открытой диафрагме объектив заметно подмыливает и хроматит. При закрытии диафрагмы картинка улучшается, но все же остается далекой от идеала. Примерно такая же ситуация, я думаю будет наблюдаться на современных тушках с сенсором APS-C разрешением 24 мегапикселя.

МС Юпитер-9 2/85 М42

Оптическая схема:

Фокусное расстояние: 85 ммУгол поля зрения: 28°Размер кадра: 24×36 ммКоличество линз/групп: 7/3Рабочий отрезок — 45,5 ммОтносительное отверстие: 1:2Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22Количество лепестков диафрагмы — 15Регулировка диафрагмы — бесступенчатаяПредустановка диафрагмы — есть Ближний предел фокусировки — 0,8 м

Соединения:объектива с камерой — M42×1Расположение крепления для светофильтров: переднееРазрешающая способность по ТУ (центр/край): 30/18 линий/ммКоэффициент светопропускания: 0,75Вес — 360 г

Передняя и задняя линзы объектива имеют многослойное просветление едва заметного фиолетово-зеленого оттенка.

Самое ближнее к камере кольцо — для фокусировки. Оно достаточно широкое и имеет удобную накатку. Пользоваться удобно.

Полный ход геликоида — около 270 градусов. Ход длинный, что очень удобно при фокусировке на портретных дистанциях. МДФ 0,8 метра.

Шкалы дистанций и ГРИП на новом корпусе Юпитер-9 нанесены более удобно.

Колец диафрагмы два. Расположены они вплотную друг к другу и вплотную к кольцу фокусировки.

Самое дальнее от камеры отвечает за предварительную установку диафрагмы. Шкала со значениями — только для него! Шкала эта, собственно на кольцо и нанесена.

Колечко чуть ближе — служит для того, чтобы фотограф мог быстро закрыть диафрагму от полностью открытого положения (на котором происходит компоновка кадра) — до закрытого на столько, на сколько выставлено предварительно.

По положению этого кольца определить относительное отверстие невозможно. Оно не предполагает использование промежуточных положений – только крайние.

На этом кольце нет даже риски.

Диафрагма состоит из 15 лепестков. На любом значении диафрагмы они формируют идеально ровные круги. Юпитер-9 — один из объективов с самыми ровными кружками в зоне нерезкости.

Лепестки черненые, матовые.

Практическое использование:

Вообще, Юпитер-9 дает достаточно мягкую картинку. Особой прям резкости, тем более на открытой диафрагме, от Юпитер-9 ждать не стоит. Возможно, тут сказывается и не очень высокая разрешающая способность.

Но Юпитер-9 ведь позиционируется как портретник, а ему бритвенная резкость не нужна. Пластичность картинки для портретника это достоинство.

Есть мнение, что экземпляры Юпитер-9 производства КМЗ имеют оптическое качество выше, чем у Лыткаринских.

F2 — это большая светосила на ФР 85 мм. В большинстве случаев это даже избыточно. Задний фон размывается очень сильно.

Само фокусное в 85 мм — отличный универсальный вариант для портретной съемки.

С одной стороны, при сравнительно крупноплановой съемке мы не тыкаем модели объективом в лицо.

В другой, для съемки общего плана нам не нужно отходить куда-то совсем уж далеко за горизонт.

Наконец, Юпитер-9 – очень компактный. Пользоваться им просто удобно. Он реально чуть больше обычного штатника.

Мне картинка данного Юпитер-9 понравилась. Резкости и детализации вполне достаточно. Рисунок размытия приятный: мягкий, плавный. Съемка на портретной дистанции комфортна.

Тестовые снимки: Эти и другие фото в полном размере вы можете посмотреть по этой ссылке

Историческая справка

Оптическое устройство прототипов «Юпитера» типа Zeiss Sonnar: 1 — 50/2,0; 2 — 50/1,5

Объективы «Юпитер» появились в СССР после окончания войны, когда в счёт репараций была получена конструкторская документация, запасы сырья и производственное оборудование для изготовления немецкой фотоаппаратуры. После 1945 года все германские патенты были аннулированы странами Антигитлеровской коалиции, и разрешено свободное копирование довоенных разработок. Первые «Юпитеры» стали советскими вариантами объективов серии Zeiss Sonnar.

Однако, они не являются буквальными копиями, поскольку для оригинальных «Зоннаров» необходимо оптическое стекло определённых сортов, не производившихся в Советском Союзе. Поэтому, с июля 1947 по апрель 1949 года под руководством оптика Михаила Мальцева 4 объектива «Зоннар» были заново рассчитаны в ГОИ под доступный в СССР сортамент стёкол. Тем не менее, некоторые из них до 1954 года выпускались на КМЗ из вывезенных запасов немецкого стекла под названием «Юпитер». В первую очередь были скопированы сменные объективы, разработанные Людвигом Бертеле ещё в 1932 году для фотоаппаратов Contax: Zeiss Sonnar 50/1,5; Zeiss Sonnar 50/2,0 и Zeiss Sonnar 85/2,0. Они предназначались для советской копии этих же камер, производство которой запускалось на киевском заводе «Арсенал» под названием «Киев».

Тогда же, в декабре 1947 года, был перерассчитан под советское стекло светосильный телеобъектив Zeiss Sonnar 180/2,8, предназначавшийся для комбинации дальномерного фотоаппарата с зеркальной приставкой Flektoskop. Позднее он выпущен с маркировкой «Юпитер-6» для только что появившегося «Зенита». Успешный запуск серийного производства советских копий «Зоннаров» позволил в скором времени начать собственные разработки на основе этой принципиальной схемы. Так появились объективы, созданные для первых зеркальных фотоаппаратов, и 16-мм кинокамер. Из-за особенностей оптического принципа, заложенного Бертеле, большинство «Юпитеров» были телеобъективами с высокой светосилой. На момент появления «Юпитера-3» он был самым светосильным в СССР нормальным объективом.

Источники

  1. , с. 318.
  2. , с. 442.
  3. . «Politik» (26 февраля 2001). Дата обращения: 14 января 2015.
  4. ↑ , с. 16.
  5. Г. Абрамов. . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 16 апреля 2019.
  6. ↑ . ZENIT Camera. Дата обращения: 16 апреля 2019.
  7. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (15 февраля 2015). Дата обращения: 28 декабря 2018.
  8. ↑ , с. 32.
  9. . ZENIT Camera. Дата обращения: 29 сентября 2018.
  10. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  11. .
  12. . ZENIT Camera. Дата обращения: 11 сентября 2019.
  13.  (англ.). Lomography. Дата обращения: 11 сентября 2019. (недоступная ссылка)
  14. , с. 195.
  15. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  16. , с. 165,198.
  17. . ZENIT Camera. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  18. Аркадий Шаповал. . «Радожива» (10 мая 2011). Дата обращения: 12 сентября 2019.
  19. , с. 423.

Примеры, снятые объективом Юпитер-21А

Все примеры выполнены фотофппфратом Nikon D3100. Экспорт из RAW, небольшая корректировка экспозиции.

Резкость Юпитер-21А 4/200

Объектив имеет хорошую резкость уже с открытой диафрагмы. При закрытии резкость возрастает. На практике, я не закрывал объектив больше чем на f/ 8. И в 90% случаев пользуюсь объективом на открытой диафрагме и не чувствую неудобств с фокусировкой и резкостью.

f/ 4

f/ 4

Из недостатков можно отметить, что на открытой в определенных сюжетах наблюдаются хроматические аберрации.

f/ 4

Рисунок и боке Юпитер-21А 4/200

Объектив имеет приятный рисунок. Резкий, и в то же время пластичный.

f/ 4

Очень красивое размытие, характерное Зоннарам.

f/4

f/ 4

f/ 4

В этом плане объектив хорош для художественной съемки.

f/ 4

Контраст и цветопередача Юпитер-21А 4/200

Объектив имеет хорошую цветопередачу и контраст.

f/ 4

На портретах иногда наблюдается небольшой уход в зеленые оттенки, это легко правится в редакторе.

f/ 4

Контровой свет не держит идеально, но все же справляется с ним лучше некоторых советских объективов.

f/ 5,6

Сильный боковой тоже лучше в кадр не пускать. При попадании может ловить зайцев, а также может искажать цвета.

f/ 4

Бленда значительно помогает в этом, хотя и не всегда.

f/ 4

f/ 4

Выводы

Юпитер-21А 4/200 — хороший советский телеобъектив. Интересен своей схемой и художественными свойствами. В коллекционном плане настоящий раритет. Найти его в наше время в хорошем состоянии — большая редкость.

f/ 4

Оптическая схема и конструкция

Юпитер-37А состоит из 4-х линз в трех группах. По оптической схеме является четырехлинзовым анастигматом, как и большинство объективов «Юпитер». По оптической схеме очень сильно похож на немецкий объектив Carl Zeiss Jena Sonnar 135mm/F3,5. Можно сказать, что марка «Юпитер» — это аналог Цейсовской марки Sonnar.

Оптическая схема объектива Юпитер-37А

Объектив имеет 12-ти лепестковую ирисовую диафрагму, которая при закрывании формирует ровное круглое отверстие. Диафрагма плавно изменяется от значения 3.5 до 22 без фиксированных значений, что может быть очень удобным для создания эффектов при съёмке видео. Кольцо управления диафрагмой находится возле передней линзы. Из-за этой особенности и легкого хода кольца управления диафрагмой я довольно часто сбиваю установленное ранее значение. Отчасти эта проблема решается функцией предварительной установки значения диафрагмы. Для этого нужно потянуть кольцо управления диафрагмой в строну камеры и отпустить на нужном значении. После этого диафрагма будет закрываться только до установленного значения.

12-ти лепестковая диафрагма объектива Юпитер-37А

Объектив имеет огромное ребристое металлическое кольцо фокусировки (более 3.5 сантиметров), которое вращается на 270 градусов. При фокусировке хобот объектива может удлиняться до двух сантиметров (21 мм). При фокусировке передняя линза не вращается, что является удобным для использования не только круговых (CPL), но и линейных поляризационных фильтров (PL). Во время фокусировки все внутренние линзы перемещаются по геликоиду.

Длина объектива Юпитер-37А с фокусировкой на бесконечность, и на минимальное расстояние

Передняя линза имеет однослойное просветление желто-коричневого цвета.

Передняя линза объектива Юпитер-37А с однослойным просветляющим покрытием

При съёмке в контровом свете Юпитер-37А ловит зайцев. При наличии ярких источников света в кадре, изображение сильно теряет контраст. Бленда, прилагаемая в комплекте ситуацию немного спасает. Но всё равно контрастность немного ниже, чем у объективом с многослойным просветлением. Однако, в графических редакторах эта проблема решается за пару кликов.

Если контрастность изображения является для вас одним из главных критериев, тогда имеет смысл рассматривать для покупки объектив МС Юпипер-37А с многослойным просветлением. Но он стоит ощутимо дороже по сравнению с версией c однослойным просветлением.

Так же был замечен интересный эффект при фотографировании темного объекта на светлом фоне. Значительно снижается контраст объекта при закрытой диафрагме. Т.е. чем больше закрыта диафрагма, тем менее контрастным получится объект. Ниже приведен пример.

Снижение контраста темного объекта на светлом фоне при закрытой диафрагме

Просветляющее покрытие линзы оказывается довольно-таки непрочным и легко покрывается царапинами.

Царапины на передней линзе объектива Юпитер-37А

У некоторых объективов при просмотре линзы на просвет видны множество ярких точек. Многие думают, что это пузырьки воздуха в линзах, но это, как правило, не так. Как показала практика, это не пузырьки воздуха в линзе, а капли смазки узлов объектива, которые испарились и сконденсировались на линзах. От этого дефекта сложно избавиться у объектива Юпитер-37А, так как крайне нежелательно разбирать линзоблок. Хотя довольно безболезненно можно снять линзу, ближнюю к байонету и промыть в изопропиловом спирте.

Капли сконденсировавшейся смазки на задней линзе объектива Юпитер-37А

Примечания

  1. Одно из немногих исключений составляет широкоугольный «Юпитер-12», основой для которого стал Zeiss Biogon
  2. Первые партии объективов собирались из готовых немецких линзовых блоков и носили марку «ЗК» (Зоннар Красногорский)
  3. В 2013 году для на КМЗ разработана версия с многослойным просветлением «Jupiter 3+» (другое название «Зенитар-3»). Серийный выпуск начат в 2016 году
  4. Штатный объектив всего семейства дальномерных фотоаппаратов «Киев»
  5. Выпускался также в оправе для 35-мм кинокамер. В 2013 году для международного ломографического общества разработана версия с многослойным просветлением под названием «Зенитар-9»
  6. ↑ Киносъёмочный объектив для 16-мм киноплёнки
  7. Кроме различных вариантов для малоформатных фотоаппаратов, выпускались также киносъёмочные версии для 16-мм и 35-мм киноплёнок
  8. Сверхсветосильный объектив для аэрофотосъёмки. Выпущено не более 600 экземпляров
  9. Выпускался в двух вариантах оправы: для фотоаппаратов «Зоркий» и «Нарцисс» в качестве альтернативы «Юпитеру-8»
  10. Версия «Юпитер-21М» оснащалась механизмом прыгающей диафрагмы для фотоаппаратов «Зенит»
  11. Кроме киносъёмочного варианта выпускались ещё три версии объектива в специальной оправе
  12. ↑ Для фоторегистратора «Селена»

Юпитер-6

Объектив Юпитер-6 заимствован из оптической конструкции Zeiss Sonnar . Фокусное расстояние этого объектива составляет 180 мм, а максимальная диафрагма — f / 2,8. Таким образом, этот объектив представляет собой телеобъектив, который в настоящее время обычно используется для портретной фотографии.

Он предназначен исключительно для зеркальных фотоаппаратов. Существует две версии этого объектива: Юпитер-6 в байонете M39 (не путать с LTM , это зеркальный вариант байонета для ранних фотоаппаратов « Зенит» ) и Юпитер-6-2 в байонете M42 .

Этот объектив действительно большой и тяжелый. Он состоит из пяти элементов в трех группах. Ходят слухи, что этот объектив на самом деле настоящий Sonnar, даже больше, чем Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8 / 180, который, как полагают, использует переработанную оптическую схему Sonnar — Ernostar.

Юпитер-9

Объектив Юпитер-9 заимствован из конструкции Zeiss Sonnar . Он состоит из семи элементов в трех группах. Его фокусное расстояние составляет 85 мм, что делает его коротким телеобъективом, который обычно используется для портретной фотографии. Максимальная светосила этого объектива — f / 2.0.

Он был доступен с несколькими креплениями для камеры. Сегодня это чаще всего встречается в резьбовом креплении Leica, используемом на Зоркий , ФЭД и некоторых других советских дальномерах , а также в креплении Contax, используемом на киевских дальномерах . Последний может использоваться на всех дальномерах Contax , при этом первый обычно требует настройки для правильной работы с дальномерами других производителей с использованием резьбового крепления Leica . Но этот объектив также производился с байонетом M42 , Pentax K-mount , Leica M и фирменным байонетом Kiev SLR (используется на камерах Kiev 10 и Kiev 15).

Историческая справка

Оптическое устройство прототипов «Юпитера» типа Zeiss Sonnar: 1 — 50/2,0; 2 — 50/1,5

Объективы «Юпитер» появились в СССР после окончания войны, когда в счёт репараций была получена конструкторская документация, запасы сырья и производственное оборудование для изготовления немецкой фотоаппаратуры. После 1945 года все германские патенты были аннулированы странами Антигитлеровской коалиции, и разрешено свободное копирование довоенных разработок. Первые «Юпитеры» стали советскими вариантами объективов серии Zeiss Sonnar.

Однако, они не являются буквальными копиями, поскольку для оригинальных «Зоннаров» необходимо оптическое стекло определённых сортов, не производившихся в Советском Союзе. Поэтому, с июля 1947 по апрель 1949 года под руководством оптика Михаила Мальцева 4 объектива «Зоннар» были заново рассчитаны в ГОИ под доступный в СССР сортамент стёкол. Тем не менее, некоторые из них до 1954 года выпускались на КМЗ из вывезенных запасов немецкого стекла под названием «Юпитер». В первую очередь были скопированы сменные объективы, разработанные Людвигом Бертеле ещё в 1932 году для фотоаппаратов Contax: Zeiss Sonnar 50/1,5; Zeiss Sonnar 50/2,0 и Zeiss Sonnar 85/2,0. Они предназначались для советской копии этих же камер, производство которой запускалось на киевском заводе «Арсенал» под названием «Киев».

Тогда же, в декабре 1947 года, был перерассчитан под советское стекло светосильный телеобъектив Zeiss Sonnar 180/2,8, предназначавшийся для комбинации дальномерного фотоаппарата с флектоскопом. Позднее он выпущен с маркировкой «Юпитер-6» для только что появившегося «Зенита». Успешный запуск серийного производства советских копий «Зоннаров» позволил в скором времени начать собственные разработки на основе этой принципиальной схемы. Так появились объективы, созданные для первых зеркальных фотоаппаратов, и 16-мм кинокамер. Из-за особенностей оптического принципа, заложенного Бертеле, большинство «Юпитеров» были телеобъективами с высокой светосилой. На момент появления «Юпитера-3» он был самым светосильным в СССР нормальным объективом.

Юпитер-11

Объектив Юпитер-11 заимствован из конструкции Zeiss Sonnar . Он состоит из четырех элементов в трех группах. Его фокусное расстояние составляет 135 мм, что делает его телеобъективом. Максимальная светосила этого объектива — f / 4.0.

Он был доступен с несколькими креплениями для камеры. Сегодня он чаще всего встречается в резьбовом креплении Leica, используемом на Зоркий , ФЭД и некоторых других советских дальномерах , а также в креплении Contax, используемом на киевских дальномерах . Последний может использоваться на всех дальномерах Contax , при этом первый обычно требует настройки для правильной работы с дальномерами других производителей с использованием резьбового крепления Leica . Но этот объектив был также изготовлен в M42 креплении , M39 крепления (не следует путать с Leica нитью горя , это зеркальная версия линзы для ранних Зенита зеркалок ) и фирменный Киев SLR крепления (используются в Киеве 10 и Киях 15 камер).

Также существовала разновидность объектива под названием Юпитер-11А. Все советские объективы с суффиксом -A имели сменные крепления, поэтому покупатель мог выбрать для своего объектива нужное крепление.

Olympus 17mm f/1.8

Байонет объектива:
Micro 4/3

Фокусное расстояние:
17 мм

Диафрагма:
F1.8-F22

Кратность зума:
фиксированный объектив

Стабилизатор объектива:
нет

Все характеристики…

Оценка читателей:

4.33/5

Читать отзывы

Широкоугольный объектив находится в линейке Премиум. Подходит для камер Micro 4/3: беззеркальные Olympus PEN, OM-D и Panasonic LUMIX G. Имеет малые габариты и вес. Выполнен из металла. Реализован в двух цветовых решениях: черный и серебристый. Фокусировка внутренняя, что позволяет использовать любые светофильтры.

Автофокус точный, быстрый и тихий. Ручная фокусировка хорошо реализована, удобная. Оптический стабилизатор отсутствует, однако встроен во все совместимые камеры. На открытой диафрагме в контрастных участках заметны аберрации. Умеренное размытие фона, боке при этом качественное. Фотографии резкие. Пользователи отмечают высокое качество снимков, светосилу, из недостатков – высоковатая стоимость.

Преимущества

  • внутренняя фокусировка;
  • отсутствие заметных геометрических искажений;
  • бликозащищенность;
  • высокая разрешающая способность;
  • высокая светосила

Недостатки

  • хроматические аберрации при определенных условиях;
  • снижение детализации, начиная с F11;
  • отсутствие бленды в комплекте.

Общие выводы

Про Таир-3 я могу сказать только одно — стекло само по себе интересное, но очень уж специфичное, так скажем, не для каждого. Если сравнивать с бюджетными зумами Canon, Nikon, Sigma, Tamron, то Таир-3 даст им фору по качеству картинки на 300 миллиметрах даже на открытой диафрагме, а если ее прикрыть до 8-11, то  по резкости он будет сравним с оптикой более высокого класса.

Таир-3 — объектив для энтузиастов, которых невозможно напугать весом, габаритами и необходимостью использования всяких переходников и прочих технических ухищрений. Объектив при должном старании вполне может дать вполне художественную картинку. Как оказалось, его можно даже использовать для любительской астрофотографии. Где-то читал, что к нему можно приладить окуляр (через очередной переходник) и использовать как поздорную трубу.

В конце концов, за те деньги, которые он стоит — сейчас неубитый экземпляр можно найти за 4-5 тысяч рублей — это отличное стекло. 

На этом все!

p.s. Выражаю огромную благодарность Роману Евгеньевичу Трушину, предоставившего мне этот объектив в безвозмездное пользование!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: