Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П — 50 mm F 1.5
Интересный объектив Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П для обзора прислал Владимир Михайлович.
Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П
Существует много различных модификаций Юпитер-3, так как сам объектив выпускался на нескольких советских заводах и претерпел ряд модификаций. Номер моего экземпляра N5704933, а значит объектив был выпущен в 1957 году уже с ‘нашего’ советского оптического стекла. Этот обзор очень поверхностный, так как, по некоторым причинам, я не имею сейчас возможности протестировать Юпитер-3 с фокусировкой на бесконечность. Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П – это объектив от дальномерных камер с посадочной резьбой М39. На зеркальных камерах без переделки его можно использовать только как макро объектив. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 на камере Canon EOS 350D с помощью самодельной конструкции. Как вообще использовать старые объективы с посадочной резьбой М39 на современных камерах Nikon читайте здесь, а на Canon здесь.
Вид Юпитер-3 50/1.5 на ЦЗК
Сейчас, в 2013 году, Юпитер-3 50/1.5 на барахолках продают по 150-200 у.е. Он считается одним из самых легендарных объективов Советского Союза, хотя первоначально был скопирован с немецкого Зоннара. Советские объективы со светосилой F/1.4, F/1.5 можно пересчитать по пальцам. Интересный обзор переделанного “на бесконечность” Юпитера-3 можете найти здесь.
Вид просветления объектива Юпитер-3 50/1.5
Объектив имеет однослойное просветление, на что указывает красная буква ‘П’ в названии объектива. Кольцо фокусировки вращается на 180 градусов, при фокусировке передняя линза не вращается, а хобот объектива слегка удлиняется. МДФ объектива составляет 1 метр. Юпитер-3 50/1.5 интересен своей 13-ти лепестковой диафрагмой. Диафрагма регулируется плавно, без фиксированных промежуточных значений. Очень мало объективов может похвастаться 13-тью лепестками диафрагмы, которые формируют идеальное ровное отверстие, что создает правильные кружочки нерезкости.
Диафрагма объектива Юпитер-3
Примеры фотографий
Все снято на F/1.5. Объектив имеет шикарный необычный рисунок. Многие просто в восторге от боке объектива. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 только в макро-режиме, потому мне сложно судить про качество фото в действительности. Но все же объектив дает сильный желто-зеленый оттенок на фото и имеет ярко выраженные сферические аберрации на F/1.5.
Мой опыт
На Canon 350D я посадил Юпитер-3 50/1.5 не с помощью обычного переходника, а просто утопил объектив в байонетной шахте камеры, после чего закрепил такую конструкцию непрозрачным скотчем. Таким образом я попытался несколько уменьшить макро эффект.
Я не рекомендую выбрасывать столько денег ради Юпитер-3 50/1.5, а вполне достойной заменой ему может служить младший брат объектива – Юпитер-8. Юпитер-8 и Юпитер-3 в моем печатном альбоме ‘бокенаторов’ занимают почетные места. Я был восхищен рисунком Юпитер-3 настолько, что заказал себе кинообъектив Юпитер-8 за 3 у. е. для макро экспериментов хотя давно зарекся “не покупать старую мануальную оптику!”
Размеры двух дальномерных полтинников
Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете посмотреть по этой ссылке.
Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Объективы и акции на них смотрите на Moyo.ua.
Выводы:
Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П – маленький, компактный супер-светосильный советский полтинник для дальномерных камер. Имеет очень приятный рисунок, но к сожалению, нет зеркальной версии объектива. В наше время Юпитер-3 50/1.5 стоит дороже многих ‘родных’ зеркальных автофокусных полтинников.
Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram.
Юпитер-3 1,5/50 Contax-Киев
Сменныйсверхсветосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных фотокамер Киев.
Конструкция Юпитер-3 скопирована с объектива Carl Zeiss Sonnar 1,5/50, а до 1954 года Юпитеры-3 собирались из немецких комплектующих, полученных СССР с рамках репараций.
У меня уже есть обзор резьбового Юпитер-3 для дальномеров Зоркий и подобных резьбовых аппаратов. Сегодня рассмотрим версию с байонетом Contax-Киев.
В обзоре представлен объектив произведенный на Загорском оптико-механическом заводе ЗОМЗ (Сергиев Посад) в 1963 году. Если учитывать что, большинство моих объективов для камер Киев датированы началом 50-х, то это, практически, новодел…. :о)
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 50 мм
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 7/3
Рабочий отрезок — 31,85 мм
Относительное отверстие: 1:1,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 13
Регулировка диафрагмы — бесступенчатая
Предустановка диафрагмы — отсутствует
Соединения:
объектива с камерой — внутренний байонет Contax-Киев
для ввинчивающихся насадок — M40,5×0,5
для надевающихся насадок — ∅42 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 30/14 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,80
Вес — 130 грамм
Просветление химическое однослойное фиолетового оттенка. На наличие просветления указывает также красная буква П. Фокусное расстояние показано по старому стандарту – в сантиметрах.
Размерами байонетная версия сопоставима с резьбовой, «стройнее» только. Есть, однако, существенное отличие. Юпитер-3 — это «полтинник», значит он предназначен для установки во внутренний байонет Contax-Киев.
Подробнее об этом сложном и интересном стандарте соединения объективов с фотоаппаратами читайте в специальной статье.
Фокусировка объектива во внутреннем байонете осуществляется с помощью самого крепления, поэтому такие объективы полностью лишены кольца фокусировки.
Юпитер-3 — не исключение. Объектив представляет собой линзоблок с диафрагмой.Геликоида и шкал расстояний и глубины резкости у него нет.
Кольцо управления диафрагмой находится пойти на самом переднем срезе и имеет небольшую накатку. Управление им не вызывает никаких сложностей, традиционное неудобство только в том, что при фокусировке вращается весь объектив, а значит, шкала диафрагм перемещается вместе и индексом, указывающим на выбранное значение.
Лепестков диафрагмы 13 штук.Они черненые, матовые. Форма лепестков такова, что круг, они, строго говоря, не образуют, но количество их этот недостаток компенсирует.С кружками в зоне нерезкости все будет хорошо.
На этом у меня все, удачи!
Тестовые снимки ожидаются.
—————————————————————————
Информационное сообщение.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ
Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.
.
—————————————————————————
—————————————————————————
Юпитер-3 — Красноярский фотограф Артур Миханев
Я очень долго гонялся за объективом «Юпитер-3» по вменяемой цене. А когда, наконец, купил, то вскоре испытал желание продать – мол, не совпали мы темпераментами. И лишь активное сопротивление прекрасного пола удержало от этого шага. «Ты что! – сказали мне. – Посмотри, какой он атмосферный!»
Действительно, Юпитер-3 дает совершенно удивительную картинку. Ниже я попробую перечислить все эпитеты, которые свойственны этому стеклу:
Мягкая резкость
Праздничность
Атмосферность
Легкость
Воздушный контраст
Неброский цвет
Все снимки, которые вы увидите ниже, сделаны на очень «уставший» объектив. Он достался мне в микроцарапинах, которые снижают контраст и влияют на резкость. И тем не менее…
Объектив удивил. Он прекрасно подходит для съемки женских портретов, создавая атмосферу задумчивости, легкости, невесомости.
Считаю, что этим объективом хорошо снимать и натюрморты — причем, выдержанные, скажем так, в «старинном стиле». Хотя и современная посуда, сфотографированная на хорошо освещенной витрине, выглядит весьма неплохо.
Можно ли снимать пейзажи — затрудняюсь сказать, так как мой «Юпитер-8» на открытом воздухе показал существенное падение контраста.
Юпитер-3 крайне плохо переносит даже намек на контровый свет. Ситуацию спасает даже использование родной глубокой советской бленды. Интересно, что порой возникающие без бленды засветки придают особенную художественность кадру, а вовсе не портят его.
Все снимки сделаны на полностью открытой диафрагме. Перед тем, как вы увидите остальные фото, должен оговориться – мне достался объектив 1956 года с множеством микроцарапин на передней линзе.
В заключение отмечу, что в яркий солнечный день снимать на полностью открытой диафрагме проблематично (если ваш фотоаппарат не позволяет делать выдержку короче 1/4000 секунды). Выход — только в использовании нейтрально-серого фильтра. Ниже я привожу пример снимка с диафрагмой f/1.5, выдержкой 1/4000 и ISO 200.
Но только на полном кадре объектив раскрывает весь свой потенциал. Снимки ниже сделан на беззеркальную фотокамеру Sony A7 Mark II
ЧИТАТЬ ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА «ГЕЛИОС-103»ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА «ЮПИТЕР-12»ЧИТАТЬ ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА «ЮПИТЕР-8»
Объектив Юпитер-3 — Заметки на полях — LiveJournal
Сменный сверхсветосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных фотокамер. Снабжен ирисовой диафрагмой.Переименованный трофейный объектив Carl Zeiss Sonnar 1,5/50. Вначале выпускался под наименованием ЗК (Зоннар Красногорский), затем — Юпитер-3.В 1954 году в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла (вывезенное в качестве репараций), был пересчитан под отечественное. Одновременно с этим была немного изменена конструкция оправы, в частности — переделано кольцо установки диафрагмы. Серийный выпуск измененной версии начался с 1955 года.С 1956 года объектив выпускался Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ, г. Загорск, ныне — Сергиев Посад), а с конца 1970-х годов — на валдайском заводе «Юпитер». (источник — Архив НТЦ)Мой экземпляр выпущен в 63году в ЗОМЗ, куплен через Молоток за 2000р+доставка. Доставка была небеспроблемной, но сейчас не об этом. Хорошо что дошел таки, в целости и сохранности. Шел из Саратова, а все потому что лот был охарактеризован как «Оптика в редкостном состоянии — на линзах ни пылинки, даже нет микроцарапин от протирки оптики». Хотя задняя крышка неродная, помечена как сделанная в Казани, на КоМЗ. Но объектив действительно в очень хорошем состоянии. В Москве такие экземпляры стоят уже более 3500, так что овчинка стоила выделки. Так же через oly43club.ru был куплен переходник m4/3 — M39 Leica. Причем здесь Лейка? — А очень просто: объективчик этот для дальномерных камер (Rangefinder Cameras), т.е. его можно поставить как на новейшую Leica M9, так и на старенький послевоенный Зоркий (тоже копия Лейки) и ФЕД. Конечно, при установке на m4/3 неизбежно скажется что размер сенсора по диагонали в два раза меньше стандартного кадра 24х36 мм. Но и стоит мой G1 далеко не 5000$ =) Poor man Leica — одно из прозвищ всех камер m4/3.
Но, вообще говоря, при перерасчете в 54-55г. была несколько изменена оптическая схема:Схема Юпитер-3
Схема C Sonnar T* 1,5/50 ZM. Хорошо виден воздушный промежуток и прочие более мелкие отличия у прародителя.
С Клуба Дальномер:
Объектив изумительный, картинка просто с ног валит. У меня их 2 — один 54-го (последний год работы на немецком стекле), другой 64-го (загорский). Ну не знаю… Оба хороши, хотя немецкий вроде бы помягче, но нужно все-таки не сканировать, а печатать. Как напечатаю, добавлюЕще полтора года назад обещал добавить отзыв после печати. Так вот увы и ах Косиновскому Ноктону 1,5/50. Если сравнивать их карточки (не сканы), то Ю-3 дает хорошую фору. Из под него картинки выходят живые, объемные. Их очень приятно печатать, приятно смотреть, как карточка проявляется. Совершенно особняком в сравнении с Ю-3 находится Суммилюкс 1,4/50 (у меня он не из современных, ему лет 10-12 на вид). Вот уж действительно чудеса творит. Если Ю-3 объемный, то Люкс дает картинку сродни голограммы. Все-таки немецкие оптики далеко забрались. В общем и целом Ю-3 супер-пупер полтиник в своих хороших экземплярах. Главное ощущение хочу еще раз подчеркнуть — чертовски приятно печатать с него карточки.
Как и все светосильные Зоннары, объектив в своем собсвтенном классе. Покупал его не ожидая особых откровений, и был в корне неправ. Сравнивать с чем-то неуместно, его надо просто вкурить. При диафрагмах 1.5-2.8, средней дистанции и удачном свете рисунок просто магический.
Я еще явно «не вкурил», но смутные ощущения чего-то живого и прекрасного есть. Объектив мне явно показывает, что резкость — не самое главное. В нем есть душа Он живой, и им прятно и интересно работать. В отличии от современного «идеального» и резкого panas 14-45
http://35photo.ru/items/item_4170/ — фотографии, снятые на Юпитер-3http://www.ziforums.com/album.php?albumid=56 — фотографии, снятые на Zeiss C Sonnar 50mm f1.5 И даже обнаружился тест этого Цейса на фокусировку, разрешающую способность и все такое >>
Конечно, нужно учитывать, что на m4/3 с кроп-фактором 2 этот универсальный полтинник с мягкий рисунком превращается в портретник (ЭФР 100мм) )с очень мягкий рисунком. Такой вот бесплатный пилинг кожи модели.)
Некоторые мои снимки. Эти, конечно, почти необработанные. В двух — легкий кроп, во всех ресайз и шарп при конвертации в web-качество. Диафрагма 1:1.5-2.0, точно не помню какая где.
И конечно еще можно посмотреть по тегу Ю3 50мм f:1.5