Светофильтры для объективов: виды и особенности выбора

Руководство по использованию фильтров #1

Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр

Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.

Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.

Это обязательный аксессуар для любого фотографа.

Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются

Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип

Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.

Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.

А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.

Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким

Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться. Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами

В таком случае лучше просто снять фильтр

Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.

Выбор фильтра на основании объекта съемки

Применение фильтров во время съемки зависит еще от одного показателя – объектов. На качество фотографии влияет освещение и фон. Поэтому подбор фильтра напрямую зависит от этих составляющих.

Выбор по объектам:

  • вода. Требуется фильтр, которые сможет зафиксировать плавное течение воды, поверхность которой не будет отсвечивать. Используйте либо нейтрально-серые, либо поляризационные светофильтры. Первые поглотят солнечный свет, который отражается от поверхности воды, а второй способствует съемке «сквозь» воду, уберет блики;
  • природа и пейзажные зарисовки. Тоже подойдут поляризационные фильтры. При наличии специального объектива можете захватить большую фоновую площадь и при этом сохранить стабилизацию фотографии. Иногда пользуйтесь градиентными светофильтрами, хорошо подходит для съемок закатов или рассветов;
  • локации с неоднородным освещением. Чтобы плохое освещение не повлияло на качество фотографии, приобретайте фильтры для баланса белого. Они помогут делать снимки только в теплых или холодных тонах, при этом регулируя освещение;
  • портрет. При портретной съемке воспользуйтесь фильтрами, которые помогут размыть задний фон еще больше. Используйте для этих целей Center-spot, который ослабляет фокус по краям фотографии. Его можно сделать и самостоятельно из специальной бумаги.

Типы и разновидности ND фильтров

ND-фильтры входят в продуктовые линейки практически всех производителей фильтров. С точки зрения качества могут быть серьезные различия, но в классификации ND фильтров все они идентичны. 

По конструкции ND-фильтры различают:

  • Пластинчатые светофильтры устанавливаемые на объектив с использованием адаптера, облегчающего комбинацию светофильтров
  • Плассические круглые привинчиваются к передней части объектива светофильтры нейтральной плотности.
  • Переменной оптической плотности ND—фильтры
  • Постоянной оптической плотности

По уровню оптической плотности:

  • Градиентные фильтры нейтральной плотности
  • Реверсные градиентные ND-фильтры
  • Стандартные нейтрально-серые фильтры с различной степенью светопропускания

Буквы ND в названии фильтра определенно скажут вам, что это фильтр нейтральной плотности. После букв идут цифровые обозначения степени уменьшения светопропускания. Действительно, если вы посмотрите на ND-фильтры, вы заметите, что фильтры с разным уровнем плотности отличаются друг от друга (один темнее другого).

Из-за технологических ограничений переменные ND-фильтры ограничены практическим диапазоном плотности между ND2-ND400. Плотность таких фильтров изменяется вращением одной из рамок в сторону другой.

Фильтры Kenko REALPRO ND с фиксированными уровнями ND представляют широкий спектр моделей от ND4 до ND1000, который охватывает практически все фотографические ситуации. Это означает, что все, что вам нужно сделать, это правильно прочитать маркировку и выбрать подходящую модель.

Нейтральные серые светофильтры

Также их называют Neutral Density (ND) и применяются для достижения мягкого размытия путем снижения количества света. Изначально добиться этого можно при помощи зажатия диафрагмы или уменьшения выдержки, но эти ухищрения могут значительно упростить саму композицию, лишив ее других достоинств. Кроме того, применение фильтра намного проще и освобождает руки фотографа.

Существует два типа фильтров:

  1. Простой: имеет однородный цвет без переходов;
  2. Градиент: имеет плавный переход от белого к серому. Он может быть мягким, жестким и круговым: в последнем случаи серый цвет выходит из центра.

Простой нейтральный фильтр используют при:

  1. Ярком солнечном свете, когда требуется длительная выдержка или широко открытая диафрагма;
  2. Необходимости сфотографировать движение, например, реки, водопада или дыма;
  3. Необходимости уменьшить глубину до минимума при сильном освещении.

Наиболее яркий пример применения нейтрального светофильтра – фотография водопада в яркий солнечный день. Для достижения эффекта целостной воды, не разбитой на капли, необходима длительная выдержка в несколько секунд или минут. Используя фильтр, можно легко добиться этого, не травмируя объектив.

Фильтр-градиент применяют подобным образом, но в несколько иных ситуациях. Он позволяет оставить часть фотографии в естественном освещении, а вторую часть затемнить. Это помогает при съемках излишне яркого неба, снега или моря.

Значительным минусом градиента является четкое разделение на половины: если границы засвеченного участка не явные, могут возникнуть проблемы. Стоит также помнить о том, что у каждой фирмы-производителя свое понятие насыщенности градиента: у кого-то цвет может уходить полностью в темный, у других остается слишком светлым.

Насыщенность серого цвета изменяется в стопах – от одного до десяти. Наиболее востребованными остаются фильтры на один, два и три стопа. Для удобства и экономии некоторые фирмы начали выпускать фильтры с переменными стопами, их количество колеблется от одного до восьми. Они состоят из двух поляризационных фильтров, которые необходимо вращать для достижения необходимого результата.

ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДИТЕЛИ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Производство светофильтров — достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований, предъявляемых к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе и так далее. С другой стороны, требования к светофильтрам у разных производителей оптики по существу не отличаются друг от друга, в отличие от требований к объективам. Оно и понятно — у светофильтра, в отличие от объектива, нет того многообразия оптических параметров, входящих в понятие «рисунок объектива». Поэтому в сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация — реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие), — это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве или произведены в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра — это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распространенные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к «независимым» производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от «независимого» производителя, нужно быть осмотрительным — по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром, — это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабовато. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества его производителю.

Можно условно разделить фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

  • неизвестные торговые марки. Степень риска получить под таким названием светофильтр низкого оптического качества достаточно велика. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;
  • торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей, начиная от фотоальбомов, прищепок для сушки пленки, резиновых бленд и крышек на объективы и кончая собственно светофильтрами, вспышками, фотоаппаратами и объективами. В нашей стране наиболее известны подобные изделия под марками Soligor, Hama, Kaiser, Jessops, Unomat и некоторыми другими. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров (фильтры делаются по международной кооперации (OEM)). С одной стороны, это хорошо — сделать светофильтр качественным не так просто, особенно не имея собственного развитого оптического производства. С другой стороны, реальный изготовитель фильтра в таком случае остается неизвестен, и под одной и той же маркой могут поступать в продажу фильтры разных производителей, имеющие разное оптическое качество. А поскольку продукция вышеописанных торговых марок рассчитана в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка любительской фотографии, то нижняя планка качества таких светофильтров редко устанавливается на том же уровне, что и для высококачественных профессиональных изделий;
  • торговые марки концернов, производящих оптику, и торговые марки известных производителей светофильтров. В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распространенные у нас фильтры B+W, HOYA, Kenko, Marumi, Sigma. Покупка светофильтров старших серий этих марок — однозначно хороший выбор.

Зачем светофильтры вообще нужны?

Светофильтры решают широкий спектр задач: это и понижение/повышение цветовой температуры снимка (теплее-холоднее), и защита объектива, и контроль над количеством света в кадре, и спец-эффекты… В данном случае, давайте рассмотрим два типа светофильтров, которые просто сверх-необходимы начинающему фотографу.

Защитные ультрафиолетовые светофильтры (UV)

Грубо говоря это просто прозрачная стекляшка. Но данный светофильтр является чуть ли не самым полезным — он защищает переднюю линзу объектива от пыли и царапин. Все удары, которые приходятся на переднюю линзу объектива, в случае чего примет на себя именно светофильтр.

UV светофильтр Hama

Я использую их на каждом своем объективе и практически их никогда не снимаю, разве что когда надо подкрутить еще один светофильтр с внутренней стороны, чтобы защитить и его.
Из минусов данного светофильтра (да и любых других) — есть шанс словить блики, когда между объективом и светофильтром «застрянет» отраженный свет. Обычно это проявляется когда, например, в темной комнате в кадр попадает яркий источник света, и в других похожих ситуациях, где присутствует яркий контрастный источник света, бьющий в объектив.

Советую для начала не брать шлак типа фильтров Polaroid за полтора доллара, а взять нормальных середнячков Hama — каждый из них мне обошелся в районе 5-6$. Профессиональные фильтры типа Marumi, Kenko и Tiffen стоят намного дороже (около 20-25$), но я не вижу смысла покупать их новичку. Они лучше тем, что шанс словить блики намного меньше, но если Вы новичок, Вы на них разоритесь (лично меня жаба задушила =)). Да и случаев, когда Вы действительно «словите зайчиков» можно будет по пальцам руки пересчитать.

Поляризационные циркулярные светофильтры (CIR-PL, CPL)

Страшно звучит, не правда ли? Однако, это про «must have» в арсенале начинающего фотографа. Эффект от данных светофильтров невозможно повторить ни в одном редакторе. Что же в них такого неповторимого?

Поляризационный фильтр Hama

Если вкратце, то суть такова: данные фильтры задерживают, либо определённым образом преобразуют поляризованный свет (свет, отраженный под определенным углом к объективу), образующийся в результате отражения от любых поверхностей, при этом зачастую насыщая цвета.

Исключение составляют металлические поверхности и очень далекие объекты — отражения от них поляризаторы почти не задерживают, поэтому убрать отражение в зеркале или сделать прозрачным море Вам не удастся. Однако на обычных оконных стеклах и небольших водоемах типа речки, данные фильтры работают «на ура».

На изображении ниже представлен пример работы данного светофильтра

Обратите внимание на воду и на небо. Также можно заметить более насыщенный цвет зелени — убирается голубизна, обусловленная частичным отражением дневного неба

На траве в ближнем фокусе почти пропали все блики от Солнца.

Фильтр убирает блики и отражения, самый заметный эффект — на воде и небе

В фото-редакторе данный эффект повторить невозможно хотя бы просто потому, что редактор не в курсе, что находится за отражением под гладью воды.

Следует учесть, что данный фильтр темнее обычного, поэтому в сумерках применять его уже сложно — нужен светосильный объектив, однако, если Вы только собираетесь брать фото-оборудование, Вам эти подробности пока ни к чему.

Не поверите, но цена данного «кусочка магии» практически такая же, как и цена UV-фильтра аналогичного диаметра. Советую новичкам брать ту же Hama, или что-то другое из разряда середнячков.

Остальные виды светофильтров

Так как в данной статье речь идет лишь о необходимом минимуме, я не буду расписывать про цветные светофильтры, градиетные, нейтральной плотности (у Вас итак будет полярик, который затемняет кадр, поэтому можно использовать его в качестве ND светофильтра), эффектные…Соответствующую информацию Вы спокойно сможете позже найти в Интернете сами. Сейчас Вам они не нужны, поверьте на слово. Могу только дать ссылку на статью с исчерпывающими данными, чтобы сэкономить Вам время.

Выбор размера фильтра для объектива

Существует два основных вида фильтров: навинчивающиеся и накладные. Последние предоставляют большую гибкость, поскольку могут быть использованы практически с любым объективом, однако их использование может также оказаться и более обременительным, поскольку их придётся держать перед объективом. С другой стороны, существуют наборы для фиксации фильтров, которые могут упростить процесс. Навинчивающиеся фильтры могут обеспечить герметичное соединение, необходимое для защиты, и не могут быть случайно сдвинуты в процессе экспозиции. Основным недостатком является фиксированный диаметр резьбы.

Размер навинчивающегося фильтра выражается его диаметром, который соответствует диаметру передней кромки объектива, обычно указанному на нём. Этот диаметр выражается в миллиметрах и как правило варьируется от 46 до 82 мм для цифровых зеркальных камер. Переходные кольца могут позволить использовать на данном объективе фильтр с большим или меньшим диаметром, однако уменьшение диаметра может вызвать серьёзное виньетирование (поскольку фильтр может заблокировать свет на краях линз), а увеличение диаметра означает, что фильтр выступает за края объектива (и вносит потенциальные неудобства).

Высота оправы фильтра тоже может быть важна. Для использования на широкоугольных объективах без виньетирования разработаны ультратонкие и другие специальные фильтры. С другой стороны, они могут стоить значительно дороже и зачастую не имеют передней резьбы для наложенного фильтра (а иногда и пространства для крепления крышки объектива).

Особенности защиты объектива фотокамеры

О светофильтрах как средстве защиты

Одной из важных особенностей защиты объектива является использование специальных средств — светофильтров. Они могут не только изменять светосилу и цветопередачу, но и быть средством защиты объектива от повреждений.

В начале использования фотокамеры фотографы часто сталкиваются с проблемой царапин на линзе, которые могут оставить неприятный след на снимке. Использование светофильтров способно решить эту проблему, защищая линзу от механических повреждений в процессе использования.

Выбор светофильтров для защиты линзы

При выборе светофильтра для защиты линзы следует учитывать несколько моментов. Важным предметом является сама линза: материал, размер, марка. Изучение фильтров, их характеристик и совместимости с объективом помогут выбрать подходящий вариант для конкретной ситуации.

Кроме того, стоит определиться с типом фильтра. Одинаково эффективен как обычный прозрачный, так и ультрафиолетовый, который защитит от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей

Важно учитывать ценовой фактор и индивидуальные потребности каждого фотографа

В итоге использование светофильтра для защиты объектива является необходимой процедурой для любого фотографа. Выбрав правильный фильтр, можно существенно увеличить срок службы своей фотокамеры, а также получить лучшие качественные снимки без шероховатостей и царапин на линзе.

Линейные фильтры

Линейные фильтры работают практически так же, как и узкополосные. Они исключают все световые излучения, вызванные искусственным светом, и уменьшают шум в атмосфере. Но в отличие от UHC, линейные фильтры чувствительны только к одной линии излучения.

UHC-фильтры могут быть двух-, трех- или четырехдиапазонными, чувствительными к более чем одной линии излучения света. Но линейный фильтр выбирает только одну линию излучения и не пропускает другой свет.

Как использовать сетевой фильтр

Они крепятся к объективу так же, как и фильтры UHC. Но вам понадобится специальная астрономическая камера. Или камера, модифицированная для астрофотографии. Для линейных фильтров не существует вариантов крепления с помощью клипс.

H-a

Водородно-альфа-фильтр пропускает только линию излучения водорода-альфа. Весь остальной свет блокируется от датчика.

Эмиссионная линия H-a находится в красной части спектра. Она позволяет зрителям и фотографам увидеть детали эмиссионных туманностей. Кроме того, она помогает определить детали атмосферы нашего Солнца.

H-b

Н-b фильтры зонируют свет от бета-водорода, который находится в синей зоне спектра. Это самые узкие и наиболее селективные из линейных фильтров. Они используются для наблюдения слабых и удаленных объектов и туманностей.

Длина волны H-b имеет важное значение для астрофотографии. CCD- и CMOS-датчики особенно чувствительны к этой длине волны, поэтому она обеспечивает максимальную детализацию изображений

OIII

Фильтры OIII улавливают свет, излучаемый кислородом III. Это зеленый свет, один из самых распространенных в астрономии. Фильтры OIII используются для просмотра планетарных туманностей и остатков сверхновых.

Фильтры OIII пропускают очень мало звездного света, поэтому на снимках звезды часто выглядят тусклыми. Они также могут иметь зеленый оттенок.

Рендер Йодер (Unsplash.com)

Как выбрать

Назначение. Деление основано на воздействии на готовый снимок. Предварительно рекомендуется ознакомиться с классификацией. В продаже представлены наборы с определенными эффектами.
Из чего изготовляют. К премиальному сегменту относят оптическое стекло. Материал не требует специфического ухода и условий хранения. Единственный недостаток — высокая стоимость. Уровнем ниже пластик. Его поверхность легко повредить. Получили низкий срок эксплуатации в сравнении со стеклом. Ниже качество у пластмассы и желатиновой пленки.
Размер. Вся необходимая информация указана в инструкции либо на корпусе. Характеристику подбирают исходя из габаритов передней линзы. Она варьируется в пределах 25 — 105 мм. Производитель в названии модели указывает диаметр. Наиболее распространенные размеры — 49 мм, 52 мм, 55 мм, 58 мм, 62 мм, 67 мм, 72 мм, 77 мм и 82 мм. Приобретая модели для широкоугольных объективов, следует быть предельно внимательным. В частности они совместимы с изделиями исключительно в тонкой оправе (Slim). Таким образом, достигают эффекта виньетирования

Отдельное внимание уделяют выпуклости линзы. В таких случаях должен быть предусмотрен дополнительный слот.
Ширина и высота оправ совпадают

Нарушение пропорций приведет к тому, что определенная часть не попадет в кадр.
Набор или поштучно? Предпочтительно приобретение набора. Оно более выгодное. Для хранения и транспортировки используют отдельный карман в рюкзаке либо специальный футляр.
Тщательно осмотреть покупку. Царапины и дефекты свидетельствуют о низком качестве. С ними хороших результатов достичь невозможно. Они нивелируют профессиональную оптику. Аксессуар должен соответствовать уровню аппарата.

Градиентные ND-фильтры

Такие светофильтры для объективов используются только для уменьшения светового потока, но их плотность меняется на всей площади фильтра. Есть плавный градиент, когда переход между разными участками плотности происходит плавно. Есть фильтры с более четкой границей между разными участками. И есть такие фильтры, где градиент наложен по кругу, в центре фильтр более плотный, а к краям идет просветление.

Такие фильтры имеют аббревиатуру «GND». Используются они, когда в кадр попадают объекты с разной освещенностью. Например, яркое небо и земля с четкой границей горизонта. Применяя градиентный светофильтр вы сможете получить снимок с нормальной экспозицией по всей площади кадра.

Обычно та часть фильтра, которая больше света пропускает делается прозрачной. Тогда в маркировке светофильтра указывается разница в передаче света на разных концах фильтра, то есть на сколько ступеней задерживает свет темная часть. Например, «0,6 ND» означает разницу в 2 f ступени (1,4).

Градиентные ND-фильтры

Тёплые и холодные фильтры

Тёплые и холодные фильтры изменяют баланс белого света, достигающего сенсора камеры. Это может быть как средством коррекции неестественного соотношения цветов, так и средством создания такового, например, добавляя теплоты в облачный день, чтобы он выглядел как на закате.

Оранжевый свет на снимке вверху вызван монохроматическими уличными фонарями;при таком типе источника освещения практически никакая коррекция баланса белогонеспособна восстановить полный цвет.Холодный или специальный фильтр уличного освещения можно применятьдля восстановления цвета при других источниках освещения.

Такие фильтры существенно потеряли свою важность с приходом цифровых камер, поскольку они автоматически корректируют баланс белого, и он может быть скорректирован впоследствии вручную при съёмке в файл формата RAW. С другой стороны, некоторые ситуации могут по-прежнему требовать цветных фильтров, такие как необычное освещение (на вышеприведенном примере) или при съёмке под водой, поскольку обилие монохроматического света делает невозможным восстановление цвета без появления большого количества шумов в отдельных каналах цвета

Вместо заключения

Итак, если Вы выбрали объектив, и не один, посмотрите в их характеристиках диаметр резьбы и прикупите по парочке светофильтров для каждого размера — один UV и один CPL. Если объективов несколько, но размер резьбы один, все-таки прикупите для каждого объектива по одному защитному светофильтру, оденьте и выходите на фотоохоту со спокойной душой. Так Ваши объективы прослужат Вам намного дольше и подстрахуют в случае чего.
Если Вы все-таки решитесь в дальнейшем на что-то большее, для дальнейшего чтения могу посоветовать цикл статей, ссылку на которого я дал в предыдущем абзаце — здесь все очень подробно рассказано и объяснено с примерами.

Лучшие фильтры для астрофотографии

Чтобы найти лучший фильтр для астрофотографии, нужно подумать о том, каким видом вы хотите заниматься и какие изображения создавать.

Еще один важный аспект, о котором следует подумать, – это место съемки. Если вы снимаете из густонаселенного района, правильный выбор фильтра жизненно важен для получения четких и ясных астроизображений.

Мы расскажем вам о лучших фильтрах для астрофотографии, чтобы вы знали, что вам нужно и почему. Этот материал может быть немного научным. Но вы убедитесь, что для понимания фильтров для астрофотографии вам не нужна степень по физике.

Александр Эндрюс (Unsplash.com)

Виды защиты, осуществляемые сетевыми фильтрами

В зависимости от модели сетевого фильтра он может защищать подключенную через него технику от разных проблем, возникающих в электрических сетях:

  1. Апериодические помехи или импульсные скачки напряжения, которые всегда происходят неожиданно, а продолжаются всего несколько секунд или мгновений. Предсказать их невозможно, но напряжение сети повышается значительно, что может привести к выходу из строя аппаратуры. Сетевые фильтры для погашения этих помех имеют варисторы, которые предусматривают такой показатель, как значение компенсирующегося импульса. Он указывается в паспорте устройства (в кДж) и чем выше этот показатель, тем больший скачок он может компенсировать.
  2. Высокочастотные помехи или колебания напряжения сети, вызванные подключением мощных потребителей (например, мощный электродвигатель). Подобные погрешности устраняются с помощью катушек индуктивности и конденсаторов, входящих в электрическую схему многих моделей.
  3. Помехи в телефонных линиях и антенных кабелях, вызванные электромагнитным полем. Некоторые сетевые фильтры предусматривают и такую защиту. Провода и кабели для «фильтрации» подключаются через специальные разъемы, предусмотренные конструкцией.
  4. Как дополнительный уровень, в отдельных моделях предусмотрена защита от перегрева (при плохом контакте или неправильно подобранном напряжении нагрузки) и отдельная защита по линиям, когда сетевой фильтр, рассчитанный, например, на 8 розеток, предусматривает отдельный переключатель и предохранитель для каждой из них.

Таким образом, можно убедиться, что устройство для «фильтрации напряжения» — совсем нелишнее звено при подключении аппаратуры и бытовой техники, а наоборот – надежный помощник и защитник.

Когда применять поляризационный фильтр

Использовать поляризатор для объектива не так просто для первого раза. Нюансов, когда лучше отказаться от его использования, тоже достаточно. Первое использования, без предварительного ознакомления с особенностями, может привести к печальному результату. Первая проблема – это отсутствие эффекта при съемке по направлению света солнца или против него. Наибольшую пользу поляризатор приносит, когда съемка происходит под углом 90 градусов по отношению к солнцу.

Вторая практическая проблема – неполное заполнение кадра при использовании широкоугольной оптики для фотокамер. Так использование 18-миллиметрового объектива приведет к неравномерности покрытия применения поляризатора. Если одна сторона кадра, условно, приходится на желательные 90 градусов к солнцу, то другая сторона будет приходиться на невыгодные углы, где работа любого поляризатора сведется к нулю. На практике – объемное эффектное небо одного цвета в одной части изображения и менее выразительное небо в другой части, при этом имеющее иной оттенок.

Использование широкого угла нежелательно еще и по другой причине. Любой светофильтр вносит конструктивные изменения за счет своей толщины. Поляризатор удлиняет конец объектива, отодвигая его на добрые 3-4 миллиметра. Широкоугольная оптика мгновенного реагирует на подобные изменения виньетированием. Часто в таких случаях без редактирования виньетки при постобработке не обойтись, либо стоит отказаться от широкого угла в пользу более стандартных.

Использование поляризатора для объектива в условиях плохого освещения усугубит ситуацию. При надетом поляризационном фильтре общая пропускная способность объектива заметно уменьшается, примерно в два раза. Это стоит учитывать, так как повышение выдержки не всегда представляется возможным. Кроме того ухудшается фокусировка, делая периодические промахи. Вариант повышения светочувствительности не очень привлекателен из-за ухудшения качества изображения.

В перечисленных случаях лучше отказаться от использования поляризатора для объектива во избежание получения некачественного результата. В подобных ситуациях лучше потратить время на постобработку фотографий в редакторе в попытках повторить эффекты светофильтра без его применения, благо это более, чем возможно.

Все же некоторые особенности использования светофильтров повторить в фоторедакторах не удастся никогда. И если достижение определенного результата необходимо, то поляризационный фильтр для объектива рекомендуется использовать вопреки возможным ухудшениям качества. Такой целью может стать необходимость удаления бликов и отражений на фотографии. Съемка объекта за витриной, которого не видно в обычных условиях станет более доступной при надетом поляризаторе. Вид флоры и фауны подводного мира часто скрыт от взора как раз отблесками света на поверхности. Поляризатор выручит и в этой ситуации, сделав блики воды менее заметными. И подобного результата невозможно добиться с помощью фотошопа.

Поляризационный светофильтр

Фотографы часто называют этот фильтр «поляриком», можно заметить, что он присутствует практически у всех профессионалов. Его основное достоинство заключается в удалении солнечных бликов практически со всех поверхностей, кроме металла: с воды, стекла, зеркала и т.д. Благодаря этому объекты, цвета которых кажутся излишне тусклыми из-за большого количества света, становятся ярче и насыщеннее, приобретают контрастность. Это позволяет работать даже при излишках света, не теряя в качестве изображений.

Поляризационный светофильтр для объектива

Классическим примером «работы» поляризационного фильтра является фотография неба в солнечный день. Из-за обилия света объект обычно кажется блеклым и плоским. Убрав блики с капель влаги, которые находятся в атмосфере, фильтр позволяет получить четкое и фактурное изображение. Это же относится к съемкам воды, например, озера или моря: за счет устранения бликов вода выглядит прозрачной.

Существует два типа светофильтров:

Линейный: более дешевые варианты, которые могут применяться только на пленочных фотоаппаратах с ручкой фокусировкой;
Круговые или циркулярные: применяются на цифровых аппаратах с автофокусом. Они состоят из двух оправ – подвижной со стеклом и неподвижной, которая закрепляется на объективе

Для получения результата необходимо осторожно вращать подвижную часть.

Стоит напомнить и о недостатках «полярика», главный из которых – его цена. Этот фильтр является одним из самых дорогих, но экономить на нем не стоит: дешевые аналоги непроверенных фирм либо работают плохо, либо не работают вообще.

Внимание! Вторая неприятная особенность связана с достоинствами фильтра: он «съедает» свет. Из-за этого фотография может получиться более темной, чем хотелось бы.. Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла

Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените

Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла. Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените.

Итого

Что у нас в «сухом остатке»?

B+W для перфекционистов, которые ценят качество.
Причем есть возможность купить дешевле, если брать в стандартной оправе F-pro.

Carl Zeiss это высокое качество в облегченном корпусе. Стоят дешевле самых дорогих B+W, но и имеют более простую оправу. Не гидрофобные, но чистятся довольно легко благодаря хорошему покрытию.

Светофильтры Hoya HD тоже порадовали качеством (это не распространяется на старые фильтры Hoya и фильтры других серий, про которые я писал раньше).
Они имеют алюминиевую оправу и еще пару моментов, но, позволяют получить приличный фильтр по невысокой цене. Невысокая цена не касается последней серии фильтров Hoya HD Nano, они стоят как топовые B+W и даже дороже. Тут платить имеет смысл только если для вас особенно важна царапиноустойчивость, иначе выгоднее взять B+W XS-PRO HTC.

Marumi DHG и Marumi Super DHG для неплохого результата по низкой цене. Супер-технологий тут нет, но «дешево и работает».

Китайские светофильтры к покупке не рекомендую. Я тестировал многие китайский фильтры и они имеют разные проблемы с качеством. Начиная от самой оправы, из которой стекло иногда выпадает, до самого стекла, которое очень напоминает оконное. Еще хуже там дела с поляризатором, который бывает даже не круговой, а линейный, хотя и написано, что круговой.

Вот такие выводы.

Светофильтры Carl Zeiss (как и любые другие из обзора) можно приобреcти и у меня. Любых размеров.

Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: