Лучше подходит для путешествий
В путешествиях всегда важен комфорт, чтобы ничего не отвлекало от непосредственной цели поездки. Как человек, неоднократно поднимавшийся на горные вершины в обнимку с несколькими килограммами фототехники, могу сказать, что часто задумывался, брать ли зеркалку с собой.
Лучше было бы идти налегке и фотографировать на iPhone? Все чаще отвечаю на этот вопрос утвердительно.
Даже если вы не любите ходить в пешие прогулки, таскать с собой пусть даже и небольшой фотоаппарат в течение дня не способствует отдыху. Фотографируя в поездках на iPhone, я стал меньше уставать, благодаря чему эмоции и впечатления стали лучше усваиваться. Также больше успеваю увидеть в течение дня.
Во время путешествий мы часто пробуем новое или делаем необычные вещи. Например, купаемся, смотрим на рыб под водой, катаемся на лыжах, пробуем экстремальные активности.
Для всего этого раньше нужна была либо отдельная экшн-камера, либо аксессуары для камеры, например, кейс для подводной съемки. Сейчас же iPhone без каких либо аксессуаров отлично справляется с большинством подобных занятий.
Незримая связь
Оказывается, инстинктивный страх, испытываемый некоторыми людьми перед нацеленным на них объективом фотоаппарата, не лишен оснований. В XX веке ученые разных стран проводили эксперименты, подтвердившие энергетическую связь между фотографией и запечатленным на ней живым объектом.
Например, в одной из московских лабораторий были сделаны снимки четырех цыплят. С тремя из них не проводили никаких манипуляций, а фотографию четвертого размножили и раздали нескольким людям. Причем участников эксперимента попросили смотреть на этот снимок, когда у них плохое настроение. И что же? В то время как трое цыплят были здоровыми, четвертый хирел, болел, отставал в росте.
Понятно, что человек – такой же живой объект. Стало быть, при съемке частица жизненной энергии фотографируемого переходит на снимок, и у него устанавливается неразрывная связь с фотопортретом. Многие экстрасенсы, глядя на фото, могут считать ауру человека, узнать о его прошлом и настоящем, предсказать будущее.
3. Освещение
Освещение не обязательно должно быть дорогим, по крайней мере, я знаю, что в мой бюджет набор студийного света не вписывается, так что для предметной съемки мне нужно использовать всё, что я смогу раздобыть. Помните, что вы полностью управляете съемкой, так что если хотите, найдите комнату, в которой вы сможете заблокировать весь естественный свет при помощи занавесок и жалюзи, — таким образом, у вас будет возможность полностью контролировать освещение объекта.
Использование стандартных ламп может сослужить вам добрую службу, если делать это эффективно. Обязательно попробуйте расположить их по-разному, не весь свет должен падать на переднюю часть объекта, боковое и заднее освещение добавят интереса, теней и глубины снимку. Или же вы можете выбрать комнату, которая хорошо освещается окнами, и извлечь из этого выгоду. Естественный свет с одной стороны полностью осветит ваш объект, и вы сможете дополнить его лампой или отражателем.
2. Ваш друг фотограф? Он всё для вас сделает бесплатно!
Конечно, он может это сделать… Но не должен. Представьте себе сапожника, живущего в небольшом городке. Полгорода к нему приходят и просят: «Степаныч, мы же с тобой соседи (в школе вместе учились, наши мамы вместе работали и т.). Подшей мне валенки бесплатно!». И если этот Степаныч всем подряд бесплатно будет ботинки ремонтировать – на что он жить будет? Так и фотограф. Если этот человек профессионал и зарабатывает себе на жизнь фотографией, ему необходима хорошая фотоаппаратура. А она, как известно, стоит ой как не дёшево. Затраченные деньги должны возвращаться к человеку. Причем, даже если у фотографа не только один вид заработка. Уважайте труд своего друга! Кто застал времена СССР, то наверняка помнит плакаты в общественных местах: «Уважайте труд уборщицы». Так это – уборщица! А фотограф — специалист высококлассный!
Настройка фотоаппарата
При фотографировании в ясный солнечный день фотограф сталкивается с двумя основными проблемами:
- Передержка снимка;
- Очень резкие тени.
Когда в объектив фотоаппарата попадает слишком много света, снимок получается почти прозрачным. При этом автоматика не всегда работает корректно, поэтому в настройках фотоаппарата лучше выбрать ручной режим, который позволит фотографу максимально контролировать весь процесс съёмки. Изобилие солнечного света допускает фотосъёмку при самых малых уровнях чувствительности. Этот параметр на фотоаппарате нужно настроить на 100, а если имеется значение 50, то можно использовать это значение.
Ручные настройки допускают выбор диафрагмы. Это позволит регулировать количество света проходящего через объектив. Лучше использовать большие диафрагменные числа f/8, f/11, f/16
Важной настройкой фотоаппарата при съёмке является время срабатывания затвора или выдержка. Чтобы избежать пересвета, фотографировать нужно на очень коротких интервалах
Очень полезной подсказкой для фотографа является гистограмма. Можно сделать несколько пробных фотоснимков и сразу же увидеть передержку или недодержку. Если гистограмма, с правой стороны, кажется укороченной, значит уровень яркости слишком большой, и чтобы получить хороший снимок нужно сильнее диафрагмировать объектив и ставить в настройках более короткую выдержку. Если приходится фотографировать при очень ярком солнце, то диапазона выдержек и чувствительности может не хватить. В этом случае нужно применить нейтрально-серый фильтр для уменьшения светового потока.
Фото как инструмент самопознания
Помимо влияния на самооценку и самопрезентацию в обществе, в фотографиях есть огромный потенциал для самопознания. Сам процесс создания образа, позирования перед камерой – это творческое перевоплощение. Фотосъемка помогает запечатлеть сиюминутные состояния, нахождение и осознание себя в моменте. Готовые фотографии позволяют посмотреть на себя со стороны, глазами фотографа, сопоставить «Я-идеальное» с «Я-реальным» и сделать выводы.
Фото: Ольга Борушко
Фотосъемка может действовать терапевтически на людей, которые не любят свою внешность или не могут принять перемены в ней. Рыжие кучеряшки с веснушками, возрастные морщинки, лишний вес после родов, ожоги после пожара, инвалидность после травмы, потеря волос после химиотерапии – все эти изменения человеку сложно принять. А талантливый фотограф может так поработать с моделью, раскрыть ее внутренний мир, что в момент просмотра фотографий героя накрывает катарсис. И публикация таких фотографий помогает герою принять себя и продемонстрировать это миру.
А еще фотографии – это инструмент самопознания фотографа, понимание своего собственного видения, стиля, авторского почерка. А где-то тут и до искусства недалеко…
Как фотографу научиться видеть кадр
Первое правило любого художника: не зашиваться на работе, — в нашем случае, 2-4 съемки в неделю, чтобы основательно продумать сцену, подобрать локацию и так далее; оставшееся — довольно приличное количество времени, должно жертвоваться на возделывание ума: чтение, прогулки, стажировки…
Необходимо внимательно изучать профессии своих клиентов, заказчиков или натуры, которая тебе нужна, что бы не ошибиться при выборе, ну и конечно же, стажировка помогает найти, и понять, «малозначимые» детали, без которых фотография будет паттерном времени (воплем и «мертвечиной»), вместо искомой цели — вне времени.
Кадр возможен, если фотограф понимает происходящее: придется изучить историю ремесла с представителем которого, планируется съемка, потребуется «отбросить» имена и цифры, ведь ценности кадру придает отношение ко времени, и если уместно — «примерить обувь» того (и такую же), с кем планируется сотрудничество (творческое или коммерческое — неважно). Конечно, изначально никто никого не запускает на свою территорию
Нужно учиться, и уметь учиться, быть учеником (еще один важный навык)
Конечно, изначально никто никого не запускает на свою территорию. Нужно учиться, и уметь учиться, быть учеником (еще один важный навык).
Не стоит примерять на себя образ политика: «Я такой же как вы!» — никто этому не верит, — желательно быть выходцем из того же сословия, что и натура. — Так легче найти общий язык и заметить доверие, которое оказывается фотографу.
Творческий путь выстраивается на уважении, Любви своей натуры. Люди наименее зажаты, и наиболее естественны, когда посещают районные рынки или магазины шаговой доступности, и здорово, если фотограф найдет возможность, чтобы устроиться на такие рабочие места.
Издавна художники посещали рынки, трактиры и места излюбленного отдыха горожан — так стоит поступать и фотографу, поскольку так можно отойти от мира иллюзий (как я живу), где, как обычно, все богато, и заметить мир красоты, где все не идеально, но гармонично.
— Жесты, взгляды, типажи — все разбросано по закоулкам, странно, что нынче мало кто все, вот все это доступное, собирает: бесплатный образовательный материал, но…
Вспомним Винсента Ван Гога:
Винсент учился тому же и там же, а мы чем лучше?
Моя признательность Чехову — вовсе не за его литературное наследие, а подход к творчеству — всегда под рукой блокнот и карандаш; что-то интересное заметил — записал. Фотограф — не живописец: мольберта под рукой нет, да и в простом блокноте так лихо все не зарисует (но это моя беда, вполне возможно, что вы можете больше, или готовы научиться), но стать более внимательным словно герой Артура Конана Дойля, Шерлок Холмс, — вполне под силу почти каждому фотографу.
Развитию художественной внимательности помогает и творчество Фёдора Достоевского; и не придет такого времени, что его наследие станет мельче, чем современные бестселлеры. И нам не стоит забывать слова Сергея Бондарчука:
Мы должны учиться не только подмечать-коллекционировать, но и систематизировать и… По возможности, нужно учиться фотографией подтверждать мысль, изречение и в тоже время — мысль подтверждать фотографией, — об этом так же говорил Андрей Тарковский:
Если устает голова, то впору прогуляться на природе, как Иван Шишкин: недельные визиты в лесную чащу, чтобы насладиться тишиной и гармонией, искомой жизнью, без «цивилизации» и суеты, — учиться готовить себя, к работе, к видению кадра…
Умиротворение души, — вот секрет «видения…». Дух творит себе формы, — нам ли этого не знать?
«Учиться…» — ирония в том, что можно только учиться, но нельзя научиться. Точнее сказать можно, но это будет лукавство: нет предела (есть только возможности, чтобы непрерывно… и беспощадно, вспоминаем профессиональную этику, — такое оно, искусство).
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
На Луне находятся 12 фотоаппаратов марки Hasselblad
Именно благодаря камерам Hasselblad шведского производителя удалось получить яркие, красочные фотографии на Луне, которые были опубликованы в сети (возможно, вы их видели).
Полученные снимки стали важнейшими документальными свидетельствами в истории человечества. Фотокамер было несколько, и все они побывали (к слову, там же и остались) на Луне в разное время – с 1969 по 1972 г. С собой забиралась только кассета с полученным материалом.
Сейчас на поверхности спутника Земли находится 12 фотоаппаратов. Но одна камера Hasselblad 500 все-таки вернулась на Землю, и ее приобрели на аукционе за 660 евро.
О том, что делает фотографию хорошей…
«Легко сделать чью-то фотографию и назвать ее портретом. Трудность заключается в том, чтобы сделать картину, которая заставляет зрителя задуматься о незнакомце» — Пол Стрэнд
«Портрет – это не сходство. В тот момент, когда эмоция или факт превращается в фотографию, это уже не факт, а мнение. Нет такого понятия, как неточность на фотографии. Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной» — Ричард Аведон
«Истинная фотография не нуждается в объяснении и не может содержаться в словах» — Ансель Адамс
«Правда – лучшая картина, лучшая пропаганда» — Роберт Капа
«Хорошая фотография неприхотлива» — Уокер Эванс
«Нет никакого особого жанра фотографий, который, я думаю, лучше, чем любой другой. Я всегда ищу образ, который имеет дух! Мне плевать, как это сделали» — Minor White
«Если картина хорошая, она рассказывает много разных историй» — Йозеф Куделка
«Быть собой. Я предпочитаю видеть что-то, даже неуклюжее, не похожее на чужую работу» — Уильям Кляйн
Richard Avedon
Richard Avedon
О том, что такое фотография…
«Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка запоминает мелочи, хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли» — Аарон Сискинд
«Фотография-это история, которую я не могу выразить словами» — Destin Sparks
«Самое лучшее в картине то, что она никогда не меняется, даже когда на ней изображены люди» — Энди Уорхол
«Слеза содержит океан. Фотограф осознает крошечные моменты в жизни человека, которые раскрывают большие истины» — Анонимно
«Камера – это инструмент, который учит людей видеть без камеры» — Доротея Ланге
«Камера-это глаз истории» — Мэтью Брэди
«Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры… они сделаны глазом, сердцем и головой» — Анри Картье-Брессон
«Фотография – это тайна о тайне. Чем больше она говорит вам, тем меньше вы знаете» — Диана Арбус
«Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной» — Ричард Аведон
«Великая фотография — это глубина ощущения, а не глубина резкости» — Питер Адамс
«Фотография прекрасно справляется с внешностью, но ничто не является тем, чем кажется» — Дуэйн Михалс
«Что мне нравится в фотографиях, так это то, что они запечатлевают момент, который ушел навсегда, который невозможно повторить» — Карл Лагерфельд
«Все фотографии – memento mori. Фотографировать — значит участвовать в смертности, уязвимости, изменчивости другого человека (или вещи). Точно отсекая этот момент и замораживая его, все фотографии свидетельствуют о безжалостном таянии времени» — Сьюзен Сонтаг
«Желание открыть для себя, желание двигаться, запечатлеть колорит – это три понятия, которые описывают искусство фотографии» — Хельмут Ньютон
Alfred Stieglitz
№1 Да, старый-добрый штатив
Вот она. Та же старая практика, которую я всегда прошу вас применять – используйте штатив. Вам просто не избежать того факта, что чем устойчивее ваша камера, тем более четкими будут фотографии.
Правда в том, что оправданий в неиспользовании штатива становится все меньше и меньше. Легкие штативы для путешествий становятся все более доступными. Это небольшие и легкие варианты, которые поместятся в вашу сумку с фотооборудованием и не будут тянуть вас вниз. Хотя это не всегда практично, штатив (даже монопод) является единственным наилучшим вариантом для стабилизации вашей камеры. Но когда использование штатива невозможно, остаются и другие способы физически стабилизировать камеру во время съемки. Например, эти…
Стоит ли искать референсы
Думаю, что стоит. Pinterest- отличное место для их поиска. Более того, не нужно слизывать идею точь-в-точь. Можно просто вдохновиться. Расскажу на примере. Вот мой референс для фото. Сразу скажу, что я нашла это фото очень давно и автора не знаю. Если кто-то в курсе, как его найти, чтобы отметить, дайте знать.
У меня не было цветов и покупать я их не собиралась. Дома есть засушенные и искусственные цветы. Хотела использовать их. Да день до фотосессии я пошла на почту и увидела, как много прекрасных кленовых листьев — дело было две недели назад. Я быстренько собрала их, сшила их них юбку (на самом деле только ее переднюю часть) и покрасила их из баллончика (он был заранее у меня, чтобы сделать корону, которую я также смастерила. Дома была основа-ободок и пластмассовые стяжки, которые лежали уже несколько месяцев в ожидании своего часа).
Вот примеры тех фото, которые получились у меня. Сделать точно такое же фото у меня не получилось бы точно. Да и желания не было. Но разве можно назвать эти совершенно разные кадры фото-плагиатом? Я вдохновилась великолепной фотографией и привнесла что-то свое. Уверена, что у каждого из вас получатся ваши, ни на что не похожие друг на друга варианты.
К слову, за два дня до этих фотографий я была у подруги. До утра отмечали ее новоселье. Всю субботу у меня были пары. Благо онлайн, так что юбку я смогла сделать во время лекций, но выспаться — нет. Студия была забронирована на утреннее время в воскресенье. Мой недосып виден на первом фото, а из других он просто обрезан:)) Но и здесь отсутствие головы не кажется чем-то странным.
Из минуса можно постараться сделать плюс. Это не мой баг, это моя фича. Попробуйте найти свои.
Вот еще пример. У меня весьма “рабочие” руки. Вообще далеко не пальцы музыканта. На фото по этой причине я иногда в перчатках, а на фото ниже можно видеть, что на руках блестки, а также очень люблю красивые кольца. Это немного оттягивает взгляд от, мягко сказать, “неидеальной” формы. Когда я делаю коррекцию, я не меняю форму тела, глаз, головы и прочих своих составляющих. Все же мне не хочется видеть идеальную картинку и не идеальную себя. Но если где-то можно переработать образ, этим стоит воспользоваться.
На фото ниже глина, ободок (сделала сама из полимерной глины, покрасила акриловыми красками — еще одно мое хобби), цветок из моего гербария, поталь и мои далеко не идеальные руки…). В общем, образ был собран из глины и палок.
Покажу еще один вариант интерпретации референса. Фото я сделала дома. Идея с отражением мне очень понравилась, решила повторить. Поверьте, пришлось перепробовать много вариантов тары прежде, чем нашлась более-менее подходящая. Какой-то из стаканом, помню, упал и вода разлилась, поскольку по время поиска нужного отражения я поставила его слишком близко к краю. Учитывая то, что фото из дома я делала часто по утрам в свободные 10 минут перед выходом на работу, это были те еще минуты веселья!
Что нужно купить для съемки
У меня нет ответа на этот вопрос, правда. Моя рабочая программа “минимум” — штатив. По этому запросу на Алиэспрессе вы найдете много годных штативов от 1500 рублей. У меня — складной (в собранном состоянии до 70 см, в разобранном — около 160 см). Камеру можно поворачивать горизонтально и вертикально. Он не может сделать много, что мне хотелось бы. Но мне ли жаловаться? Ведь и с этим реквизитом можно сделать больше, чем ничего
Я уже поняла, что мне важно сделать не именно то, что в моей голове или референсе, я просто наслаждаюсь процессом. Смотрю, что могу “выудить” максимально из того, что у меня уже есть
Кроме штатива у меня нет больше ничего из рекомендаций. Я сама еще в начале этого пути. Думаю, необходимость наличия телефона более, чем очевидна, поэтому писать об этом не стоит. Я делаю видео самой себя, а потом — скрины с него. Это причина неидеального качества, но… это тоже фича, не баг. Нюансы о процессе фотосъемки я опишу во второй части через пару недель.
Снимаем!
Устанавливаем штатив
Поместите камеру на штатив. Убедитесь, что он устойчив и все звенья — коленца, голова — прочно зафиксированы
Это важно, потому что вы собираетесь работать с долгими выдержками, достигающими нескольких секунд. В это время камера не должна шевелиться, иначе снимок будет смазанным.
Выставляем фокусное расстояние
Теперь нужно выбрать фокусное расстояние. Для предметной съёмки короткие фокусные расстояния широкоугольных объективов не подходят, поскольку дают искажения. Избыточно длинный фокус может дать ненужное размытие. Если у вас нет большого парка фототехники, то мы рекомендуем воспользоваться обычным объективом на 18–55 мм, который, скорее всего, шел в комплекте с камерой. Повернув кольцо объектива, выставите максимальный зум. Также можно воспользоваться портретным объективом с фокусным расстоянием 50–100 мм, в этом случае нужно снимать на его меньших значениях.
Если вы снимаете на телефон и встроенная камера оборудована зумом — его нужно выставить на максимум. Если зума в телефоне нет, то придётся установить его подальше от предметного стола, чтобы нивелировать возможные искажения — лишние поля затем можно обрезать в редакторе.
Выставляем диафрагму
Самые важные настройки — настройки экспозиции: выдержка и диафрагма. Для начала переведите камеру в полуавтоматический режим съемки S или Av (зависит от типа камеры). Это режим приоритета диафрагмы — фотограф регулирует только размер отверстия в объективе, через который будет проходить свет. Выдержку же камера рассчитает сама. Поскольку задача — сделать объект максимально резким, то диафрагму нужно закрыть, выбрав в настройках значение 18 или 22.
Так как бытовые осветительные приборы дают достаточно слабый свет, выдержка может составить несколько секунд. Рекомендуем воспользоваться режимом автоспуска, чтобы после нажатия на кнопку успели утихнуть микровибрации камеры и на снимке не было смаза.
Исправляем ошибки камеры
После того как прозвучал второй щелчок затвора, снимок готов. Но поскольку условия съёмки нестандартные — поле фона слишком светлое, камера могла ошибиться в расчете экспозиции. Фон может быть слишком серым, а снимаемый предмет — слишком тёмным. Фотографию нужно проверить на экране камеры или компьютере.
Если объект действительно получился слишком тёмным, то можно попробовать его высветлить в графическом редакторе. Но мы рекомендуем исправлять такие дефекты сразу во время съёмки — результат будет более качественным. Для этого нужно использовать компенсацию экспозиции.
На телефонах то, насколько кадр будет тёмным или светлым, задаётся визуально прямо на экране или через приложения. Например, на айфоне достаточно подержать палец на экране в режиме съёмки и подвигать появившийся ползунок «солнышко».
Как терапевтическая фотография может улучшить психическое здоровье
Преимущество терапевтической фотографии по сравнению с другими подходами арт-терапии в том, что она более доступна для людей с тяжелыми психическими заболеваниями. Например, людям с депрессией или тревожным расстройством иногда сложно заставить себя взять в руки краски и кисти. Фотосъемка требует меньше усилий и специальных навыков.
Фотография может помочь вам или вашим друзьям в случае:
— депрессии и тревоги;
— травматических переживаний;
— низкой самооценки;
— социофобии;
— страхов;
— стресса и проблем с концентрацией;
— низкой мотивации.
Как же получается, что человек может справиться с этими и другими психическими проблемами, если делает фотографии, делится ими и обсуждает с другими людьми?
На что они фотографируют…
«Все, что меня волнует, я буду фотографировать; не ища необычного объекта, но делая необычным обычное» — Эдвард Уэстон
«Раньше я думал, что никогда никого не потеряю, если сфотографирую достаточно много. На самом деле, мои фотографии показывают мне, сколько я потерял» — Нан Голдин
«У меня есть видение жизни, и я пытаюсь найти для него эквиваленты в виде фотографий» — Альфред Штиглиц
«Когда я говорю, что хочу кого-то сфотографировать, на самом деле это означает, что я хотела бы знать это. Всех, кого я знаю, я фотографирую» — Энни Лейбовиц
«Я действительно верю, что есть вещи, которые никто не увидит, если я их не сфотографирую» — Диана Арбус
«Я был свидетелем, и эти фотографии – мое свидетельство. События, которые я записал, не должны быть забыты и не должны повторяться» — Джеймс Нахтвей
«Большинство моих кадров основаны на людях. Я смотрю на незащищенный момент, на сущность души, выглядывающую наружу, опыт, запечатленный на лице человека» — Стив МакКарри
«Мои картины — это мои глаза. Я фотографирую то, что вижу и то, что хочу видеть» — Марио Тестино
«Мне нравится создавать образы, которые издалека кажутся соблазнительными, красочными, сочными и привлекательными, и тогда вы понимаете, что смотрите на что-то совершенно противоположное. Мне кажется скучным следовать типичной идее красоты, потому что это самый простой и очевидный способ увидеть мир. Сложнее смотреть на другую сторону» — Синди Шерман
Walker Evans
№2 Как держать камеру устойчиво
Не существует установленного способа, как держать каждый тип камеры, с которым вы можете столкнуться. Но есть определенные базовые принципы, помогающие устойчиво держать камеру во время съемки.
Самое главное, что следует помнить, что чем дальше камера перемещается от центра тяжести, тем более вероятным становится ее движение. Это означает, что нужно максимально близко держать свои руки к телу и избегать образования пространства между вами и камерой.
Вытянутые руки делают камеру неустойчивой.
Руки и локти прижаты, так гораздо устойчивее.
Кроме того, важно, как вы держите камеру в руках. Одной рукой удобно, но твердо держите спуск затвора, а вторая рука придерживает объектив снизу рядом с корпусом камеры, при этом имея возможность регулировать фокус или зум
Ваша левая рука должна слегка прижиматься в обратном направлении относительно правой.
Держите камеру и объектив крепко, но все же сохраняя гибкость
Обратите внимание, что левая рука находится под объективом
Таким образом вы получите больше устойчивости и уменьшите вероятность дрожания. Опять же, экспериментируйте с различными конфигурациями, чтобы вам было максимально удобно. Просто помните о том, что локти должны быть прижаты к туловищу, ваша левая рука крепко держится за объектив под камерой. Ваша правая рука должна сжимать камеру так же крепко с противоположным последующим давлением на левую руку.
Если хотите проверить себя, сделайте глубокий вдох перед каждым снимком и выдохните наполовину перед нажатием на спуск затвора. Этот небольшой нюанс может показаться несколько невротичным, но поможет вам получить резкие фотографии, когда шансы против вас.