Устройство оправы и порядок пользования объективом Гелиос-44
Фокусировка (наводка на резкость) производится вращением кольца 1 с нанесённой шкалой расстояний. Индексом шкалы расстояний является центральный красный штрих 3 шкалы глубин резкости 2. Конструкция узла предварительной установки диафрагмы позволяет изменять положение ограничителя величины диафрагмы, что осуществляется поворотом кольца 6, на котором нанесена шкала диафрагм. Индексом предварительно устанавливаемого упора является точка 7, нанесённая на неподвижной части оправы. Действительное диафрагмирование осуществляется вращением кольца 4. Объектив ввинчивается в камеру до упора и слегка затягивается. Перед началом работы диафрагма устанавливается на максимальное отверстие вращением кольца 4 до упора совмещением двух точек 5 и 7. Вращая кольцо 6 поставить упор в соответствие с выбранной рабочей диафрагмой совмещением индекса 7 с требуемым числом на шкале диафрагм. При этом надо ощутить лёгкий щелчок, подтверждающий, что кольцо 6 зафиксировалось. Произведя фокусировку поворотом кольца 1 за фигурную накатку при максимальном отверстии диафрагмы объектива, не прерывая наблюдений за объектом съёмки, повернуть кольцо 4 до упора, после чего нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. Если расстояние до объекта съёмки заранее известно, находят его на шкале расстояний и поворотом кольца 1 устанавливают это значение против красного индекса 3. Расстояние до предмета съемки отсчитывают вдоль оптической оси объектива от плоскости пленки, обычно обозначаемой на фотокамере знаком . При фотографировании предметов, находящихся на различных расстояниях от фотоаппарата, рекомендуется пользоваться шкалой глубины резкости 2. Она состоит из пар делений, симметрично расположенных по обе стороны индекса. Каждая пара соответствует определённому значению установленной диафрагмы. Против этих делений можно прочесть два значения по шкале расстояний 1, в пределах которых все предметы окажутся резко изображенными на снимке. Эти два расстояния называются ближним и дальним пределами глубины резкости. |
Впечатления от использования Гелиос 44М на Fujifilm xe2
Знаете, сколько народа постоянно удивляется тому, что я снимаю на плёночный фотоаппарат? Конечно, сомнения всегда остаются, но когда люди видят знакомый объектив с «Зенита», то полностью верят и с нотками ностальгии в голосе произносят «Дай пощупать!»
Тоже кадр, сделанный на гелиос
Всё это прекрасно, но опять же, если на чистоту, особо смысла носиться со старыми объективами я не вижу. Отсутствие стабилизатора моментально сказывается при плохом освещении. И даже супер-исо на фудже не помогает. Штатный Fujinon 18-55 выдает отличную картинку, имеет шикарный стабилизатор и просто молодец.
Чтобы я выбрала сейчас, поснимав и на Super Takumar, и на Helios 44M? Трудно сказать. Они очень похожи, оба недорогие, а Гелиос, как оказалось, есть и у меня, на папином Зените Так что мне вобще можно было бы воздержаться от покупки такумара. Поэтому, если у Вы раздумываете, какой из этих объективов взять, то попытайтесь раздобыть хоть один из них в прокат у знакомых. Вдруг совсем не понравятся ощущения?
Об обзоре
Многие из моих читателей – фотолюбители, поэтому я решил начать делать обзоры на фото технику. Это не классический обзор про резкость при различных положениях диафрагмы (и т. п.). Этим занимаются профессиональные обзорщики с соответствующей аудиторией. Здесь я расскажу о том, как объектив можно применить для фотографии путешествий и дам несколько практических советов.
Это мой первый обзор (на русском), буду рад услышать Ваше мнение. Все фотографии в обзоре обработаны.
Зачем использовать старую оптику?
В основном, все фотографируют на популярные модели камер и оптики. Как результат – все изображения похожи друг на друга. Как только Вы используете что-то нестандартное – ваши фотографии выделяются. Качество изображения, у большинства старой оптики, хуже, чем у современных аналогов, но они делают интересные, уникально-выглядящие снимки.
ВАЖНО: Гелиос – объектив для художественной съемки, его задача – получение интересной картинки. В целом, это не инструмент для коммерческой съемки (хотя бывает и такое…)
Гелиос 44 – больше чем закрученный боке
Гелиос 44 очень популярен из-за низкой цены и нестандартной картинки. Многие любят его за ярко выраженный, закрученный рисунок боке и низкий контраст. Благодаря этому, объектив часто применяют для сьемки портретов. Низкий контраст скрывает проблемные места на коже (в то время как современные объективы могут их подчеркивать), а боке ”окружает” человека и добавляет акцент.
Здесь я говорю о Гелиос 44-2, поскольку это наиболее популярная модель, и модель, с которой у меня больше всего опыта.
ЗАМЕЧАНИЕ: 44-2 –
это номер модели, сам объектив 58мм f/2.
Позднее лето в Финляндии.
Обратите внимание на места вне фокуса. Они окружают объект и тем самым дают ему дополнительный акцент
Снимок сделан на Архипелаге Эспоо.
Гелиос 44-2 для фото путешествий
Фото путешествий – это все понемногу: улицы, пейзажи, портреты, документальные снимки. Все, что может передать атмосферу места. Так же, у травел фотографа больше свободы в выборе инструментов. Я считаю, что Гелиос отличное дополнение, он всегда в моей фотосумке.Я использую Гелиос 44-2:
- Для сьемки винтажных портретов, включая портреты при низкой освещенности
- Когда хочу даиь дополнительный акцент к объекту в центре
- Когда мне выгоден закрученный боке
- В целом, если я хочу придать сцене винтажный вид (хотя, для винтажных фото днем мне нравится другой советский объектив – Индустар 50-2, он шире и резче в углах)
Примеры:
Тут странная смесь натурального и искусственного света, но из-за низкого контраста, изображение работает. Снимок сделан на корабле, во время белых ночей в Санкт-Петербурге.
С f2, я уверенно фотографирую ночью. Снимок сделан в Рур, Германия.
Сравним Гелиос 44-2 с Canon 50mm 1.8 STM. При одинаковых настройках и обработке, у Canon есть места с небольшим пересветом, но не у Гелиоса (наверное из-за низкого контраста)
Мне кажется, закрученный боке хорошо выделяет объект в центре.
Здесь боке почти не заметен, тем не менее, объект в центре лучше акцентирован.
Закрученный боке делает ветренную погоду более выразительной.
Сильный ветер. на мой взгляд, более выразителен
Некоторые изображения, особенно контрсвет, просто приятнее при низком контрасете
П-44М описание, характеристики, планировки
Серия панельных домов П-44М — модификация популярной московской серии П-44. Количество шагов в несущих конструкциях было увеличено с 7 до 8, в планировках появились четырехкомнатные квартиры и мансарды, были добавлены эркеры и дополнительные санузлы. Серия была спроектирована в середине 1990-х годов. Годы строительства: с 1997 по 2000 гг. В отличии П-44Т серия широкого распространения не получила, было построено всего 25 домов. В Москве дома серии П-44М построены в районах: Митино, Марьинский Парк, Братеево, а также по одному дому в Кунцево и на Мытной ул. В Московской области дома серии П-44М не строились.
Все комнаты в квартирах домов серии П-44М изолированные. Во всех квартирах, предусмотрены эркеры, и просторные застекленные лоджии. В каждом подъезде установлен один пассажирский и один грузопассажирский лифт. В однокомнатных квартирах санузлы совмещенные, в остальных раздельные. В трех- и четырехкомнатных квартирах предусмотрены дополнительные санузлы. Лестницы незадымляемые, противопожарный балкон отсутствует. Кухонная плита — электрическая, вентиляция естественная вытяжная, блоки на кухне и в санузле. Мусоропровод на лестнице, с загрузочным клапаном на площадке.
Серия домов П-44М отличается от предшественницы – серии П-44 количеством шагов в несущих конструкциях, Увеличенный с 7 до 8 шаг, позволил увеличились площади большинства квартир, а также разместить на этаже четырехкомнатную квартиру и дополнительный санузел в трехкомнатной. Так же были добавлены мансарды, эркеры и полуэркеры.
П-44М, как и все другие серии семейства П-44, была разработана специально для ДСК-1. Литера «М» в названии серии означает «модифицированная». «Визитная карточка» ДСК-1 – разноэтажный жилой комплекс на Рубцовской набережной Яузы (проект И-1774) построен из блок-секций серий П-44Т и П-44М.
Серия П-44М была снята с производства, так как 8-шаговые секции было трудно вписать в кварталы со сложившейся застройкой. Предпочтение в строительстве было отдано 7-шаговой серией П-44Т.
Серия ГМС-1 Серия ГМС-3 Серия ПД-4 Серия И-155 Серия И-155 Башня Серия И-155 ММ Серия И-155 МК Серия И-155 Н
Серия И-1723 Серия И-1724 Серия И-79-99 Серия Призма Серия Айсберг Серия И-1782 Серия Колос Серия КОПЭ-Башня
Серия КОПЭ-М-Парус Серия П-3М Серия П-3М-7 23 Серия П-44К Серия П-44Т Серия П-44ТМ Серия П-44ТМ/25
Серия Д-25Н1 Серия Юбилейный Серия П-46М Серия П-55М Серия РД — 17.04 Серия РД-90 Серия С-220 Серия С-222
Серия 349/01 Серия П-111М Серия ЕвроПа Серия Бекерон Серия И-1414 Серия ИП-46C Серия МЭС-84
Испытание контровым светом. Гелиос 44М-4 vs Super Takumar vs Fujinon 18-55
Возращаясь к моменту покупки Super Takumar, вспоминаю, как таец советовал — не просто советовал, а изо всех сил убеждал — взять Takumar. Мол, Гелиос такой же, только контровой свет держит хуже. Именно этот момент первым делом я и решила затестить.
Картинка с гелиоса:
Подготавливаю фото для поста о мосте через пропасть на острове Лангкави
Картинка с такумара:
Не смогла удержаться, чтобы не сделать тот же кадр штатным объективом Fujinon:
Ндааа, гелиос явно слил испытание контровым светом. Такумар имеет фирменное просветление, благодаря которому немного фонит радиацией, но более устойчив к бликам.
Вот ещё пара примеров контрового света на гелиос 44м:
На этой картинке явно видно, как теневая сторона приобретает коричневатый оттенок. Да и по всему кадру будто добавлено легкое оранжевое тонирование. Это можно использовать в своих целях:
100% кроп картинки:
Несмотря на пойманного зайца, мне очень нравится кадр.
Обзор Объектива Гелиос 44м-4 | БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
Представилась возможность написать обзор для одного из самых массовых объективов в Советском Союзе, да и вообще в мире, это Гелиос 44 (точнее его модификация м4).Немножко истории: наши умельцы переделали его с объектива Biotar 2/58 Carl Zeiss Jena, об этом можно почитать на официальном сайте производителя. В связи с массовым выпуском было очень большое разнообразие разных модификаций Гелиос 44, в осномном разные имена объектива связаны с местом его производства и ТТХ.
Одни из первых объективов назывались просто Гелиос 44 2.8 50 и имели неплохое качество, обзор такого объектива можете прочитать здесь.
Ходят слухи, что последнюю цифру добавляли, когда уже проверяли объектив после выхода с производства, то есть Гелиос-44м-4 или Гелиос-44-м-5, говорят, чем выше цифра, тем лучше качество. Дополнительную информацию можно почерпнуть на сайте Красногорского завода.
Гелиос 44М-к (фото: Евтифеев Д.С.)
При работе с объективом, как обычно я нашел следующие важные моменты:1. Максимальная светосила объектива в F2.0 – стандартный светосильный объектив, но при его 58мм (почти 60 мм) фокусного расстояния, да еще и при кроп факторе камеры в 1. 5 я получил 90мм ЭФР на моем Nikon D90, что идеально для портретной съемки.2. Возможность установки на полнокадровую камеру. В Интернете тяжело найти примеры фото с ФФ камер, жаль у меня пока что нету настроения покупать ФФ.3. Ручная установка диафрагмы, все придется делать руками, никакой автоматики. Открыл, прицелился, закрыл, снял, открыл снова и т.д.4. При фокусировке ходит весь линзоблок. Это чуток уменьшает светосилу при фокусировке на близкой дистанции и чуток вытягивает «хобот» объектива, эфект пылесоса тут не присутствует.5. Тяжелый – железо и стекло. Например, родной Nikkor 50mm F1.8 намного легче, да и более прост в обращении.6. Компактный – как и все стандартные объективы имеет относительно не большие габариты, но то же время Гелиос-81н более компактней и с полуавтоматической диафрагмой.7. Большой ход диафрагмы от 2,0 до 16,0 вполне достаточно для любого типа съемки.8. МС? Мой попался без многослойного просветления, если есть возможность – берите только с ним.9. Качество картинки среднее. Конечно, все очень зависит от экземпляра, так как Гелиос-44-м имеет большой разброс в качестве в зависимости от экземпляра.10. Количество лепестков диафрагмы всего 6 штук – это мало для съемки портретов, для сравнения, в телевика Таир-11а их аж 20, это позволяет избежать «гаек» при закрытых диафрагмах.
Как им фотографировать?При работе с мануальной оптикой (а именно к такой категории относится объектив), довольно интересно и увлекательно, ибо большинство настроект приходиться делать вручную. Какая бы у Вас не была камера, фокусироваться придется вручную, в этом может помочь live view, но он есть далеко не на всех камерах. Также, на любительських камерах (кроме Nikon D7000) не будет работать экспонометр. То есть замер экспозиции полностью лежит на человеке – придется дозировать количество света вручную, корректируя выдержку и диафрагму, дело это требует сноровки. Фокусироваться поможет зеленый индикатор в нижнем левом углу (для камер Nikon). Ну а если у Вас профессиональная камера, или новая Nikon D7000, то там будет работать замер экспозиции и с объективом можно будет работать в режиме приоритета диафрагмы, что довольно удобно и уменьшает количество ручных настроек для мануальной оптики.
Выверка изделия МПМ-44М
4.2. Выверка изделия МПМ-44М
Выверка изделия МПМ-44М включает выверку нулевой линии визирования и шкал углов возвышения.
Для выверки нулевой линии визирования необходимо:
— установить миномет на ровном месте примерно в направлении на точку наводки, удаленную от миномета на расстояние не менее 100 м, установить на угломере 30–00, на механизме углов возвышения 10–00;
— отгоризонтировать миномет по поперечному уровню изделия МПМ-44М и подземным механизмом придать трубе миномета угол 45° (7-50) по квадранту, установленному вдоль белой линии трубы миномета;
— установить трубу так, чтобы белая линия на трубе была направлена в точку наводки, для чего сзади миномета, не ближе 20 м, поставить буссоль и перемещением трубы поворотным механизмом и перестановкой буссоли установить их так, чтобы точка наводки, белая линия трубы и вертикальная линия монокуляра буссоли были в створе. Трубу можно установить также по отвесу, подвешенному на подставке в 3–5 м сзади миномета. В этом случае в створе должны быть точка наводки, белая линия трубы и нить отвеса;
— проверить горизонтирование миномета по поперечному уровню изделия МПМ-44М;
— действуя барабаном угломера (не сбивая миномета), совместить вертикальную нить перекрестия визира изделия МПМ-44М с точкой наводки, при этом угломерный механизм должен иметь нулевые установки, т. е. на грубой шкале угломера 30–00 и на точной шкале 0-00.
Если установки шкал угломера отличаются от нулевых, отвернуть на пол-оборота винты, крепящие грубую шкалу угломера, и развернуть шкалу до совмещения деления 30–00 с индексом на гайке, после чего винты завернуть до отказа;
— отвернуть на пол-оборота гайку и, придерживая барабан одной рукой, повернуть точную шкалу до совмещения нулевого деления с индексом, проверить, не сбилась ли наводка миномета, после чего завернуть гайку до отказа.
При отсутствии удаленной точки наводки выверку нулевой линии визирования проводить с помощью щита с нанесенными на нем линиями. Для этого нужно на листе фанеры (доске) начертить две параллельные линии длиной 20–25 см и шириной 3–5 мм каждая, расстояние между линиями должно быть 140 мм. Щит устанавливается перед минометом на расстоянии не ближе 10 м и так, чтобы параллельные линии были вертикальными, белая линия трубы совмещается с правой линией на щите (по буссоли или отвесу), а визирная линия изделия МПМ-44М — с левой линией на щите. При правильной нулевой линии визирования угломер должен показывать 30–00. Если установки изделия МПМ-44М будут отличаться от нулевых, передвинуть шкалы на нулевые установки и закрепить их.
Для выверки шкалы углов возвышения необходимо:
— проверить горизонтирование миномета по поперечному уровню изделия МПМ-44М и установку угла 45° (7-50) по квадранту;
— вращая барабан механизма углов возвышения, установить пузырек продольного уровня изделия МПМ-44М в среднее положение;
— проверить отсчет шкал механизма углов возвышения. Если отсчеты не соответствуют нулевым установкам, т. е. на грубой шкале деление 10–00 и на точной шкале деление 0 не находятся против своих индексов, необходимо отвернуть на два оборота винты, передвинуть индекс до совмещения с делением 10–00 грубой шкалы, после чего завернуть до отказа оба винта, отвернуть на пол-оборота гайки и, придерживая одной рукой барабан, другой отвернуть точную шкалу до совмещения нулевого деления с индексом и завернуть гайку до отказа.
При каждой выверке нулевой линии визирования должна проверяться и переходная стойка в целях определения ее ошибки. Во избежание ошибки при горизонтальной наводке необходимо использовать штатную переходную стойку, номер на стойке должен соответствовать номеру на миномете. После построения параллельного веера или наводки миномета с использованием переходной стойки переходная стойка снимается и производится отметка по точке наводки без стойки. Вести стрельбу из миномета с установленной стойкой запрещается. При использовании стойки от другого миномета ее необходимо предварительно проверить.
Для проверки переходной стойки устанавливают на нее изделие МПМ-44М и отмечаются по той же точке наводки, по которой отмечались без стойки. Разность отметок будет ошибкой стойки.
Допустимая ошибка стойки может быть не более 0-05. При построении параллельного веера ошибку переходной стойки менее 0-05 не учитывают. Стойку с ошибкой более 0-05 сдать в ремонтную мастерскую.
Оглавление книги