Мс гелиос-81м 253 для nikon

Краткое содержание

Грешным делом можно подумать, что раз Гелиос-81Н это объектив на Nikon, то такой же объектив с литерой «М» обязательно на М42, но это не так, объектив тоже на байонетное крепление Nikon-F.
Надо сказать, что советская фотопромышленность заботилась, чтобы у фотолюбителя было достаточно объективов на систему Nikon. Это и неудивительно т.к. были выпущены советские фотокамеры с байонетом Nikon F: «Киев-17», «Киев-18», «Киев-19», «Киев-19М» и «Киев-20».
Ассортимент объективов для этих камер достаточно полный от 8 до 300мм фокусного расстояния.

Собственно байонет К тоже был внедрён на советские фотокамеры, но это другая история.

Объектив, который ко мне попал был заявлен как новый и если внимательно осмотреть корпус, то видно, что объектив действительно не использовался.
Но пощелкав диафрагмой я обнаружил досадный дефект — диафрагма полностью не открывалась и в полностью закрытом состоянии метка диафрагменного кольца указывала на F5.6.

На представленных ниже фото видно как открывалась диафрагма до крайнего положения.

Очевидно, что это никак не максимально открытая диафрагма.

максимально закрытая диафрагма

В максимально закрытом состоянии диафрагмы красная риска становилась между F4 и F5.6.

Разбираем объектив

Поворачивая объектив байонетом к себе и выкручиваю винтики.

Открываем.

Здесь всё похоже на детский конструктор. Такие же тоненькие плоские детали и такие же большие допуски.

На самом деле можно было дальше не разбирать, но это я понял потом. В любом случае последующая разборка полезна для понимания принципа работы диафрагменного механизма.

Внизу на картинке вы видите диафрагменное кольцо Гелиос 81М 53/2 MC. Оно представляет из себя просто кольцо с плоской желтой деталью на двух винтах. При кручении диафрагменного кольца эта желтая деталь за счет свой неравномерной глубины плавно нажимает на штырек, который выступает из другой плоской детали на винте.

Та, в свою очередь, нажимает на еще один штырек (пластиковый), сцепленный с металлическим штырьком, который непосредственно управляет диафрагмой.

То, что я на этом фото трогаю пальцем — это «прыгалка» диафрагмы. Она связана с остальным механизмом управления диафрагмой и подпружинена маленькой пружинкой. Она работает, когда объектив установлен на камере, которая знает данную «прыгалку», например, советская фотокамера Зенит.

Белое кольцо хоть и вращается, но имеет одно рабочее положение, а вот диафрагменное может быть зафиксировано в любом положении. Потому вышло так, что желтая плоская деталь касалась штырька второй плоской детали только на середине хода. Вот по этой причине диафрагма полностью и не открывалась. Соответственно, нужно было всего лишь повернуть диафрагменное кольцо, чтобы желтая плоская деталь начинала касаться второй плоской детали в самом начале движения — это и будет полностью открытая диафрагма. И тогда в конечном положении у вас будет полностью закрытая диафрагма, которая будет соответствовать максимально закрытой на объективе и совпадать с рисками на корпусе объектива.

У данного объектива много «серединных» положений диафрагма (пишу по памяти), но на мой взгляд при такой точности изготовления хватило бы базовых, без полустопов даже. Сам по себе объектив весьма качественный из советских и даёт наивысшее разрешение (я проверял, см.ниже), но механика явно подкачала.

«с особой любовью» советские рабочие подошли к смазыванию подвижных частей объектива.

Не знаю, что это за смазка, но похожа она на солидол, которым я смазывал велосипедную цепь в то время.

Тест объектива Гелиос 81М 53/2 MC

Ставим на камеру и вперёд.

Съемка со штатива, фокусировка по LiveView 10x.

Некоторая «мутность» у Гелиос 81М 53/2 MC наблюдается, но в целом весьма неплохой для советского объектива результат.

Я, конечно, на этом не успокоился и решил сравнить его на открытой диафрагме с одним из лучших 50мм объективов: Carl Zeiss Makro- Planar 50/2. Один такой у меня, кстати, продаётся (б.у.), если кому хочется — обращайтесь

Ну вот теперь видно, за что деньги уплачены. На открытой Гелиос 81М 53/2 MC показывает не очень высокие результаты относительно современных топовых 50мм объективов (разница в цене-то огромная).

Как выглядит падение детализации на примере тех же самых буковок вы можете посмотреть в статье Тест 50мм объективов: Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE, Canon EF 50/2.5 Macro, Гелиос 44М-7 58/2 МС, Pentacon electric 50/1.8 MC

А я на сегодня закругляюсь! Желаю всем удачных снимков и, надеюсь, эта статья поможет кому-нибудь починить неправильно работающую диафрагму советского объектива!

Устройство оправы и порядок пользования объективом Гелиос-44

Фокусировка (наводка на резкость) производится вращением кольца 1 с нанесённой шкалой расстояний. Индексом шкалы расстояний является центральный красный штрих 3 шкалы глубин резкости 2.
Конструкция узла предварительной установки диафрагмы позволяет изменять положение ограничителя величины диафрагмы, что осуществляется поворотом кольца 6, на котором нанесена шкала диафрагм. Индексом предварительно устанавливаемого упора является точка 7, нанесённая на неподвижной части оправы. Действительное диафрагмирование осуществляется вращением кольца 4.
Объектив ввинчивается в камеру до упора и слегка затягивается. Перед началом работы диафрагма устанавливается на максимальное отверстие вращением кольца 4 до упора совмещением двух точек 5 и 7. Вращая кольцо 6 поставить упор в соответствие с выбранной рабочей диафрагмой совмещением индекса 7 с требуемым числом на шкале диафрагм. При этом надо ощутить лёгкий щелчок, подтверждающий, что кольцо 6 зафиксировалось.
Произведя фокусировку поворотом кольца 1 за фигурную накатку при максимальном отверстии диафрагмы объектива, не прерывая наблюдений за объектом съёмки, повернуть кольцо 4 до упора, после чего нажать на спусковую кнопку фотоаппарата.
Если расстояние до объекта съёмки заранее известно, находят его на шкале расстояний и поворотом кольца 1 устанавливают это значение против красного индекса 3. Расстояние до предмета съемки отсчитывают вдоль оптической оси объектива от плоскости пленки, обычно обозначаемой на фотокамере знаком .
При фотографировании предметов, находящихся на различных расстояниях от фотоаппарата, рекомендуется пользоваться шкалой глубины резкости 2. Она состоит из пар делений, симметрично расположенных по обе стороны индекса. Каждая пара соответствует определённому значению установленной диафрагмы. Против этих делений можно прочесть два значения по шкале расстояний 1, в пределах которых все предметы окажутся резко изображенными на снимке. Эти два расстояния называются ближним и дальним пределами глубины резкости.

Примеры фотографий, снятых объективом МС Гелиос-81Н 2/50

Все фотографии сняты фотоаппаратом Nikon D3100. Экспорт из RAW c незначительной поправкой экспозиции.

Резкость МС Гелиос-81Н 2/50

С открытой диафрагмы приемлемую резкость объектив имеет на ближних дистанциях, при съемке погрудных и крупнолицевых портретов.

f/ 2

Если нужно отойти, чтобы снять человека в полный рост, то можно наблюдать значительное падение резкости. Сферические аберрации на дальних дистанциях более выражены, и они съедают детали.

f/ 2

Полностью рабочей можно считать диафрагму со значения f/ 2.8. На значении f/ 5,6 наблюдается наилучшая резкость.

f/ 2 фокусировка на бесконечность

Хочу отметить, что советские объективы имеют разброс по качеству, поэтому все сказанное в этом обзоре относится именно к данному экземпляру.

Рисунок и боке МС Гелиос-81Н 2/50

Объектив имеет приятный рисунок, характерный для оптической схемы Zeiss Biotar.

f/ 2

f/ 2

На открытой диафрагме при определенном заднем плане можно наблюдать подкрученное боке, особенно если использовать объектив на полном кадре.

f/ 2

На фотоаппаратах с APS-C матрицей его можно использовать как портретник. Эффективное фокусное расстояние будет эквивалентное 75 мм на полном кадре.

f/ 2 МДФ

Контраст и цветопередача МС Гелиос-81Н 2/50

В целом объектив имеет неплохой контраст и имеет приятную цветопередачу. Но все же проигрывает в контрасте современным объективам.

f/ 5.6

Часто в контровом свете объектив ловит засветки.

f/ 3.5

f/ 5.6

Когда обрабатываю фотографии в RAW, динамический диапазон фотографий, снятых Гелиосом 81Н поуже, чем у объективов Nikon тех же годов. Такая проблема почти у всех советских объективов.

ВыводыМС Гелиос-81Н 2/50 неплохой советский полтинник. Удобен тем, что без лишних проблем и переделок устанавливается на камеры Nikon с сохранением предустановки диафрагмы. Имеет хороший рисунок и приятное биотаровское боке. Из-за доступности на вторичном рынке и простоты установки широко используется фотолюбителями.

Тест объектива Гелиос 81М 53/2 MC

Ставим на камеру и вперёд.

Съемка со штатива, фокусировка по LiveView 10x.

Некоторая «мутность» у Гелиос 81М 53/2 MC наблюдается, но в целом весьма неплохой для советского объектива результат.

Я, конечно, на этом не успокоился и решил сравнить его на открытой диафрагме с одним из лучших 50мм объективов: Carl Zeiss Makro- Planar 50/2. Один такой у меня, кстати, продаётся (б.у.), если кому хочется — обращайтесь

Ну вот теперь видно, за что деньги уплачены. На открытой Гелиос 81М 53/2 MC показывает не очень высокие результаты относительно современных топовых 50мм объективов (разница в цене-то огромная).

Как выглядит падение детализации на примере тех же самых буковок вы можете посмотреть в статье Тест 50мм объективов: Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE, Canon EF 50/2.5 Macro, Гелиос 44М-7 58/2 МС, Pentacon electric 50/1.8 MC

А я на сегодня закругляюсь! Желаю всем удачных снимков и, надеюсь, эта статья поможет кому-нибудь починить неправильно работающую диафрагму советского объектива!

Гелиос-81М МС. Мнение не избалованного фото любителя.

Гелиос-81М на фотоаппарате Nikon

   Не давно мне подарили фотоаппарат Киев 17.  С ним был объектив Гелиос-81М. Объектив был в плачевном состоянии. Весь люфтил, при чем абсолютно весь. Линзо-блок ходил ходуном, диафрагма не работала, лепестки залиты смазкой. 

Какие бывают 81е писать не буду, в сети все есть.

Почитав отзывы о этом объективе, решил и я его попробовать.

При разборке нашлась поломка диафрагмы. Открутился толкатель. И потерялся. 

Ну вот… 

   Потом после внимательного рассмотрения заметил этот толкатель, который прилип к байонету изнутри на смазку. Благо, смазки в объективе было много (даже слишком, по этому и потекла на диафрагму). Уже легче.. Но болтика нету.. Придется подбирать (есть волшебный кулёк, в который складывал малюсенькие болтики). И тут меня ждало разочарование. Нет такого.

   Ну что? Разбираю дальше, все равно уже раскрутил. 

Но кольцо диафрагмы так и не крутилось. Оооо!!!! вот он, этот болтик с толкателя. Застрял между прыгалкой. Отлично.Собрал. Все теперь работает.

   Выкрутив линзо-блок, разобрал и промыл геликоид. Нанес новую смазку. Но ход все же с провалом в конце (ближе к бесконечности). Опять разборка, смывка смазки. И вот это место. Не большая заусеница. Притёр и все стало как новое. Ход плавный, без провалов и закусов.

   Теперь настал час промывки диафрагмы. 

После разборки я ужаснулся. Лепестки диафрагмы все кривые. Такое чувство, что их вырезали ножницами школьники на уроках труда. Да и еще они не черненные. А значит будет ловить зайцев. 

Кривая гайка

   Но это пол беды.. Все оказалось намного хуже.

Оказалось, что на задней линзе напрочь похерено просветление. При чем изнутри. Уж очень грибок любит совковое химическое просветление. Думаю у версии без МС, таких проблем в априори не должно быть. 

Вот Вам и гаражно-сарайное хранение. 

Собрал все назад. На вид, как новый, но грибок на линзе… Все испортил. 

Так что, пока ищу донора.

Ну и собственно мнение:

    Объектив, как и все, которые были собраны в СССР, весь из метала и стекла. Не боится ударов, падений и всего того, что боятся современные объективы. В нем ломаться нечему. 
    По весу, он тяжелее Гелиос-44-2, хоть и выглядит намного меньше. Это из-за того, что в этих объективах использовали более тяжелые кроны стекла, как в Индустар-61 Л/З. 

 Лепестки кривые, из-за этого отверстие, которое формирует диафрагма не симметричное. Гайки, и те не ровные. Да еще и блестящие…( не гайки, лепестки).

   На мой Nikon D90 садиться не захотел. Пришлось спилить юбку выступающую над байонетом ( не на всех моделях Никонов такой гемор ). Гелиос-81Н,в отличии от Гелиос- 81М, не имеет такой проблемы. 

   Особо погонять этот объектив не получилось, но дома КОТЭ поснимал. Объектив резкий уже с открытой ( тяжелые кроны стекла дают о себе знать), фон крутит как все Гелиосы, но не так сильно как Гелиос-44-2. Мне показалось, что он слегка желтит. 

Гелиос-81М и Гелиос-44-2 
Гелиос-81М и Индустар-61Л/З
Гелиос-81М и Nikon 50 1.8G

Сильно бъет пригалка при съемке, но это так у всех.
    Ужасно боится бокового и контрового света. Возможно это из-за проблемы с задней линзой в моем случае (читать выше), но скорее всего, из-за блестящей диафрагмы и хренового советского просветления. Бленда не много исправляет положение.

Гелиос-81М с блендой

     Рекомендую новичкам чтобы поучиться снимать в режиме М. И тем, кто хочет иметь фирменное закрученное боке Гелиоса, но не хочет заморачиваться с переделкой других Гелиосов под рабочий отрезок Никона ( версия Гелиос-81Н садиться без каких либо запилов на любой Никон).

   Как сказал один фотограф- объектив для  энтузиастов-нищебродов. Но цена на объектив сейчас сильно завышена. Не стоит он таких денег, которые за него просят барыги.

Примеры снимков здесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: