Что такое кроп-фактор? его связь с эквивалентным фокусным расстоянием

Разница между кроп сенсором и полным кадром

Особенности сменной оптики для цифровых камер[править | править код]

Рабочий отрезок и формула расчёта

Большинство производителей сменной оптики, чтобы удовлетворить потребность в широкоугольных объективах для камер с меньшей матрицей (фотосенсором) создали специальные объективы. Так называемые EF-Sные, DXные объективы. Такие объективы проецируют круг изображения меньшей площади, который не покрывает всю площадь обычного кадра 24×36 мм, а соответствует площади кадра цифровой камеры с размером сенсора 15×22,5 мм. Также при конструировании можно сократить рабочий отрезок объектива, за счёт меньшего размера зеркала. Вообще, с целью взаимозаменяемости старых и новых объективов в камерах со сменной оптикой, производители сохраняют у них постоянным рабочий отрезок. Это удобно. Однако, объективы с кроп-фактором для зеркальных камер с уменьшеной матрицей, при одинаковой апертуре намного компактнее и легче. При этом с уменьшением площади фотосенсоров к оптике предъявляются более жёсткие требования по разрешающей способности. Например, для площади фотосенсоров 35мм формата 36х24мм допускается кружок нерезкости иметь в два раза большим, чем для фотосенсоров формата ~15х24мм, при одинаковом количестве пикселей.

Объективы, расчитанные на камеры с кроп-фактором, обычно нельзя использовать с 35 мм камерами. Этому будет препятствовать конструкция крепления объектива к камере. Даже при специальном креплении с применением переходных колец, взаимозаменяемости старой и новой оптики (при равных рабочих отрезках), на различные размеры фотосенсоров (у профкамер фотосенсоры делают 24х36мм), когда возможна установка всех объективов, применение объективов, рассчитанных на малые матрицы (основная масса оптики для камер с размерами фотосенсора 15×22,5 мм), расчитанные на диагональ кадра ~27мм, даст ограниченное поле — т.е. за пределами изображения диаметром 27мм в центре кадра 24х36мм будет чернота.

Кроп-фактор и размеры матриц[править | править код]


Схема для визуального сравнения размеров матриц с различным Kf

Обозначение Kf Ширина

(мм)

Высота

(мм)

Диагональ

(мм)

Площадь

(мм²)

Пример

камеры

Полнокадровые 1 — 1,01 35,8 — 36 23,8 — 24 43 — 43,3 852—864 Canon EOS 5D
APS-H 1,28 — 1,26 28,1 — 28,7 18,7 — 19,1 33,8 — 34,5 525,5 — 548,2 Canon EOS-1D Mark III
1,33 27 18 32,4 486 Leica M8
APS-C, DX 1,74 — 1,44 25,1 — 20,7 13,8 — 16,7 24,9 — 30,1 285,7 — 419,2 Pentax K20D
4/3″ 2 — 1,92 17,3 — 18 13 −13,5 21,6 — 22,5 224,9 — 243 Olympus E-3
1″ 2,7 12,8 9,6 16 122,9
2/3″ 3,93 8,8 6,6 11 58,1 Canon PowerShot Pro1
1/1,6″ ≈4 Fujifilm FinePix S9600
1/1,65″ ≈4 Panasonic Lumix DMC-LX2
1/1,7″ ≈5 Canon PowerShot G9
1/1,8″ 4,84 7,176 5,319 8,9 38,2 Panasonic Lumix DMC-FZ50
1/1,9″ ≈5 Samsung Digimax V6
1/2″ 5,41 6,4 4,8 8 30,7 Samsung Digimax A302
1/2,3″ ≈6 Olympus SP-560 UZ
1/2,35″ ≈6 Pentax Optio V10
1/2,4″ ≈6 Fujifilm FinePix S8000fd
1/2,5″ 5,99 5,8 4,3 7,2 24,9 Panasonic Lumix DMC-FZ8
1/2,6″ ≈6 HP Photosmart M447
1/2,7″ 6,56 5,27 3,96 6,6 20,9 Olympus C-900 zoom
1/2,8″ ≈7 Canon DC40
1/2,9″ ≈7 Sony HDR-SR7E
1/3″ 7,21 4,8 3,6 6 17,3 Canon PowerShot A460
1/3,1″ ≈7 Sony HDR-SR12E
1/3,2″ 7,62 4,536 3,416 5,7 15,5 Panasonic Lumix DMC-FZ2
1/3,4″ ≈8 Canon MVX35i
1/3,6″ 8,65 4 3 5 12 JVC GR-DZ7
1/3,9″ ≈9 Canon DC22
1/4″ Canon XM2
1/4,5″ Samsung VP-HMX10C
1/4,7″ Panasonic NV-GS500EE-S
1/5″ Sony DCR-SR80E
1/5,5″ JVC Everio GZ-HD7
1/6″ 14,71 2,4 1,7 2,9 4,1 Sony DCR-DVD308E
1/8″ Sony DCR-SR45E

Некоторые размеры матриц[править | править код]

Стандарт 4/3 разработан компаниями Olympus, Кодак и несколькими другими.
Сейчас (2007) камеры с фотодатчиками такого формата производят фирмы Olympus и Panasonic. Декларировались цели снижения стоимости производства, веса камер и объективов. Однако выигрыш в весе что самих камер, что сменной оптики к ним, не составляет даже 20 % при сравнении с ближайшими аналогами APS-C формата. А некоторые объективы оказываются даже значительно тяжелее своих близких аналогов.

DX, APS-C формат, около 16.7 x 25.1 мм, соотношение сторон 3:2

Фотосенсоры таких размеров наиболее часто встречаются в цифровых зеркальных фотоаппаратах, а также в отдельных псевдозеркалках (Sony DSC R1). Они соответствуют «полукадру» 35 мм кадра.

  • APS-H формат, 18×27 мм, соотношение сторон 3:2, Фотосенсор с линейными размерами в 1,3 раза меньшими, чем у 35 мм кадра
  • Полнокадровый (англ. full frame) фотодатчик формата 24×36 мм, соотношение сторон 3:2. На рынке представлено всего несколько моделей фотоаппаратов с фотосенсором такого размера (Canon, Nikon, Kodak, Sony). Основной проблемой конструирования и применения таких сенсоров является увеличение угла падения света на краевые области матрицы и связанные с этим эффекты:
    • виньетирования (на 1 ступень экспозиции больше, чем APS-C)
    • снижения чёткости и ухудшение цветопередачи изображения к краям (из-за появления эффекта засветки «не своего пиксела» через микролинзу)
    • снижение качества фильтрации ИК диапазона ИК-фильтром перед матрицей к углам кадра.

В сочетании с аберрациями некоторых объективов эти недостатки делают не вполне оправданной покупку любителем аппарата с полнокадровым сенсором. Весь набор преимуществ полнокадровой матрицы (меньшая ГРИП, большая эквивалентная чувствительность, применение ряда плёночных объективов) реализуется с дополнительными затратами.

Среднеформатный Фотосенсор формата 60×45 мм, соотношение сторон 3:2

Фотосенсоры таких размеров «сшиваются» из матриц меньшего размера, что сказывается на их стоимости. Применяются в дорогих камерах.

Уровень шума

Самое большое преимущество полнокадровых фотоаппаратов — это намного меньший уровень шума при повышении светочувствительности матрицы (ISO). На стартовых кропнутых камерах шумы обычно начинают себя сильно проявлять уже на ISO 800, в то время как на ФФ шумы на ISO 6400 еще еле видны. Что это дает? Это дает нам возможность снимать в ночное время суток и в помещениях, в общем, при плохом освещении.

Также шумы будут ниже и на видео, ведь со временем съемки видео матрица нагревается и количество шумов возрастает, что может немного испортить видео снятое на кропнутую камеру на «пограничных» значениях ISO, когда шумы вроде были еще еле видны.

Как узнать во сколько раз увеличивает объектив?

Чтобы определить кратность увеличения микроскопа нужно перемножить цифры, написанные на окуляре и объективе. Если окуляр имеет 15-кратное увеличение, а объектив-100-кратное, то данный микроскоп увеличивает в 1500 раз, потому что 15 х 100 = 1500.

Чем больше объектив тем лучше?

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем более крупное, «приближенное» изображение мы получим при съемке с одной и той же точки. И наоборот, чем меньше фокусное расстояние объектива, тем более широкая панорама уместится на фотографии. От фокусного расстояния зависят угол зрения объектива и перспектива снимка.

Как фокусное расстояние влияет на увеличение?

Фокусное расстояние объектива определяет две важнейших характеристики: коэффициент увеличения и угол обзора. Чем больше фокусное расстояние, тем больше увеличение, и наоборот. Широкоугольные объективы с коротким фокусным расстоянием дают небольшое увеличение.

Как понять какой объектив нужен?

  1. Для съемки пейзажей, архитектуры, вам понадобится зум, у которого фокусные начинаются от 17-18 мм (для кропа) и от 24-25 мм (для полного кадра).
  2. Для съемки в узком пространстве или звездного небо пригодится широугольный объектив, 10-15 мм (кроп) и 15-20 (полный кадр).

Какой объектив лучше 35 или 50?

Если у вас кроп-камера, то нет никакого смысла брать объектив 50mm. Он не будет ни портретником, ни штатником. Если нужно стекло для портретов – присмотритесь к объективам с фокусным расстоянием 85mm. Если нужен штатный фикс, объективы в диапазоне 30-35mm – ваш выбор.

Какой объектив лучше 50 или 85?

85 мм работает лучше всего, если вы пытаетесь сфотографировать объекты на среднем расстоянии. Это лучше, чем 50-миллиметровый объектив для съемки портретов и дикой природы, поскольку он позволяет приближаться к объектам, не мешая им.

Что снимать на 85 мм?

Универсальность 85-мм объективы подходят не только для съёмки портретов. Благодаря резкости, высокой светосиле, отсутствию искажений и востребованному углу обзора, их можно использовать во многих направлениях фотосъёмки. К примеру, в пейзаже, предметной фотографии.

Какой объектив дает самое красивое боке?

Чтобы добиться эффекта боке на изображении, нужно использовать светосильный объектив — чем выше светосила, тем лучше. Значение светосилы должно быть по меньшей мере f/2,8, а лучше f/2, f/1,8 или f/1,4.

Какое фокусное расстояние лучше?

Получается, чем меньше фокусное расстояние, тем больше объектов помещается в кадр и тем больше искажения этих объектов. А чем больше фокусное расстояние, тем лучше объектив приближает удаленные объекты и задний план.

Чем больше фокусное расстояние тем меньше грип?

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости при прочих равных параметрах съёмки. Например, условия съемки: диафрагма 8,0, расстояние до объекта съёмки 2 метра.

Что значит 18 55 мм на объективе фотоаппарата?

Возьмите все лучшее от вашего объектива 18-55мм. Стабилизатор изображения позволяется делать качественные снимки с выдержкой. Таким образом, вы можете установить фокусное расстояние своего объектива на значении 18 мм и фотографировать без всякого дрожания камеры при выдержке ¼ или даже ½ секунды.

Какой объектив самый универсальный?

Трэвел-зум. Трэвел-объектив, так же известный как суперзум — это самый универсальный тип объективов, который можно представить. По сути, это стандартный зум, но доведенный до крайности по обоим концам фокусных расстояний. Они захватывают все, от широкого угла до дальнего телефото.

Какой объектив не искажает лицо?

Считается, что единственно правильный объектив для съемки портретов — с фокусным расстоянием(ФР) ~85мм. В этом случае достигается максимальная точность передачи пропорций частей тела на снимке. Объективы с ФР меньше 50мм искажают пропорции, а больше 100мм — делают объект плоским.

Как посчитать увеличение объектива?

Кратность зума — отношение максимального фокусного расстояния объектива (в мм) к минимальному фокусному расстоянию (в мм). Например, если на объективе указан диапазон фокусных расстояний 4,5—45 мм, то кратность зума будет составлять 10.

Как узнать во сколько раз увеличивает микроскоп?

Чтобы вычислить увеличение микроскопа, нужно просто перемножить увеличение объектива на увеличение окуляра. Для типичного составного микроскопа с 10-кратным окуляром и объективами с увеличениями 4х, 10х, 40х и 100х, получится ряд увеличений 40х, 100х, 400х и 1000х, в зависимости от используемого объектива.

Как определить Оптическое увеличение?

Определить увеличение оптического микроскопа не сложно, необходимо перемножить между собой увеличения всех оптических компонентов (объективы, окуляры, промежуточные адаптеры).

На что влияет

Влияет кроп фактор на угол обзора, глубину резкости используемого пространства (ГРИП). Так же показывает кроп насколько меньше матрица по сравнению с полным кадром, а еще по его значению можно посчитать эквивалентное фокусное расстояние.

Но некоторые характеристики вы сможете изменить и другими настройками. Например, подобрав нужный объектив можно получить нужный угол обзора, а регулируя диафрагму, можно подстроить ГРИП, но получить размытый фон на маленькой матрице (большой crop) будет тяжело. И поэтому сказать насколько лучше или хуже фотокамера с конкретным значением кроп-фактора не получится. Все зависит от конкретных ситуаций.

Что бы заниматься художественной фотографией, то для большей свободы действий в настройках, лучше иметь большую матрицу, то есть малый кроп фактор. Если учитывать что размер матрицы сильно влияет на качество снимков (наличие шумов, динамический диапазон), то получается, чем меньше кроп фактор, тем больше матрица и тем лучше фотоаппарат.

Боке и ГРИП

В-третьих, что уже не так очевидно, на полном кадре на один и тот же объектив получится более размытое и мягкое боке, нежели на кропе. То же относится и к глубине резко изображаемого пространства (сокращенно «ГРИП»). ГРИП на ФФ меньше чем на кропе. А почему? Все очень просто: чтобы получить тот же самый размер, допустим, портретируемого человека на фотографии, с полнокадровым фотоаппаратом Вам придется подойти ближе. Следовательно, из-за дистанции Вы сфокусируетесь намного ближе, нежели на кропе, тем самым получив такие вот побочные эффекты в виде очень размытого фона и малой глубины резкости.

Объектив и кроп фактор

При покупке объектива к фотокамере можно встретить обозначения FX и DX.

Фотоаппарат FX означает, что в нем стоит полнокадровая матрица 24х36 мм.

Соответственно DX (для Nikon) и EF-S (для Canon) означает применение матрицы меньшего размера.

При выборе объектива нужно учитывать, что объектив для одного из форматов камеры (FX или DX) на другом формате даст изображение с другими границами. То есть скажется влияние кроп-фактора. Может, будет виден, например, эффект «виньетирования» (это когда углы затемняются).

На рисунке видно как обрезается изображение на матрицах с разным кроп фактором. И слева видно как объектив DX при установке на камеру FX не может создать картинку на всю площадь матрицы и получилось виньетирование. А при установке объектива DX на фотокамеру FX таких проблем нет, что видно на правом рисунке.

Уменьшение угла зрения объективов[править | править код]

Объектив F=50 мм для формата APS-C (кроп-фактор 1.6) даёт изображение, эквивалентное по полю зрения в объективом F=70 мм для 35 мм фотоаппарата.

Из-за кроп-фактора угол изображения объективов уменьшается.

Например, объектив с фокусным расстоянием 28 мм на полном кадре будет обладать углом зрения примерно 73° по диагонали. На кроп факторе 1,6 этот угол составит всего 50° по диагонали, что эквивалентно объективу с фокусным расстоянием примерно 45 мм ((28 × 1,6 = 44.8) для 35 мм плёнки.

Это неудобно, когда необходим широкий угол. Сверхширокоугольные объективы становятся просто широкоугольными, широкоугольные становятся нормальными.

Однако, кроп-фактор может принести пользу, когда требуется узкое поле зрения. Например, 300 мм объектив с учетом кроп-фактора 1,6 дает такой же угол зрения, как 480-ти миллиметровый. Кроме этого, характеристики у обычных объективов обычно падают к краям, поэтому объективы на меньшей матрице дают более однородное по качеству изображение.

Надо заметить, что объектив всегда дает одно и то же изображение, независимо от того, с какой камерой он используется. Увеличение (или уменьшение) изображения происходит только потому, что оно проецируется на матрицу меньшего (или большего) размера и будет выглядеть увеличенным (или уменьшенным) при печати на том же формате.

Кроп-фактор

В настоящее время любительские зеркальные камеры оснащаются матрицей меньшей, чем классический пленочный 35мм кадр. Это так называемые «кропнутые» зеркалки.

Кроп-фактор – это коэффициент, показывающий во сколько раз матрица камеры меньше стандартного 35мм пленочного кадра.

Кадр, получаемый такой матрицей, вырезается из центральной части изображения, получаемого объективом, тем самым, уменьшая его угол зрения.

На рисунке показано, на сколько сужается угол зрения объектива при использовании кропнутой матрицы (синий прямоугольник), по сравнению с полнокадровой матрицей (черный прямоугольник).

Чтобы соотнести углы зрения объективов на полнокадровой и кропнутой матрицах, ввели понятие Эквивалентного Фокусного Расстояния, которое равно фокусному расстоянию, умноженному на Кроп-фактор. Оно показывает, какому фокусному расстоянию соответствует угол зрения объектива на кропнутой матрице.

Эквивалентное Фокусное Расстояние 50mm объектива на камере с кроп-фактором 1.6 будет равно 50mm x 1.6 = 80mm. Это означает, что его угол зрения будет соответствовать 80mm объективу на полнокадровой камере.

Угол зрения объектива зависит от фокусного расстояния и размера матрицы цифрового фотоаппарата.

Кроп фактор и фокусное расстояние

Как писалось выше, меньшая матрица зафиксирует и меньшее изображение. Будет впечатление, что изменился угол обзора объектива. А это важная характеристика любого объектива.

Так вот получая меньшее изображение из-за уменьшенной матрицы (влияние кроп фактора), получаем уменьшение угла обзора. А в объективе взаимосвязаны между собой угол обзора и фокусное расстояние (ФР).

Вот и получается, что вместе с углом обзора мы изменили и фокусное расстояние. Но фокусное расстояние это характеристика объектива, а с ним никаких действий и не производили. Поэтому для согласования измененного угла обзора и неизменённого ФР ввели понятие эквивалентного фокусного расстояния. Оно получается умножением реального фокусного расстояния объектива на кроп-фактор фотокамеры и обозначается Fэкв (ЭФР).

Эквивалентное фокусное расстояние показывает, какой объектив нужен камере с полнокадровой матрицей (24х36 мм), что бы снимок был с теми же границами (углом обзора), какой получился на кропнутой камере с данным объективом.Например, если взять три фотоаппарата:

  1. Полнокадровая матрица 24х36 мм (crop 1), объектив ФР 50 мм
  2. Матрица APS-C 15х23 мм (crop 1,6), объектив ФР 30 мм
  3. Матрица 1/1,8 дюйма (crop 4,9), объектив ФР 10мм

И сделать снимок одного объекта с одинакового расстояния, то границы снимка (угол обзора) будут одинаковы, потому что эквивалентное фокусное расстояние будет одинаковым ЭФР=ФР×К.

Поэтому сравнивая объективы по фокусному расстоянию, особенно если они стоят на разных фотокамерах, нужно сначала найти эквивалентное ФР и потом делать сравнение. Такое сравнение нужно проводить, когда вы выбираете объектив для разных сюжетов (портрет, пейзаж, макросъемка и др.). Для разных ситуаций нужно разное фокусное расстояние.

При сравнении различных объективов по эквивалентному фокусному расстоянию, если они стоят на разных фотоаппаратах, нужно их реальные фокусные расстояния, указанные на самом объективе, умножить на кроп фактор фотоаппарата, на котором стоит объектив. Полученные значения эквивалентного фокусного расстояния можно сравнивать и делать выводы.

В таблице приведены значения эквивалентного фокусного расстояния в зависимости от Crop-фактора.

Например, есть первый объектив с фокусным расстоянием 18-55мм, и стоит он на фотоаппарате с кроп-фактором 1,53. Определив эквивалентное фокусное расстояние, получаем значение 28-84мм. И есть другой объектив с фокусным расстоянием 5,4-16,2 мм и стоит он на фотоаппарате с кроп-фактором 6,56. Определяем эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) и получаем 35-106мм.

Сравнив два объектива можно сказать, что более широким углом зрения обладает первый объектив (28<35), а второй обладает большим длиннофокусным положением (106>84). Реальное фокусное расстояние, то есть расстояние от линзы до сенсора, не меняется (линз в объективе не одна и написано про расстояние для понимания процесса). Меняется угол обзора, ведь применение большей матрицы приводит к растягиванию изображения на полный кадр. В результате на фото видно, что объект стал крупнее, но это произошло не из-за изменения реального фокусного расстояния, а из-за изменения угла обзора.

Но это только сказано о границах изображения, а качество фотографий будет разное, потому что матрицы и объективы разные.

Используя объективы на камерах с разным кроп фактором, и эквивалентное фокусное расстояние будет разным, а это надо обязательно учитывать.

Размер сенсора против разрешения

Помните напечатанную фотографию 8 × 10, о которой я говорил выше? Это правда, что взять ножницы и обрезать края рамки, чтобы получить фотографию 6 × 8, похоже на то, что делает датчик обрезки. Однако есть один важный фактор, о котором мы не должны забывать — разрешение сенсора. Поскольку каждый датчик цифровой камеры состоит из миллионов пикселей, при использование меньшего датчика должно использоваться меньшее количество пикселей, верно? На самом деле, нет. Если датчик сделан с физически меньшими пикселями, то два датчика имеющих разную площадь (полнокадровый и кропнутый), могут иметь одинаковое разрешение.

Например, Nikon D4 имеет 16 миллионов пикселей на своем полнокадровом датчике размером 36,0 x 23,9 мм, в то время как Nikon D7000 также имеет 16 миллионов пикселей на своем датчике 23,6 x 15,6 мм. При такой резкой разнице в размере сенсора, но при одинаковом количестве пикселей, разница между ними — это физический размер каждого пикселя.

Nikon D4s имеет гораздо большие пиксели размером 7,3 мкм, в то время как D7000 размер пикселей намного меньше и составляет 4,78 мкм, поэтому эти пиксели в основном упакованы ближе друг к другу. Поскольку меньшие пиксели приводят к большему шуму и меньшему динамическому диапазону на изображениях, Nikon D7000 в этом случае просто не может соответствовать качеству изображения Nikon D4 в условиях низкой освещенности.

Вот почему производители так любят говорить о мегапикселях, а не о размерах сенсоров! Они хотят, чтобы вы обратили внимание на причудливое число мегапикселей, и они не хотят упоминать, насколько маленький датчик на самом деле. Ваша телефонная камера может иметь то же разрешение, что и ваша цифровая зеркальная камера, но это точно не означает, что они будут делать фотографии одинакового качества

(Даже без учета разницы в объективах).

В то же время современные кропнутые матрицы очень хорошо справляются с шумом, особенно при низких и средних уровнях ISO. При хорошем освещении вам будет трудно увидеть разницу в качестве изображения между полнокадровыми и с кроп фактором в 1,5-1,6.

Таким образом, у камер с кроп фактором здесь есть определенные преимущества. Меньшие пиксели довольно хорошо работают при хорошем освещении, поэтому, если два датчика разных размеров, но с одинаковым разрешением работают одинаково при дневном освещении, то тогда камера с меньшим датчиком на самом деле может быть более полезной для приближения к объекту. Хотя изображение все еще обрезается, оно в то же время увеличивается!

Если мы вернемся к примеру с напечатанными фотографиями 8×10, представьте, что обрезали фотографию, чтобы получить новую с размером 6×8, но затем взяли эту фотографию 6×8 и растянули её до 8 × 10 (например, путем сканирования и перепечатки). В камерах, в основном, тоже так и происходит.

Фотографы, занимающиеся спортивной съемкой и съемкой дикой природы, могут предпочесть такую такую камеру, потому что при одинаковых объективах, камера с кроп фактором даст большее приближение к объекту съемки. Например, 300-мм объектив на камере с кропнутой матрицей эквивалентен 450-мм объективу на полнокадровой камере с точки зрения поля зрения.

Если производительность при слабом освещении не критична, это довольно большое увеличение досягаемости, что, безусловно, является преимуществом. Это, очевидно, предполагает, что используемый объектив на самом деле способен передать столько деталей. Некоторые старые объективы, не предназначенные для датчиков с высоким разрешением, могут не обеспечивать достаточной детализации и, следовательно, не обязательно становятся лучше.

Надеюсь, что из этой статьи вы разобрались с кроп фактором. Не позволяйте техническим деталям встать на вашем пути — учитесь эффективно использовать имеющееся у вас оборудование и сосредоточьтесь на том, чтобы делать более качественные снимки. Помните, что большинство современных камер удивительны, поэтому барьер для фотографий профессионального качества — это вы, а не ваше снаряжение …

Реклама Магнитный корректор осанки широкого спектра действия «Крем невесты» — результат уже через 10 мин после применения Как я мужа спасла от алкоголя

Очки, фильтрующие синий свет — действительно ли они работают? Что будет, если не спать ночью 7 признаков того, что вы пьете слишком много кофе Как откладывание будильника может нанести вред вашему здоровью?

Съемка портретов

Многие слышали правило, что портрет нужно снимать объективом 85mm или длиннее. Но это не совсем так.

В жизни мы постоянно видим людей и, обычно, общаемся с ними на расстоянии 1-2 метра, чтобы не нарушать их личное пространство. При этом угловой размер головы человека составляет около 7-14° по вертикали. Мы никогда не рассматриваем человека настолько близко, чтобы его лицо занимало все наше поле зрения. Если мы приблизились к лицу человека настолько, то мы, скорее, намереваемся его поцеловать, чем рассмотреть

Таким образом, чтобы на фотографии перспектива лица была привычной, оно должно иметь соответствующий угловой размер. Если мы усилим перспективу, у человека увеличится нос, да и все пропорции будут преувеличены. Лицо получится гротескным, портрет комичным.

Canon 350D, объектив Sigma 10-20mm, ЭФР 16-32mmМихаил Перлов в комичной перспективе

Угол зрения объектива 85mm по вертикали равен 16°, получается он вполне подходит для съемки портретов. Хотя для съемки портрета крупным планом в портретной ориентации можно выбрать еще более длиннофокусную оптику, с более узким углом зрения.

85mm Canon 450D ЭФР 136mm

При этом, конечно, можно снимать людей и на широкоугольный объектив, просто нужно следить за тем, чтобы лицо человека не занимало слишком большую часть кадра, и не располагать его на краю, где искажения геометрии наиболее сильны.

21 mm Canon 450D ЭФР 33.6mm

Угловой размер головы при этом будет нормальным, а перспектива естественной. Широкоугольные искажения находятся по краям и не нарушают гармонию. Помня об этих простых вещах, можно красиво снимать людей даже на широкий угол.

Эквивалентное фокусное расстояние[править | править код]

Для удобства был введен термин «Эквивалентное фокусное расстояние». Термин характеризует фокусное расстояние объектива с эквивалентным углом зрения для кроп фактора. Например, о объективе 31 мм будут говорить как об эквиваленте 50 мм для 35 мм камер.

Для сравнения фокусных расстояний двух объективов, предназначенных для разных фотоаппаратов, необходимо указанные на объективах фокусные расстояния (ФР) домножить на кроп-фактор фотоаппарата. Например:

1. Объектив SMC Pentax-DA имеет маркировку «18-55 mm». Кроп-фактор фотоаппарата, на котором установлен данный объектив, — 1,53. Домножив фокусные расстояния на кроп-фактор получаем эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) 28-84 мм.

2. Объектив фотоаппарата Olympus C-900Z имеет маркировку «5,4-16,2 mm». кроп-фактор данного аппарата равен 6,56. Домножив получаем ЭФР объектива: 35-106 мм.

Теперь переведя ФР обоих объективов к ЭФР мы можем их сравнить. Первый обладает более широким углом зрения при широкоугольном положении, второй — более длиннофокусное телепололожение.

Выводы

Перспектива объекта зависит от его углового размера.

Геометрические искажения зависят только от угла зрения объектива.

Искажения тем больше, чем больше угол зрения объектива.

Угол зрения объектива зависит от фокусного расстояния и размера матрицы (кроп фактора).

Широкоугольный объектив усиливает перспективу, внося при этом искажения по краям фотографии.

Теле объектив скрывает перспективу и не имеет геометрических искажений.

Бочкообразную дисторсию можно убрать в графическом редакторе, однако это не уберет искажения, а лишь заменит их другими.

Ссылки по теме:

Спасибо Дмитрию Бесеневу, Людмиле Сизовой и Даниле Панфилову, за помощь в написании статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: