объектив Гелиос-94 обзор
Нормальный светосильный объектив с просветлённой оптикой для дальномерных фотокамер.
Производился на Киевском заводе Арсенал. Точные годы производства мне неизвестны, но это район 70-71 годов. Был одним из двух штатных объективов на фотоаппаратах Киев-5. Второй штатник на этот аппарат — это Юпитер-8НБ.
Гелиос-94 выпускался только под внешний байонет Contax-Киев.
В положительных линзах Гелиоса-94 используются лантановые сорта стекла.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 50 мм Угол поля зрения: 45° Размер кадра: 24×36 мм Количество линз/групп: 6/4 Рабочий отрезок — 34,85 мм Относительное отверстие: 1:1,8 Пределы шкалы диафрагм: 1:1,8–1:16 Количество лепестков диафрагмы — 9 Регулировка диафрагмы — с фиксацией и с промежуточными значениями Предустановка диафрагмы — отсутствует
Ближний предел фокусировки — 0,9 м. Соединения: объектива с камерой — внешний байонет Contax-Киев для ввинчивающихся насадок — M49×0,5 для надевающихся насадок — ∅53 мм Расположение крепления для светофильтров: переднее Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 42/24 линий/мм Коэффициент светопропускания: 0,8
Вес — 230 г
Просветление передней линзы имеет фиолетовый оттенок.
Гелиос-94 — объектив довольно крупный для дальномерного. В целом, по дизайну он уже мало чем отличается от зеркальных объективов. Только защелка байонета выдает его родство с байонетом Contax-Киев, и, следовательно — дальномерный объектив.
По сравнению, например, с Гелиосом-103, 94-й выглядит весьма громоздко.
На его корпусе 2 кольца. Оба они «на своих местах», управляются комфортно и интуитивно. Оба кольца покрыты классической ребристой накаткой. Ближнее к камере — это кольцо фокусировки. Полный ход геликоида — 270 градусов. Ход очень большой и это удобно.
Дальнее от камеры кольцо отвечает за диафрагму. Переключается оно с фиксацией на значениях шкалы, но между основными значениями есть фиксация на промежуточных.
Лепестки диафрагмы черные, матовые. Их 9 штук. Лепестки не скруглены.
Форма лепестков зачем-то сделана довольно сложной. Если смотреть спереди (фото сделано сзади), то создается впечатление, что лепестки уложены в два слоя, хотя на прикрытой диафрагме видно, что слой на самом деле один. Не очень понятна логика такой конструкции, т.к. на всех значениях, кроме, буквально, f1.8 лепестки образуют выраженные девятиугольники. Меня заинтересовала совместимость объективов под внешний байонет Киева-5 с, например, Киевом-4, или иными более ранними моделями.
Так вот, мой экземпляр Гелиос-94 на Киев-4М не встал.
Смотрите на фото. У Киева-4М, понятное дело, есть и внешний байонет и внутренний.
Конструктив внутреннего байонета довольно далеко выступает вперед. Особенно защелка. Ну и кольцо со шкалой расстояний — тоже.
У классических объективов, рассчитанных на внешний байонет все эти выступающие части помещаются в зазор между юбкой внешнего байонета и кольцом сцепления с внутренний байонетом. Видите, какой зазор глубокий?
У Киева-5 внутреннего байонета нет, следовательно, и нет таких выступающих частей.
Поэтому, у Гелиоса-94 зазор между байонетом и внутренним кольцом закрыт шайбой. Шайба эта подпружинена, но хода ее не хватает, чтобы вместить защелку.
В итоге, Гелиос-94 можно надеть только на Киев-5, хотя формально это просто объектив на внешний байонет.
Обычный переходник с байонета Contax-Киев на какой-либо современный стандарт для этого объектива скорее всего не подойдет. За фабричные не поручусь, а те, которые умельцы делают из байонетов фотоаппаратов — наверняка не подойдут. Из-за этой специфики, отзывов об использовании Гелиос-94 очень мало.
Те, что есть — в основном положительные. Объектив достаточно резкий и контрастный с самой открытой диафрагмы.
Собственно, я и так уже собрался изготовить переходник с Contax-Киев, а теперь, выходит, что для Гелиоса-94 нужно будет придумать что-то персональное. Ну что ж, придется — придумаем.
Поэтому тестовые снимки — ожидаются.
Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов