Фокусировка
Объектив RiseSpray относится к объективам с ручной наводкой на резкость. Впрочем, диафрагму на нем нужно выставлять точно также — руками. Я очень скептически отношусь к ручным объективам на современных цифровых фотокамерах в первую очередь по причине отсутствия навыков по ручной фокусировке. Это только так кажется, что смотри в дырочку или на экранчик и крути колесико. В реальности фотографа поджидает множество трудностей.
Станция метрополитена на RiseSpray 7.5mm
Начнем со скорости наведения на резкость. В ручном режиме, даже самый быстрый фотограф не сможет навестить на резкость также быстро как автоматика камеры с автофокусным объективом. Тем более реализовать «следящий» фокус руками и вовсе что-то из области фэнтези про гомункулов, живущих в земляных домах со всеми удобствами внутри и отоплением, особенно, когда нужно выполнять такую задачу от кадра к кадру, а не на спор с друзьями. В результате сюжет успевает убежать, уплыть, упорхнуть и скрыться за тучку, пока фотограф крутит кольцо фокусировки.
Уличная сценка на RiseSpray 7.5mm
Проблема вторая, связана с низким разрешением экранчика и особенно видоискателя там, где он есть, на массовых камерах. Например, на своей T200 через видоискатель я не могу нормально сфокусироваться в ручном режиме, так как разрешение видоискателя недостаточно для точной фокусировки. Большой экран на камере несколько лучше, но и с ним мороки не меньше. Частично помогает Focus Peaking, отображающий что находится в зоне резкости, а что нет, но работает он на Fish Eye объективе не так как хотелось бы, он слишком оптимистичен в одних случаях, а в других показывает резкость там, где ее нет априори.
Велик у МИФИ на фоне атомного коня. RiseSpray 7.5mm
Тем не менее, фокусироваться на RiseSpray можно, вся механика работает идеально, да и пользоваться кольцом фокусировки вполне удобно.
Цветочек на RiseSpray 7.5mm
А что же раньше? Когда все пользовались ручным фокусом, особой сложности в наводке на резкость руками не было. В те далекие времена, большинство использовало такую технику и материалы (и я в их числе), где только чудовищный промах по фокусу заметен на финальном отпечатке. А вот на многомегапиксельной цифре, фокус должен быть идеальным иначе промах заметен и заметен очень хорошо.
Широкоугольный объектив Sigma AF 10-20mm
Интересно, что множество новичков в первую очередь стремятся купить зум-объектив. В то время как большинство сюжетов в пределах города или на природе требуют либо широкого угла, чтобы в кадр вошло побольше интересного, или фикса (т.е. зафиксировать то, что видит человеческий глаз). Чтобы понять, что вам по настоящему нужно, советую зайти на симулятор, разработанный Nikon и посмотреть, что же означают все эти цифры оптического увеличения.
Если вас заинтересует именно широкоугольный объектив для Nikon, то я бы посоветовал обратить внимание на Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM. Он стоит около 32 тысяч рублей, что почти в два раза дешевле аналогичного объектива от Nikkon
Если вас смущает, что объектив выпускает какая-то сторонняя фирма, то мы может обратиться за советом к Роджеру Цикала, основателю LensRentals.com, который каждый день имеет дело с таким количеством объективов, сколько я не имею за всю жизнь. Так вот Роджер пишет, что из сторонних фирм производителей – а заметных их всего три: Tamron, Tokina и Sigma – он не советовал бы иметь дело только с одной, с Tokina. Роджер говорит, что у них велик процент брака. В то время как остальные два производителя держат качество вполне на уровне. Да, возможно они сделаны из чуть более дешевых материалов, в них больше пластика, но они могут быть очень неплохи с точки зрения оптики.
Возвращаясь к Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM, можно сказать, что он очень и очень неплох. Как правило, основная проблема всех широкоугольных объективов, это искажение по краям снимков, которое потом необходимо подправлять в графическом редакторе. Так вот Sigma обладает наименьшим искажением из большинства аналогичных объективов, за что справедливо любима многими фотографами. Помимо этого объектив может похвастаться отличной светосилой и хорошим качеством получаемых снимков.
Почему вы должны верить этому тексту?
Свой первый объектив для Nikon D80 я купил больше 10 лет назад, с тех пор в моих руках побывало множество различных линз. Поэтому да, я имею представление о том, какие объективы нужны начинающему фотографу, выбравшему Nikon.
Но вы совершенно не обязаны верить на слово незнакомому вам человеку, поэтому данная статья обобщает не только мой опыт, но и является сборкой из обсуждений объективов на форумах, выдержек из статей по выбору оптики (к слову, написанных авторитетными фотографами) и так далее и тому подобное. Поверьте, я перелопатил множество статей, прежде чем написать это короткий и универсальный текст. Если бы подобная статья попалась мне те самые 10 лет назад, я сэкономил бы множество денег и нервов.
Резкость, дефекты изображения
Не будь RiseSpray RiseSpray-ем, если бы не у него отсутствовали оптические дефекты. А их есть и достаточно много, как и у большинства других FishEye объективов. Видите ли, довольно трудно сделать качественное ультраширокоугольное стекло дешевым и лишенным всех оптических недостатков.
Фотография Министерства Иностранных Дел и гостиницы. Если МИД вышел очень не плохо, то резкости на гостиницах уже недостаточно.
Резкость. Как и ожидается, она зависит от диафрагмы. На полностью открытой диафрагме резкость по центру кадра более-менее приемлема, но вот края к использованию не годны. По мере того, как диафрагма прикрывается, ситуация с краями улучшается, но все равно не становится идеальной (а идеал, как известно, вообще недостижим). Тем не менее, данный дефект не является смертельным, поскольку на открытых диафрагмах, как правило, значимый объект/субъект располагается по центру кадра, а на прикрытых, при съемке пейзажа, например, нерезкость нивелируется мегапикселями камеры, когда при уменьшении снимка происходит повышение его резкости.
Утренний пейзаж на RiseSpray 7.5mm. Более чем удобоваримо.
Неопытный фотограф может подумать, что ну и ладно, с этой нерезкостью, зажимай «дырку» и будет тебе счастье. Но в данном случае необходимо помнить, что для каждой камеры, а это зависит от размера матрицы и количества ее мегапикселей (читай размера пикселя). Диафрагментарный предел или дифракционный предел говорит нам о том, что начиная с некоторого значения диафрагмы, ее дальнейшее прикрытие не будет повышать резкость, а наоборот, будет ее понижать, так как за счет дифракции света при прохождении диафрагмы лучи света будут расходиться на больший угол и «единичная» волна будет засвечивать более одного пикселя, что однозначно будет вести к понижению резкости. Для моей X-T200 с ее мегапикселями и APS-C с кропфактором 1.6 — дифракционный предел составляет всего f6.7 и все, что меньше (f8, например), ведет так или иначе к ухудшению резкости.
Резкость по центру на объективе вплоне неплохая, даже при хорошем увеличении. Мост на RiseSpray 7.5mm
Поначалу, когда на рынок начали выходить кроп-камеры, производители объективов обрадовались, можно делать объективы меньше в размерах и соответственно дешевле, а вот когда на этих камерах мегапиксели начали расти как на дрожжах, ситуация поменялась в обратную сторону, оказалось, что нужно производить все более качественные стекла, позволяющие и на открытых диафрагмах давать достойную картинку. Кстати, инженеры Fuji данный факт предусмотрели и стараются не зажимать диафрагму сильнее f6.7 в автоматических режимах съемки, чтобы не страдало результирующее качество фотографии.
Резкость по центру кадру на RiseSpray 7.5mm на примере котика
Дополнительный эффект к нерезкости привносит оптическая кома объектива. Она присутствует, она портит изображение, особенно по краям, но и центр не лишен ее присутствия, особенно на открытой диафрагме. Отчасти по этой причине фотографии, сделанные при ярком солнце визуально лучше и технически качественнее, чем те же фотографии, но сделанные в пасмурную погоду, когда диафрагму фотограф приоткрывает, стараясь сохранить выдержку короткой, а ISO низким. Об оптической коме подробнее остановлюсь в разделе об Астрофотографии.
А вот так меняется изображение при смене диафрагмы на RiseSpray 7.5mm. На открытой диафрагме заметно виньетирование.
Виньетирование — настоящий бич всех объективов. На каких-то от них избавились вполне успешно, на каких-то производители просто забили на эту проблему. И если для пленочной фотографии появление заметного падения яркости изображения от центра к краю является очень трудно исправимой проблемой, то для цифровой такой проблемы и не существует. Если объектив есть в базе RAW «проявителя» или же в самой фотокамере, то виньетирование будет исправлено автоматически. Если же нет, то исправить виньетку особого труда в любом редакторе не составляет. И да, на RiseSpray, разумеется, есть виньетирование. И да, оно зависит от выбранной диафрагмы. При открытой оно больше, при прикрытой оно меньше. Хочу заметить, что даже на полностью открытой диафрагме заметить виньетирование можно только на однородных сюжетах.
Грип & гиперфокальный режим
Объективы FishEye, как правило, обладают весьма интересной глубиной резкости. При открытой диафрагме глубина резкости может составлять считанные миллиметры, а при закрытой объектив переходит в так называемые гиперфокальный режим, когда начиная с определенного удаления все становится резким в кадре до бесконечности.
Два косаря с минимальным Грип на RiseSpray 7.5mm
RiseSpray 7.5mm не исключение. При коротких дистанциях фокусировки и открытой диафрагме грип составляет всего около 10 мм. А вот стоит ее прикрыть и отойти от объекта фокусировки на несколько метров, грип уходит в бесконечность. Гиперфокальным режимом удобно пользоваться в случаях, когда ручная фокусировка не удобна или вообще недоступна, например, при съемке «стрит». Пока фотограф сфокусирует объектив, снимаемый сюжет успеет уехать, улететь, убежать, поставить допитую бутылку на тротуарную плитку. В гиперфокальном режиме только наводи и щелкай, без каких-либо промежуточных манипуляций.
Уличная реклама на RiseSpray 7.5mm
Не лишним тут будет упомянуть что, переходя в гиперфокальный режим фокуса фотограф лишается одного из своих самых мощных творческих инструментов, способных выделать главный объект или субъект съемки. Дополнительно следует помнить о «перелете» объектива за бесконечность, что несколько затрудняет фокусировку без визуального контроля, а вот в гиперфокальном режиме такой проблемы не существует. Достаточно примерно выставить диафрагму и удаление до объекта на шкале объектива и скорее всего он будет в фокусе, как и все остальное в кадре.
Астрофото
Использование широкоугольных объективов позволяет делать снимки звездного неба без использования следящих монтировок (специальной аппаратуры, позволяющей перемещать фотокамеру вслед за вращением планеты). В противном случае из-за длительной выдержки звезды на небе превращаются в треки и о съемке Млечного пути можно смело забыть.
Для примерного расчета максимальной выдержки, при которой не происходит смаза звезд, необходимо разделить 600 на фокусное расстояние применяемого объектива. Тут логика проста — чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол съемки и меньше движение звезд. Например, на 50 мм объектив максимальная выдержка будет 12 секунд, а для 13 мм выдержку можно сделать уже в 46 секунд. Это эмпирическое правило отлично работает для пленочной фотографии с размером кадра в 35 мм, но для мегапиксельной техники с кропфактором я обычно делю результат еще на двое.
Ночное фото с луной и озером на RiseSpray 7.5mm
Так для рассматриваемого объектива с фокусным расстоянием в 7.5 мм выдержка могла бы быть 600:7.5=80 секунд в случае 35 мм пленки или 40 секунд для кропфактора. А если еще учесть диафрагму f2.8, рабочий ISO вплоть до 1200 единиц, то можно сделать очень яркую и детальную фотографию не только Млечного пути, но и прочих звездных объектов на ночном небе. Можно, но только не с RiseSpray.
Даже при выдержке в 3 секунды звезды уже в виде треков (виновата кома объектива)
Проблема заключается в его выдающейся оптической коме, которая отлично заметна как раз на съемках ярких точечных объектов, коими и являются звезды. Даже на суперкоротких выдержках любая звезда на ночном небе в поле зрения RiseSpray образует небольшой, но трек или галочку. Оптическая кома растягивает звезду в трек. Причем, все треки стремятся к центру кадра. И ничего с этим сделать невозможно. Но и снимок с треками нормально снять с данным объективом нельзя, так как полученные «галочки» от звезд, направленные к центру, будут создавать результирующие треки очень большой ширины, сводя на нет всю красоту звездного неба.
Размытие звезд на RiseSpray 7.5mm. Кроп из предыдущего снимка.
С другой стороны, любой яркий и большой астрономический объект в кадре создает красивые десятилучевые «звезды». Тем не менее, увы и ах, снимать с RiseSpray FishEye звездное небо категорически нельзя.
Боке
Меряться боке придумали японские фотографические фирмы, знающие толк в фрустральных извращениях. Когда продукты у всех производителей более-менее одинаковы, нужно найти какую-то уникальную отличительную черту. Вот они и нашли. У всех остальных устоялась терминология в виде кружка зоны нерезкости. Разные объективы дают различную нерезкость и в большинстве случаев фотографы используют ее для оформления портретных фотографий, выгодно отделяя субъект от фона.
Сливовое боке на RiseSpray 7.5mm
Что до RiseSpray 7.5mm то он ни разу не является портретным объективом, за исключением фотографий собак, но благодаря конструкции он обеспечивает неплохую нерезкость. Но вот есть ли в ней боке?
Дневное боке на RiseSpray 7.5mm
Просматривая сотни фотографий, сделанных при помощи объектива, я убедился, что боке у RiseSpray какая-никакая (или какой-никакой, тут не ясно), но в наличии. Яркие источники света в зоне размытия превращаются в изящные кружки. А если таковые источники отсутствуют, то сама зона нерезкости не выделяется на фотографии от слова «совсем». Вся зона нерезкости спокойная и без всяких ненужных турбулентностей заворачивающих пространство в трубочку.
Боке на RiseSpray 7.5mm в вечернее время
В вечернее же время на кружочках боке у особо ярких источников света проявляется кома объектива. А вот менее яркие, например стопсигналы автомобилей, отрабатывают на отлично, создавая, практически идеальные кружки в зоне нерезкости.
Где применять RiseSpray FishEye 7.5mm f2.8?
Прежде чем покупать объективы типа FishEye необходимо понимать, что такие объективы являются сугубо творческими и ни в коей мере не претендуют на статус объектива на каждый день. При помощи FishEye, и RiseSpray 7.5mm, в частности, можно создавать уникальные кадры, но нужно отчетливо понимать, что можно снимать таким объективом и особенно как снимать.
Ягодная тема на RiseSpray 7.5mm. Крыжовина в ближнем расфокусе, словно фиолетовая черная дыра, искажает вокруг себя пространство.
Как было показано выше, про астрофотографию с RiseSpray можно смело забыть, если только нет задачи снять ненатурально жирные треки движения звезд по ночному небу. Яркий солнечный день и фотокамера с большим динамическим диапазоном, пожалуй, лучшая комбинация для применения RiseSpray FishEye. В такую погоду можно найти немало сюжетов для отличного художественного кадра, начиная от пейзажей и заканчивая постановочными фотографиями.
Вестибюль станции метрополитена на RiseSpray 7.5mm
Не лишним будет применение объектива и при съемке в интерьерах, когда на одном снимке требуется передать сразу как можно больше пространства, а с панорамами возиться несподручно. Благодаря большому углу захвата изображения в один кадр можно втиснуть добрую часть кухни, санузла или кладовки под лестницей. Но не следует забывать, что подобная съемка не будет передавать истинные размеры и пропорции помещения.
Собака на RiseSpray 7.5mm
Отдельно хочется упомянуть про съемки людей и животных крупным планом. Это как раз те самые фотографии с причудливо увеличенными носами и приплюснутыми лбами. Особенно удачно на таких снимках выходят собаки, сующие свой длинный нос прямо в объектив. Но 7.5 мм у RiseSpray дает лишь часть эффекта, у циркулярных FishEye эффект «носатости» куда более выраженный. Ситуацию можно было бы исправить, подходя к субъекту съемки как можно ближе, но отсутствие автофокуса и невозможность перейти в гиперфокальный режим на коротких расстояниях до точки фокусировки существенно усложняет съемки с подвижными моделями (примерно все собаки из области доступности).
Вход в подземный ТЦ на Павелецкой площади на RiseSpray 7.5mm
Архитектура — еще одна благодатная тема для использования FishEye, особенно там, где нет места отойти и вместить сразу весь готический собор с пафосными барельефами и прищуренными гаргульями в один кадр. Но при съемке архитектурных творений желательно тщательно выбирать ракурс, иначе, вместо творений гениев прошлого и настоящего, на снимках останутся лишь комичные пародии на всемирно известные достопримечательности.
Выводы
Несмотря на все недостатки конкретной модели объектива вкупе со всеми особенностями объектива класса FishEye приобрести такой объектив можно, а в некоторых случаях даже и нужно. Просто для того, чтобы иметь опыт съемки именно такого рода стеклом. Тем более за ту цену, за которую объектив продают на маркетплейсах. Объектив навряд ли надежно поселится в кофрах, носимых на каждую съемку, но для особых случаев его можно нет, нет, а и прихватывать с собой (раз в пару, тройку лет, но это не точно).