Гелиос-81М 2/53 | описание и примеры фото
Перейти к содержимому
Содержание страницы
Гелиос-81М 2/53 — штатный объектив для зеркальных камер Киев с форматом кадра 24×36 мм (Байонет Nikon F) и на резьбу М42. Выпускался в версиях с однослойным и многослойным просветлением (МС).
Этот объектив содержит в себе 6 элементов в четырех группах, шестилинзовый анастигмат c однослойным или многослойным (МС) просветлением сделан на основе объектива Biotar 2/58 (Carl Zeiss Jena). Применены сверхтяжелые кроны в схеме объектива. Гелиос-81М оснащен байонетом Nikon F и снят с фотоаппарата Киев-19. Для того, чтобы установить объектив на цифровую камеру Nikon, переделки не требуется, в случае, если у вас камера Nikon D700, D80, или D40. На остальные камеры, для установки объектива потребуется спилить юбку, обрамляющую заднюю линзу. Но даже если вы умудритесь поставить этот объектив на свой Nikon, вас ждет разочарование – многие из этих фотоаппаратов не поддерживают работу с мануальными объективами в любых режимах, кроме ручной настройки экспозиции.
Интересен тот факт, что я, таки, умудрился поставить Гелиос-81М на Sony, с помощью найденного задника с резьбой М42 с какого-то похожего объектива. Открутил три винта, прикрутил аналогичное кольцо М42 на два, так как третье отверстие не подошло по расположению. После замены хвостовика, бесконечность не появилась, а управление диафрагмой на объективе вне родной камеры доступно только в сторону ее открытия.
Снимаешь объектив, устанавливаешь кольцо диафрагмы в положение желаемой, и сдвигаешь пластину, закрывая диафрагму. Диафрагма установленного на фотоаппарат объектива, будет только открываться, так как связи между кольцом диафрагмы и самой диафрагмой нет. Диафрагменное кольцо, по сути, является ограничителем. Вообще, на объективах с байонетом Nikon F диафрагма всегда возвращается в открытое положение, но у этого объектива такого не происходит. Возможно, поломка.
Гелиос-81М имеет плавно вращающиеся кольца фокусировки и диафрагмы, диафрагма имеет фиксацию значений, а также промежуточные ступени. Переключение значений происходит со значительным усилием. Ну, зато, так просто не собьешь. При фокусировке объектива передняя линза не вращается. На кольце фокусировки накатка с высоким шипом. Кольцо, благодаря накатке, ощущается даже в перчатках. Объектив резкий, цвет передает реалистично. Однако, не любит засветки и яркие источники в кадре. Как мне показалось, объективы серии Гелиос-44М, лучше справляются и с засветками, и с работой в контровом. Кроме того, объектив любит побаловать пользователя золотым дождем, заливая светом от источника освещения весь кадр. Особенно, когда идет боковая засветка под большим углом. Эффект отлично убирается блендой.
Технические характеристики Гелиос-81М
- Формат: 35mm зеркальная
- Тип: Постоянное фокусное расстояние (фикс)
- Фокус: Ручная фокусировка
- Система: M42, Nikon F (FX, DX)
- Оптическая схема: 6 элементов в 4 группах
Резюме
По совокупности факторов, Гелиос-81М 2/53 мне не зашел. Не смотря на то, что планаровское кручение фона на минимальных дистанциях фокусировки никуда не делось, есть гораздо более простые в установке и в последующем использовании, объективы.
- Серия объективов Гелиос 44 58/2
- История. Объективы серии «Гелиос»
Устройство оправы и порядок пользования объективом (Гелиос-40-2)
1 — индекс шкалы диафрагм 2 — шкала диафрагмы 3 — индекс предварительной установки диафрагмы 4 — кольцо предварительной установки диафрагмы 5 — индекс установки диафрагмы 6 — кольцо установки диафрагмы 7 — фокусировочное кольцо 8 — шкала расстояний 9 — шкала глубины резкости 10 — хомутик 11 — винт 12 — кольцо крепления объектива |
|
Механизм перемещения установлен на хомутик 10, который позволяет крепить на штативе объектив в горизонтальном и вертикальном положениях относительно объекта съёмки, с последующей фиксацией винтом 11. Фокусировка (наводка на резкость) производится вращением кольца 7, на котором нанесена шкала расстояний 8. Индексом шкалы расстояний является центральный штрих шкалы глубины резкости, нанесённой на неподвижной части оправы 9. Конструкция узла установки диафрагмы позволяет регулировать положение ограничителя величины диафрагмы, что осуществляется поворотом кольца 4, на котором нанесена шкала диафрагмы. Индексом предварительно установленного упора является точка 1, нанесённая на неподвижной части оправы. Действительное диафрагмирование осуществляется вращением кольца 6. Кольцо 12 объектива имеет резьбу M42×1 для соединения с фотокамерой. Перед началом работы диафрагма устанавливается на максимальное отверстие вращением кольца 6. При этом индексы — точки 5 и 1 — находятся на одной прямой. Вращая кольцо 4, необходимо поставить упор в соответствии с выбранной диафрагмой совмещением индекса 1 с требуемым числом по шкале диафрагм 2. При этом необходимо ощутить лёгкий щелчок, подтверждающий, что кольцо 4 зафиксировалось. Проведя фокусировку при максимальном отверстии объектива, не прерывая наблюдения, повернуть кольцо 6 до упора, после чего нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. При диафрагмировании до упора, т.е. при установке требуемой диафрагмы, индекс 5 встанет напротив индекса 3. Если расстояние до объекта съёмки заранее известно, находят его на шкале расстояний и поворотом кольца 7 устанавливают его против красного индекса. Расстояние до предмета съёмки отсчитывается вдоль оптической оси объектива от плоскости плёнки, обычно обозначаемой на фотокамере знаком . При фотографировании объектов, находящихся на различных расстояниях от фотоаппарата, рекомендуется пользоваться шкалой глубины резкости 9. Она состоит из пар делений, симметрично расположенных по обе стороны индекса. Каждая пара соответствует определённому значению установленной величины диафрагмы. Против этих делений на шкале расстояний 8 можно прочесть два расстояния, в пределах которых все предметы окажутся резко изображенными на снимке. Эти два расстояния называются, соответственно — ближним и дальним пределами глубины резкости. |
Несколько примеров на ГЕЛИОС-40-2 1,5/85
|
Краткая заметка-галерея на ГЕЛИОС-40-2 1,5/85, фотограф Игорь Курилов. Несколько примеров на ГЕЛИОС-40-2 1,5/85 Здравствуйте! Я влюбился в фотографию достаточно давно в далеком 2009 году и теперь это мой образ жизни. Практически с самого начала я пробовал снимать на советскую оптику и другие фирменные мануальные объективы: Super-Takumar 1.8/55, Carl Zeiss Planar 50/1.4, Юпитер-37А 3.5/135. Но больше всего запал в душу ГЕЛИОС-40-2 1,5/85 с его живой картинкой. Снимаю только творческие съемки полностью на открытой диафрагме 1.5 в режиме Live View. В обработке цветокоррекция и обязательно добавление резкости. Объектив рисует акварельное боке и в контровом свете дает красивые блики. Он далеко не идеальный, но за все это можно простить все его минусы – отсутствие звенящей резкости, хроматические аберрации, большой вес. Да, нельзя забывать, что это все же не обычный Гелиос, а полноценный портретный объектив с фокусным 85 мм. Примеры сняты на ГЕЛИОС-40-2 1,5/85 (вот этот) и Canon EOS-1D X / Canon EOS 7D. Намного больше интересных работ автора можно найти по следующим ссылкам:
|
Cyclop 85mm 1.
Здравствуйте. В последнее время я обнаружил, что действительно увлекаюсь объективами MF. Я начал с Meyer Trioplan и недавно купил Cyclop 85mm 1.5 (очень похож на Helios 40 85mm 1.5). Говорят, что у Cyclop 85mm 1.5 такое же стекло, как и у Helios 85mm 1.5, но без возможности изменения диафрагмы. Гелиос и Циклоп известны своим «вихревым» боке.
Пожалуй, мой любимый объектив — Canon 85mm 1.2. Его высоко ценят как портретный объектив, и я не могу с этим не согласиться. Он создает абсолютно красивые изображения с маслянистым боке. Как вы увидите, он также очень, очень резкий на открытой диафрагме.
Это сравнение не является клиническим или научным. Все выстрелы были с рук. На самом деле я не сравнивал резкость, так как все еще учусь пользоваться Cyclop 85mm 1.5. С адаптером фокус сбивается, и это может быть непросто, особенно при очень малой глубине резкости. Моим главным намерением было сравнить боке, однако, когда я, кажется, прибил фокус, я предоставил несколько обрезанных изображений, чтобы вы могли увидеть детали.
Одним из основных недостатков этого «теста» было то, что я не установил одинаковую выдержку затвора. Вот почему вы увидите, что Canon на некоторых изображениях выглядит темнее.
Цвет, яркость, контрастность и другие настройки изображений не менялись. Они были сняты в RAW и конвертированы в Jpeg.
Единственным, где скорость затвора была одинаковой, был самый первый набор изображений выше. Это хорошее представление, так как я установил диафрагму Canon на 1,4, чтобы точно соответствовать родной диафрагме Cyclop 1,5. Это также согласуется с моими выводами — Canon определенно резче, с более высоким контрастом. Canon дает более теплое изображение, а Cyclop более холодное. Это также хорошее представление о «вихревом» боке, создаваемом Cyclop. Особенно возле головы и коленей и вокруг них (по краям кадра, особенно по углам).
Оба сняты с широко открытой диафрагмы — Canon снял с 1,2, а Cyclop с 1,5
Обратите внимание на пурпурную окантовку по краю медной формы на изображении Canon 85mm 1
Гелиос 40 2 примеры фото: Lens Гелиос 40-2 85 MM F/1.5, примеры фотографий
Данные:
Фокусное расстояние: 85 мм (85,18 мм)Относительное отверстие: 1:1,5Угол поля зрения: 28°Размер кадра: 24×36 ммКоличество линз/групп: 6/4Переднее вершинное фокусное расстояние: −26,85 ммЗаднее вершинное фокусное расстояние: 44,52 ммРасстояние от первой до последней поверхности: 81,53 ммСветовой диаметр первой поверхности: ⌀56,9 ммСветовой диаметр последней поверхности: ⌀36,8 ммРазрешающая способность по ТУ (центр/край):Гелиос-40 — 32/16 линий/ммГелиос-40-2 — 36/17 линий/ммДисторсия: ≈ 0,1%, бочкообразнаяКоэффициент светопропускания:Гелиос-40 — 0,75Формула цветности: 10—0—4Тип просветления:старых выпусков — химическое, однослойноевыпуска 2012 года — многослойноеБлижний предел фокусировки:Гелиос-40 — 1,15 мГелиос-40-2 — 1,15 м или 0,8 мПределы шкалы диафрагм: 1:1,5–1:22Количество лепестков диафрагмы: 10Соединения:объектива с камерой:Гелиос-40 — M39×1Гелиос-40-2 — M42×1для ввинчивающихся насадок:Гелиос-40 — СпM66×0,75Гелиос-40-2 — M67×0,75 (на части объективов встречается M66×0,75)для надевающихся насадок:Гелиос-40 — ⌀68 ммГелиос-40-2 — ⌀70 ммрасположение крепления для светофильтров: переднееРабочие отрезки: 45,2 мм (Гелиос-40), 45,5 мм (Гелиос-40-2), 46,5 мм (Н), 44 мм (C)Габаритные размеры:длина объектива Гелиос-40 с крышками: 110 ммдлина объектива Гелиос-40-2 без крышек: 95 ммнаибольший диаметр оправы: 82 ммМасса (паспортная):Гелиос-40 — 1090 гГелиос-40-2 — 1185 г (указывалось и другое значение: 1,10 кг; а так же: 900 г и 950 г — без штативного кольца)Гелиос-40-2 после 2012 г. — 850 гГод разработки: 1950 г.Расчёт: Д.С. ВолосовКонструкция: нет данныхПроизводство: серийноеГоды производства (КМЗ):Гелиос-40 — с 1956 г.Гелиос-40-2 — с 1969–1970 г. (нет точных данных) по 1990 г., возобновление производства — с августа 2012 г.Гелиос-40-2-C — с мая 2013 г.Гелиос-40-2-N — с мая 2013 г. |
Оптическая схема
Разрешающая способность Гелиос-40 (№ 610631), вид сзади Гелиос-40-2 (второй вариант) Гелиос-40-2 в разрезе(ошибочно добавлен светофильтр) Гелиос-40-2 2012 года выпуска Гелиос-40-2-С 2013 года выпуска Опытный Гелиос-40-2-С в новом корпусе 2014 года |