Leica M6
Все мы хорошо знаем компанию Leica. Многие легендарные фотографы ценили этот культовый бренд и превратили его в сенсацию.
Leica M6 была первой 35-мм дальномерной камерой в своем классе. Она имеет прекрасный дизайн. Компактная и с приглушенным звуком затвора. Идеально подходит для откровенных и скрытых снимков.
Идеальная пленочная камера, однако, имеет очень высокую цену. Кроме того, ее трудно найти. Мы рекомендуем покупать ее у официального дилера или в специализированном фотомагазине.
Кроме того, не забывайте, что быть владельцем Leica – значит быть членом сообщества. Это дает такие преимущества, как невероятная система ремонта и обслуживания этой марки, которая все еще позволяет отправлять ваши пленочные камеры в официальный магазин для ремонта. Ни один другой бренд не делает этого.
Предварительный анализ
Рассказав обо всех особенностях внешнего вида и технического строения Nikon Df, проанализируем появление этой фотокамеры с точки зрения рыночных перспектив.
Нет сомнения, что Nikon Df принадлежит к классу люксовых моделей. Об этом говорит и его стоимость, начинающаяся от отметки в 2750 долларов (маркетологи Nikon традиционно сделали вид, что не разбираются в нюансах валютного рынка и поставили схожие суммы и в долларах, и в евро, и в фунтах стерлингов – благодаря этому на британском рынке цена модели становится несколько вызывающей), и наличие схожих по параметрам моделей в ассортименте производителя (новый Nikon D610 и высоко ценимый профессионалами Nikon D800).
В целом, ситуацию с покупкой Nikon Df для конкретного фотолюбителя можно оценить так: кто хочет купить именно Nikon Df – купит его, невзирая на стоимость. Кто не хочет – не купит не взирая на цену. Проще говоря Nikon Df выпускается для тех, кто хотел купить именно Nikon Df. Точнее, человек хочет приобрести люксовую зеркалку – а на рынке сегодня присутствует лишь Nikon Df. В самом деле, Leica S2 выпущена в далёком 2008 году, а сегодня ниша люксовых фото-решений может предложить лишь беззеркальные системы.
Хотя на рынке люксовых решений цена не имеет первоочередного значения, кое-какие нюансы она всё же определяет. Напомним, что в данный момент компанией Nikon выпускаются три зеркальные фотокамеры с полнокадровой матрицей: D610, D800 и D4. Перечисление идет от «бюджетного» варианта до флагмана. Создавая Nikon Df, производитель мог ориентироваться на три отправные точки – в отношении баланса функциональности и цены.
Случилось так, что отправной точкой был выбран Nikon D610. Nikon Df значительно дороже этого аппарата и заметно функциональнее – но всё же сохраняет ощутимую дистанцию до стоимости D800 и его возможностей.
Nikon Df — весьма компактная и лёгкая камера для полнокадрового класса
Что же стало откровенным компромиссом в игре маркетологов и что не дало Nikon Df приблизится к образу идеальной камеры? Таких черт немного. Это минимум выдержки на уровне 1/4000, а не 1/8000. Это отсутствие второго слота для карты памяти. Это видоискатель с увеличением 0,7, а не 0,80 или больше.
Считать минусом довольно бюджетный модуль фокусировки модуль Multi-CAM4800FX нельзя. Он вполне вписывается в парадигму игры в ретро, где существенную роль отводят объективам с ручной фокусировкой.
Меж тем, Nikon Df, несмотря на блестящее воплощение идей ретро-дизайна, можно критиковать и с этой точки. Наибольший минус тут – это отсутствие возможности использовать сменные фокусировочные экраны. Один из символов «прошлых времён фотографии» и очень удобный инструмент работы с неавтофокусной оптикой просто проигнорирован.
Кроме того, хотелось бы получить несколько большую стилизацию задней части корпуса камеры. Она выглядит слишком современно, особенно на фоне верхней грани.
Наконец, можно обсуждать и момент исчезновения из списка возможностей Nikon Df видеозаписи. Приняв за аксиому, что это решение – верное, хочется получить ещё больше таких вот милых моментов функциональности. Например, увидеть у Nikon Df небольшой объём встроенной памяти – имитирующий использование плёночной катушки. В идеале его должно хватать ровно на 36 снимков в формате RAW.
Ещё одной упущенной возможностью стилизации под ретро, тонко подмеченной знаменитым фотожурналистом и большим поклонником марки Nikon Кеном Рокуеллом, стала невозможность Nikon Df снимать без аккумулятора. Абсурд, — скажите вы? Отнюдь. Такую опцию вполне можно было бы реализовать через элементарный рычажок, одновременно имитирующий перемотку плёнки и механическим способом подзаряжающий аккумулятор. Немного. Для пары кадров…
Пронзая время
Как уже было сказано, Nikon Df – это зеркальный фотоаппарат из верхней части иерархии современных камер – в силу того, что в нём установлена полнокадровая матрица с физическими размерами 23,9 на 36 миллиметров. Матрица имеет разрешение 16 мегапикселей и максимальную детализацию 4928 на 3280 точек. Истинная чувствительность сенсора варьируется в диапазоне от 100 до 12800 единиц ISO. Программно аппарат поддерживает съёмку в режимах L1 (ISO 50), H1 (ISO 25600), H2 (ISO 51200), H3 (ISO 102400) и H4 (ISO 204800). За обработку полученной сенсором информации отвечает процессор Expeed 3, преобразовывающий данные в 14-битный файл формата RAW. Также поддерживается возможность записи в форматах TIFF и JPG (трёх степеней сжатия).
Работа с механическим тросиком — почти обязательная опция для ретро-модели
Затворный механизм Nikon Df имеет гарантированный ресурс в 150 тысяч срабатываний. Диапазон допустимых выдержек начинается с 30 и заканчивается 1/4000 долей секунды. Синхронизация с внешней вспышкой возможна на выдержках от 1/250 доли секунды. Максимальная скорость серийной съёмки у Nikon Df равна 5,5 кадрам в секунду, есть и более щадящий режим с выбором скорости от 1 до 5 кадров в секунду.
Оптический видоискатель аппарата использует честную пентапризму с покрытием 100 процентов площади кадра при увеличении 0,7. В глазок видоискателя передаётся основная информация о режиме съёмки и данные двухосевого гироскопа.
Уникальным можно назвать строение кольца байонета Nikon Df. Для совместимости со всеми объективами Nikkor для системы Nikon F, создаваемыми с 1959 года, оно имеет не только электрические контакты, но и выведенный штырь внутрикорпусного мотора, а также специальный лепесток для вычисления значения диафрагмы у полностью механических объективов. Благодаря этому лепестку эти объективы не только можно устанавливать на Nikon Df, но и пользоваться услугами экспозамера в режиме приоритета диафрагмы.
Специальные лепесток для совместимости с объективами Auto Nikkor (Non-AI)
Сам экспозамер у Nikon Df базируется на 2016-точечном RGB-датчике с функцией анализа сцены в 3D. Данные экспозамера также используются системой фокусировки для более точной работы.
За автоматическую фокусировку в аппарате отвечает модуль Multi-CAM4800FX. Он использует 39 датчиков, 9 из которых – крестообразные. Все они работают при использовании значений диафрагмы до F/5,6 включительно. До значения диафрагмы F/7,1 модуль может использовать 33 датчика, девять из которых – крестообразные. При снижении потока света, соответствующего диафрагме менее F/8 рабочими остаются семь датчиков в центра кадра, среди которых один – центральный – крестовой.
Схема расположения точек фокусировки. Красным отмечены крестовые датчики
На этом можно было бы завершить описание функциональности Nikon Df, однако, у камеры есть ещё одна милая особенность, которую разработчики считают важной составляющей концепции Fusion. Речь идет о невозможности использовать этот фотоаппарат в качестве видеокамеры
Режим видеозаписи в Nikon Df отсутствует – и это принципиальное решение конструкторов.
Как снимать на пленочный фотоаппарат
Чтобы хорошо снимать на пленку, придется немного подучить теорию.
Как правило, новички делают ошибки именно в процессе съемки — ставят настройки как попало, получают убитые кадры и теряют мотивацию продолжать снимать. Поэтому для начала разберитесь со строением фотоаппарата — где переключаются выдержки, как он фокусируется. Лучше изучать это параллельно с матчастью: почитайте, что такое экспозиция, как на нее влияют выдержка и диафрагма. Посмотрите, какие виды объективов существуют, и определите, какой накручен на вашем фотоаппарате. Изучите матчасть по пленке: какую пленку вы хотите снимать, как ее заправлять, как на нее снимать.
Другая ошибка — рваная или засвеченная пленка. Часто начинающие фотографы открывают заднюю крышку фотоаппарата, не перемотав пленку. Или они не знают, на что нажать, чтобы перемотать ее обратно, и в результате рвут пленку.
Рекомендую обязательно найти инструкцию к своему фотоаппарату — в интернете много сканов для любой модели. Вообще, лучше в любом случае прочитать инструкцию перед съемкой — так вы точно не загубите пленку в попытках правильно поставить ее в фотоаппарат.
Полезный инструмент для новичков — экспонометр, который подскажет, как выставить настройки камеры. Его можно скачать на телефон. Из толковых приложений — LightMeter, Light Meter Free, Exposure, OKO и «Калькулятор экспозиции».
Для тех, кто не очень понимает, как пользоваться такими штуками, мы с компанией неравнодушных пленочников сделали «ленивый» калькулятор экспозиции — «Настоящее зерно». Пока он работает в тестовом режиме, но уже хорошо обучает работать с выдержкой и диафрагмой. Фотографу нужно просто выбрать, что и когда он снимает, а калькулятор подскажет, какие настройки камеры выставить.
В основе «ленивого» экспонометра так называемое правило f/16, но пока он находится в режиме тестирования
Я училась снимать опытным путем и до недавнего времени не особо понимала все эти крутилки на фотоаппаратах, которые должны были подсказывать нужную экспозицию. Фотки получались так себе, но потом я начала развивать навык.
Периодически я находила интересные книжки советского периода, которые помогали лучше понять матчасть. Например, в сети есть старая, но очень толковая книжка Виктора Микулина «25 уроков фотографии» — написана простым языком. Ну и если вы до этого снимали в ручном режиме на зеркалку или телефон, то разобраться с пленочным фотоаппаратом будет довольно просто.
Цвет
На такую камеру снимают в RAW. Поэтому все рассуждения о цветопередаче несколько теряют смысл. Тем не менее, стоит отметить, что традиционные «никоновские» проблемы с красным (а следовательно и со всем скинтонами) присущи и этой камере. К ним можно приспособиться, снижая насыщенность красного и понижая его «светлость». Но это, безусловно, «костыль».
Ещё вариант — использовать другой конвертёр, скажем, RPP или родной для Nikon Capture NX. Тоже в некотором роде проблемный цвет, синий, совсем иначе смотрится в RPP:
Сравнение визуализации синего канала в Lightroom и RPP
Работа автоматического баланса белого весьма качественная, но, опять же, при съёмке в RAW, так ли уж это важно? Разве что, только для того, чтобы воспроизвести «как оно было» потом, уже дома
Сколько стоит снимать на пленку
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи, я посчитала, во сколько примерно обойдется увлечение пленочными фотоаппаратами для новичка и для опытного фотографа.
Комплект для новичков — 7440 Р
Фотоаппарат «Зенит-11» с фикс-объективом «Гелиос» 50 мм | 5000 Р |
Пленка Fujifilm Superia X-tra на 36 кадров | 1790 Р |
Проявка и сканирование пленки в фотосервисе | 500 Р |
Печать 10 фотографий в размере 10 × 15 см | 150 Р |
Фотоаппарат «Зенит-11» с фикс-объективом «Гелиос» 50 мм
5000 Р
Пленка Fujifilm Superia X-tra на 36 кадров
1790 Р
Проявка и сканирование пленки в фотосервисе
500 Р
Печать 10 фотографий в размере 10 × 15 см
150 Р
Комплект для профессионалов — 29 220 Р
Nikon F4 с зум-объективом Nikkor 18—200 мм | 25 000 Р |
Пленка Fujifilm Chrome Velvia на 36 кадров | 1900 Р |
Проявка и сканирование пленки в фотосервисе | 1500 Р |
Печать 10 фотографий в размере 15 × 22 см | 820 Р |
Nikon F4 с зум-объективом Nikkor 18—200 мм
25 000 Р
Пленка Fujifilm Chrome Velvia на 36 кадров
1900 Р
Проявка и сканирование пленки в фотосервисе
1500 Р
Печать 10 фотографий в размере 15 × 22 см
820 Р
Какие диафрагмы реально нужны?
Светосильная оптика всегда (и сейчас тоже) считалась более высокоуровневой. На сколько светосильный объектив нам реально нужен? При всей дешевизне советской фототехники, за светосильную оптику придется заплатить денег, т.к. она и сейчас пользуется спросом.
Давайте разберемся спокойно и без фанатизма.
Зачем нужны светосильные объективы?
Во-первых, и в-главных, для того, чтобы снимать в условиях недостаточной освещенности. Вся советская светосильная оптика делалась именно для этого.
Во-вторых, на максимально открытой диафрагме можно сильно размыть задний фон при портретной съемке. Это уже, скорее, современная практика применения. Нет, эффект размытия использовали всегда, но ажиотажа такого вокруг этого не было. Сейчас-то даже телефоны программным путем учат задний фон размывать.
Какие недостатки у открытой диафрагмы?
Во-первых, это очень узкая глубина резкости, которая в особо экстремальных случаях достигает буквально нескольких сантиметров. В результате, если модель стоит в пол-оборота, то в РИП невозможно уместить даже оба глаза одновременно.
Микроскопический сдвиг фокуса, и резкость уже на носу, а не на глазу.
Во-вторых, любой объектив на максимально открытой диафрагме дает кортику менее резкую и контрастную, чем он же, но на прикрытой.
Далее.
Я не советую приобретать первый опыт съемки на пленку при недостаточном освещении. Просто фотографируйте днем. Пасмурный день тоже отлично сойдет. Днем на улице полно сюжетов.
Современная пленка на 100-200 единиц ISO снимет днем на улице все вопросы по достаточности света.
В этой логике стоит, наоборот, «прижать» диафрагму до f5.6, например и повысить ГРИП, детализацию и контраст.
О размытии. Диафрагма f2, которая есть у большинства штатных объективов дальномерных и зеркальных аппаратов — это вполне себе даже светосильно. Это значение позволит очень сильно размыть задний фон.
Кстати, про размытие заднего фона (боке) у меня есть отдельная большая статья. Рекомендую.
Нужно также понимать, что если вы снимаете через светосильный объектив и используете прикрытую диафрагму, то в этот самый момент вы не получаете ровно никаких преимуществ от того, что объектив светосильный.
Есть один момент, чтобы уж совсем строго к вопросу подходить. На зеркалке можно снимать с прикрытой диафрагмой, но наводить фокус на открытой. Это облегчит фокусировку в полумраке, когда реально плохо видно объект в видоискатель и сложно наводить фокус.
В этом случае, действительно, светосильный объектив тоже будет иметь преимущество. Но разницы между «бесплатной» f2 и f1.5-f1.7, за которую уже придется основательно доплатить — вы глазом точно не заметите.
Вывод.
Большинство советских зеркалок комплектуются объективом Гелиос-44Х 2/58. Большинство дальномеров комплектуется Юпитер-8 2/50.
Диафрагмы f2 вам более чем достаточно!
Чуть реже и зеркалки и дальномеры могут быть укомплектованы объективом Индустар-50 3,5/50.В случае зеркалки я бы предложил найти все-таки с Гелиосом, а для дальномера f3.5 — тоже нормально.
И, наконец, для шкальника f4 — тоже отличный вариант.
Какие пленочные фотоаппараты бывают
Пленочных фотоаппаратов очень много. Некоторые из них, например «Полароид» или «Зенит», известны, а вот об «Агфе» или «Пентаконе» знают не все. В статье я не буду останавливаться на характеристиках каждой модели, но расскажу, на какие группы все они делятся и чем различаются.
В основном пленочные фотоаппараты делятся на зеркальные и беззеркальные. К беззеркальным относятся и мыльницы.
У зеркальных фотоаппаратов кадр в окошке-видоискателе отображается при помощи небольшого зеркала. Благодаря этому механизму фотограф может увидеть в видоискателе примерно то, что в конечном итоге получится на пленке. Примерно — потому что фокус и композиция будут совпадать, но могут быть пересветы или затемнения, это зависит от настроек фотоаппарата.
Самый известный пример такой пленочной зеркалки — «Зенит».
Так выглядит зеркальце в механизме «Зенита»
У беззеркальных камер зеркала нет, а по механизму работы они могут быть дальномерными и шкальными. Основной принцип дальномерных фотоаппаратов — совмещение в видоискателе двух изображений до тех пор, пока они не сойдутся в одно. Такими камерами просто управлять: если картинка не совместилась, то кадр точно не получится.
Самые распространенные дальномерники — «Лейка» и «Контакс» из зарубежных фотоаппаратов, «ФЭД» и «Зоркий» из советских.
Дальномерный видоискатель в «ФЭДе». Чтобы кадр получился, нужно объединить раздвоенное изображение в желтом круге в одно Вот как примерно это выглядит. Для четкой фотографии нужно крутить объектив, пока границы стены дома не сойдутся
Шкальные камеры наводятся на резкость без помощи зеркала или дальномера. В распоряжении фотографа есть только шкала расстояний на объективе — дистанцию до объекта съемки придется определять на глаз. Это непросто, но к системе наведения на резкость можно приноровиться.
Самый популярный советский шкальник — «Смена».
Это «Смена». Облачка на объективе — это шкала погоды, по ней настраивается выдержка, а значки и цифры помогают сфокусироваться. Цифры внизу — это примерное расстояние в метрах до объекта съемки. Сверху — в футах, но такое есть не на всех шкальниках. Можно также ориентироваться на значки, которые обозначают объект съемки: портрет, группу людей или здание
Мыльницами обычно называют любительские фотоаппараты из 90-х из-за их компактности и простоты устройства: в фотоаппарате есть стандартный несъемный объектив и набор режимов. От фотографа ничего не требуется: нажал на кнопку — и все.
Мыльницы подходят для создания простых фотографий с эффектом ностальгической старины. А еще их часто используют для ломографии — быстрой и непредсказуемой съемки. Чаще всего фотограф снимает «от бедра» и без выставления настроек, поэтому никогда не знает, что за кадр получится в итоге. Например, у фотографии могут исказиться цвета или соседние кадры наслоятся.
В большом почете у ломографов — фотоаппараты «Хольга» или советский «ЛОМО».
Мыльницы из моей коллекции. Справа затертый «Полароид» — это первый семейный фотоаппарат. С ним связаны воспоминания о поездках на море и праздниках. В 2007 году мы его заменили на цифровой «Кодак». А откуда взялась «Минолта», я уже не помню. Оба исправно работают
Где купить пленочный фотоаппарат
Многие пленочные фотоаппараты уже не выпускают, поэтому основной способ приобрести такую камеру — спросить у знакомых, поискать на сайтах объявлений, барахолках или блошиных рынках.
Спросите у знакомых, вдруг у них завалялся старый «Зенит» или «ФЭД». Это самый бюджетный способ стать обладателем пленочного фотоаппарата. Если удача на вашей стороне, то за символическую сумму или вовсе бесплатно вам отдадут камеру. Другой вопрос — в каком она будет состоянии.
Почти вся моя коллекция собрана таким образом. Многие друзья и знакомые знают, что я собираю пленочную технику, и иногда предлагают мне завалявшиеся у них камеры или дарят технику на праздники. Например, «Москву-2» мне подарил на день рождения хороший друг — перед этим сам починил фотоаппарату затвор. А «Любитель-166» мне отдали на прошлой работе — у него немного отходила задняя крышка, но я смогла это починить.
Поищите на сайтах объявлений. Если первый способ не сработал, то попробуйте поискать технику на «Авито»
Здесь важно читать описания к товарам и не стесняться задавать вопросы продавцу
На «Авито» я покупала новый объектив для «Салюта-С», потому что родная «Вега» мне досталась в разобранном состоянии. Удалось купить абсолютно новый объектив — с коробкой, чехлом, фильтрами и без каких-либо потертостей. Еще весной покупала замену «Зениту-11» — выбирала между «Минолтой» и «Практикой». Первые были дороговаты, поэтому остановилась на гэдээровской классике. Очень повезло с продавцом, который ответил на все вопросы до и после покупки.
Цена фотоаппарата часто зависит от его состояния, объектива, с которым он продается, и марки. Меньше всего влияет редкость — это параметр для искушенных. «Зениты» обычно стоят до 4500 Р, «ФЭДы» — до 2000 Р, а «Смены» — до 1000 Р. Иностранная техника, как правило, дороже: хорошая «Минолта» стоит от 6000 Р, «Олимпус» — не меньше 10 000 Р. Но иностранные мыльницы стоят в пределах 1000 Р.
Сходите в комиссионные магазины. Если вы не уверены, что сможете купить хороший фотоаппарат с рук, то есть еще один прекрасный вариант — комиссионки. Их также можно отыскать на «Авито» или в соцсетях. Можно списаться с представителями магазина или прийти и потрогать выставленные на продажу фотоаппараты. Как правило, консультанты могут подробно рассказать о товарах, а еще помочь проверить технику.
Бывают случаи, когда в продажу идет фотоаппарат с «болезнями»: нерабочим затвором, отсутствием какой-то важной детали, дыркой на шторке, разбитым зеркалом и другими. Об этом может говорить низкая цена
Например, один раз я собиралась купить в комиссионке «Практику» за 2000 Р при том, что обычно она стоит около 5000 Р, но вовремя заметила перекошенный объектив.
Вот такой классный трехглазый «Спутник» продается в «Фотолюбителе». Можно прийти в Гостиный двор на Невском проспекте и повертеть в руках А это не менее интересный панорамный фотоаппарат «Горизонт». Он находится в комиссионке в Москве
Изучите фотофорумы и посетите блошиные рынки. Это вариант для тех, кто вошел во вкус коллекционирования. Например, через форум «Клуб Фото-ру» в моей коллекции появился «Салют-С» в идеальном состоянии, а в Берлине я купила практически нетронутую «Агфу» 30—40-х годов. Правила выбора техники там такие же, как и при покупке на «Авито».
Один из прилавков с фотоаппаратами на берлинской «блошке» в Мауэрпарке. Рядом с EXA и «Практиками» соседствуют наши советские «Зениты» | Очень сложно взять и не оставить все деньги продавцам на таких рынках |
Один из прилавков с фотоаппаратами на берлинской «блошке» в Мауэрпарке. Рядом с EXA и «Практиками» соседствуют наши советские «Зениты» Очень сложно взять и не оставить все деньги продавцам на таких рынках
Итоги
Nikon Df совершенно не предназначена для съёмки свадеб, спортивных событий или съёмки пейзажей. Для каждой из этих задач у Nikon имеются другие варианты. Иначе получится, что вы забиваете микроскопом гвозди.
Самое очевидное ей применение — уличная фотография. Когда требования к матрице вполне могут быть серьёзные, а к скорострельности, ёмкости аккумулятора или количеству мегапикселей — вряд ли.
При этом, у Nikon Df есть очевидное преимущество перед другими камерами, именно в этом жанре: её внешний вид. Попробуйте поснимать в городе на D4, не привлекая к себе внимания. На эту же камеру никто особенного внимания не обращает, проверено. Владелец этой «зеркалки» воспринимается как фотограф-энтузиаст, опасаться которого нет смысла. Недооценивать это её свойство не стоит.
Обзор называется “камера мечты” не потому что Nikon Df идеальна, вовсе нет. Наши мечты обычно нерациональны, и Nikon Df самая нерациональная камера Nikon. И при всей исключительности обладает и приличными характеристиками, и терпимо завышенной ценой, В чём-то похожие по своему позиционированию “Лейки” либо ощутимо дороже, либо откровенно в возможностях уступают. Также можно вспомнить про беззеркалки Olymus, но есть сразу несколько причин, почему их не имеет смысл рассматривать как прямых конкурентов, несмотря на их внешность. Во-первых, вряд ли Nikon Df будет единственной камерой для владельца, скорее всего, она будет браться в нагрузку к уже имеющейся системе. Во-вторых, если мы рассматриваем камеру как игрушку эстета, то стоит учесть, что субъективные ощущения от использования полноценной полнокадровой зеркальной камеры, конечно, приятнее, чем от любой беззеркалки.
То есть, по сути, конкурентов у камеры нет, она сама по себе. И если кто-то давно мечтал о плёночной камере с топовой цифровой матрицей, то вот же она.