Обзор Юпитер-6 2,8/180
Объектив Юпитер-6 2,8/180 для написания обзора мне предоставил Алексей Корнев.
Обзор Юпитер-6
Я до последнего момента был уверен, что Юпитер-6 является объективом для среднеформатных камер, ведь он был скопирован с немецкого Carl Zeiss Jena Sonnar 2,8/180. На деле же Юпитер-6 оказался гораздо меньше своего немецкого пращура и предназначен для узкоформатных камер. Юпитер-6 2,8/180 выпускался в нескольких вариантах для зеркальных камер с посадочной резьбой М42 и М39 (не путать с дальномерными камерами). Обычно более старые объективы с резьбой М39 имеют металлический белый корпус, более новые версии (под резьбу М42) выпускались в черной оправе корпуса, а называлась такая модификация Юпитер-6-2. Еще можно встретить экспортные варианты объектива с названием ‘Jupiter-6’, ‘Jupiter-6-2’. А в этом обзоре представлен редкий вариант — с оправой типа ‘зебра’, снятый с кинокамеры ‘Конвас’ и переделанный под резьбу М42. Его номер №001216, а изготовлен он на заводе КМЗ.
Вид объектива Юпитер-6
Юпитер-6 2,8/180 — очень приятный тяжелый фикс. Мне было абсолютно комфортно снимать на этот объектив и камеру Nikon D700. Большой вес объектива, равный почти 1.5 кг, абсолютно не мешал, а только убирал шевеленку при съемке с рук. На полном кадре Юпитер-6 2,8/180 является очень приятным портретным объективом.
Просветление передней линзы объектива Юпитер-6 и вид отверстия диафрагмы
Кольцо фокусировки у объектива ребристое, вращается почти на все 360 градусов. При фокусировке передняя линза не вращается, хобот объектива удлиняется на 3-4 см. Мой объектив не имеет указателей дистанции фокусировки и глубины резкости. Диафрагма регулируется плавно, от F/2.8 до F/22. Количество лепестков диафрагмы составляет 10 штук и они формируют отверстие, напоминающее циркулярную пилу, такую же, как у Гелиос-40-2. У объектива ярко выраженное однослойное сиреневое просветление. Диаметр переднего фильтра — 77мм (у Sonnar 86 мм).
Юпитер-6 на ЗК
Примеры фотографий
Юпитер-6 2,8/180 оказался достаточно резким, контрастным. Серьезных претензий к изображению нет. В ОВИ объектив отдает зеленовато-желтым оттенком, характерным для многих старых объективов с однослойным просветлением. Мне нравится Sonnar’овское боке объектива. Кстати, ходят слухи, что Юпитер-6 является настоящим ‘Sonnar’, даже больше, чем родные Carl Zeiss Jena Sonnar 2,8/180, которые уже выпускались по переделанной схеме Sonnar — ‘Ernostar’.
Размеры легендарных портретников, Юпитер-6, Nikon 135mm 1:2 NIKKOR и Юпитер-37А
Конечно, Carl Zeiss Jena Sonnar 2,8/180 резче, контрастней, но и тяжелее, в добавок у некоторых модификаций CZJ Sonnar есть мультипросветление. Сейчас Юпитер-6 2,8/180 продают по ‘заоблачным ценам’. Для практического применения я советую лучше обзавестись компактным 135-мм Юпитер-37А либо другим аналогичным портретником. Юпитер-6 все же достаточно неудобно транспортировать, а на кропе 1,5Х ЭФР объектива составляет 270 мм.
Юпитер-6 с одетой блендой
Каталог современных объективов марки ‘Zenitart’
и‘Helios’ можете посмотреть по этой ссылке.
Материал подготовил Аркадий Шаповал.
объектив Гелиос-94 обзор
Нормальный светосильный объектив с просветлённой оптикой для дальномерных фотокамер.
Производился на Киевском заводе Арсенал. Точные годы производства мне неизвестны, но это район 70-71 годов. Был одним из двух штатных объективов на фотоаппаратах Киев-5. Второй штатник на этот аппарат — это Юпитер-8НБ.
Гелиос-94 выпускался только под внешний байонет Contax-Киев.
В положительных линзах Гелиоса-94 используются лантановые сорта стекла.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 50 мм Угол поля зрения: 45° Размер кадра: 24×36 мм Количество линз/групп: 6/4 Рабочий отрезок — 34,85 мм Относительное отверстие: 1:1,8 Пределы шкалы диафрагм: 1:1,8–1:16 Количество лепестков диафрагмы — 9 Регулировка диафрагмы — с фиксацией и с промежуточными значениями Предустановка диафрагмы — отсутствует
Ближний предел фокусировки — 0,9 м. Соединения: объектива с камерой — внешний байонет Contax-Киев для ввинчивающихся насадок — M49×0,5 для надевающихся насадок — ∅53 мм Расположение крепления для светофильтров: переднее Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 42/24 линий/мм Коэффициент светопропускания: 0,8
Вес — 230 г
Просветление передней линзы имеет фиолетовый оттенок.
Гелиос-94 — объектив довольно крупный для дальномерного. В целом, по дизайну он уже мало чем отличается от зеркальных объективов. Только защелка байонета выдает его родство с байонетом Contax-Киев, и, следовательно — дальномерный объектив.
По сравнению, например, с Гелиосом-103, 94-й выглядит весьма громоздко.
На его корпусе 2 кольца. Оба они «на своих местах», управляются комфортно и интуитивно. Оба кольца покрыты классической ребристой накаткой. Ближнее к камере — это кольцо фокусировки. Полный ход геликоида — 270 градусов. Ход очень большой и это удобно.
Дальнее от камеры кольцо отвечает за диафрагму. Переключается оно с фиксацией на значениях шкалы, но между основными значениями есть фиксация на промежуточных.
Лепестки диафрагмы черные, матовые. Их 9 штук. Лепестки не скруглены.
Форма лепестков зачем-то сделана довольно сложной. Если смотреть спереди (фото сделано сзади), то создается впечатление, что лепестки уложены в два слоя, хотя на прикрытой диафрагме видно, что слой на самом деле один. Не очень понятна логика такой конструкции, т.к. на всех значениях, кроме, буквально, f1.8 лепестки образуют выраженные девятиугольники. Меня заинтересовала совместимость объективов под внешний байонет Киева-5 с, например, Киевом-4, или иными более ранними моделями.
Так вот, мой экземпляр Гелиос-94 на Киев-4М не встал.
Смотрите на фото. У Киева-4М, понятное дело, есть и внешний байонет и внутренний.
Конструктив внутреннего байонета довольно далеко выступает вперед. Особенно защелка. Ну и кольцо со шкалой расстояний — тоже.
У классических объективов, рассчитанных на внешний байонет все эти выступающие части помещаются в зазор между юбкой внешнего байонета и кольцом сцепления с внутренний байонетом. Видите, какой зазор глубокий?
У Киева-5 внутреннего байонета нет, следовательно, и нет таких выступающих частей.
Поэтому, у Гелиоса-94 зазор между байонетом и внутренним кольцом закрыт шайбой. Шайба эта подпружинена, но хода ее не хватает, чтобы вместить защелку.
В итоге, Гелиос-94 можно надеть только на Киев-5, хотя формально это просто объектив на внешний байонет.
Обычный переходник с байонета Contax-Киев на какой-либо современный стандарт для этого объектива скорее всего не подойдет. За фабричные не поручусь, а те, которые умельцы делают из байонетов фотоаппаратов — наверняка не подойдут. Из-за этой специфики, отзывов об использовании Гелиос-94 очень мало.
Те, что есть — в основном положительные. Объектив достаточно резкий и контрастный с самой открытой диафрагмы.
Собственно, я и так уже собрался изготовить переходник с Contax-Киев, а теперь, выходит, что для Гелиоса-94 нужно будет придумать что-то персональное. Ну что ж, придется — придумаем.
Поэтому тестовые снимки — ожидаются.
Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов