Какие бывают объективы? на что снимать портрет, а на что пейзаж?

Угол обзора 120°. или реальные углы обзора камер видеонаблюдения | ip-видеонаблюдение | концепции безопасности самара

Конструктив

В сравнении с 10-миллиметровым объективом, который мы испытывали в прошлый раз, данный может служить наглядным доказательством преимуществ беззеркальной (или незеркальной, кому как нравится) системной фотоаппаратуры, позволяющей заметно уменьшить рабочий отрезок объектива.

Судите сами: с одной стороны, казалось бы, разница в фокусном расстоянии невелика, всего два миллиметра. Да и светосила больше на целую ступень! Однако факт налицо: длина объектива — а испытанный нами вариант для Fujifilm является и самым длинным, и самым увесистым среди всех возможных (все остальные модификации чуть короче и ещё немного легче) — почти вдвое меньше, диаметр меньше почти на 15 мм, а вес уменьшился даже больше, чем в два раза.

При этом качество отнюдь не принесено в жертву размеру:  объектив имеет традиционно добротную оправу из прочного и лёгкого алюминиевого сплава, украшенную дизайнерским красно-оранжевым колечком возле кольца диафрагмирования. Кольца диафрагмирования и фокусировки ходят без люфта, точно, чётко и ровно так, как от них ожидаешь: первое ощутимо фиксируется на целых и половинных значениях диафрагмы, второе плавно во всём диапазоне вращения, составляющем около 1/3 круга. Правда, несколько туговато, особенно по сравнению с кольцами ручной фокусировки автофокусных объективов, не имеющих прямой механической связи с перемещаемым блоком линз. Очевидно, это связано с разделением выпускаемой оптики на две основные категории, объективов для видео и фото. Первые имеют заметно больший и плавный ход фокусировочного кольца, а у вторых и ход покороче, и вращение чуть туже.

В общем, стоит только умелому объективостроителю разрешить придвинуть заднюю линзу к плоскости кадра — жди… просилось слово «чудес», но вот как раз чудом это всё и не является. А, наоборот, грамотной, научно обоснованной эксплуатацией предложенных условий: кропнутый кадр и отсутствие прыгающего зеркала между задней линзой и собственно кадром. В результате на зеркальные камеры этот объектив поставить нельзя, но счастливые обладатели беззеркалок могут использовать его на все 100.

Ну, почти на 100: всё-таки он неавтофокусный. Конечно, для сверхширокоугольников вопрос автофокусировки не является первоочередным, но при наличии переднего крупного плана и достаточно большой светосиле можно не только заметно (хотя и не очень сильно) размыть задний план, но и не попасть в резкость по переднему объекту съёмки.

В отличие от «десятки», бленда на испытанной нами самьянговской «дюжине» съёмная. Это удобно в случаях, когда вам захочется навинтить на объектив светофильтр. Правда, во-первых, фильтры лучше использовать с минимально толстой оправой, а во-вторых, бленду лучше держать надетой постоянно, как с фильтром, так и без: почти 100 градусов поля зрения — это много. Да и передняя линза целее будет

Оптическая конструкция объектива, как указано в таблице ниже, состоит из дюжины линз в 10 группах. Самая задняя линза — асферическая полированная, ещё одна асферическая линза изготовлена гибридным методом, плюс три линзы делаются из стекла с пониженной дисперсией. Отчего производитель в данном случае решил не включать буквы AS и ED в официальное название объектива — непонятно. А вот буквы NCS свидетельствуют о наличии новейшего фирменного нанотехнологичного просветления Nano Coating System (поверхности, на которые оно нанесено, также обозначены на схеме). Тем самым испытуемый стал вторым в фирменной линейке после объектива Samyang 10 мм f/2,8 ED AS NCS CS, в котором используется это достижение науки и техники.

В механизме диафрагмы шесть лепестков особой формы, практически на любом значении образующих почти идеально ровный круг. При этом диафрагма устанавливается только механически, кольцом. Впрочем, для незеркальных камер, в которых визирование выполняется либо в режиме лайв-вью, либо (реже!) по электронному видоискателю, это ни разу не проблема.

Оптические свойства объектива

Поскольку сторонняя засветка всегда портит кадр, не пренебрегайте блендой. Она хоть и съёмная, но лучше держать её надетой. Конечно, оптическая схема этого объектива очень совершенна, чернение внутренних объёмов безукоризненно, а просветление оптических поверхностей ультрасовременно, но это не повод мешать объективу запечатлеть хорошую картинку.

Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, коррекция −1 ступень, f/5,6, 1/120 c, 200 ISO.

Впрочем, если яркие источники света, вплоть до самого Солнца, являются неотъемлемыми элементами вашего творческого замысла — дерзайте, перечисленные особенности объектива справятся и с Солнцем, хотя каких-то артефактов избежать, конечно, не удастся.

Резкость

К резкости, как и к контрасту, не возникло никаких вопросов. Вопрос, как уже отмечено, только в том, чтобы в эту самую резкость попасть, особенно на открытой диафрагме. Разумеется, наивысшее качество обеспечивается в центре кадра, но понижение резкости к краям в общем не особенно заметно. Кроме того, весьма полезно закрыть диафрагму до f/4—f/5,6; эти значения вообще можно считать оптимальным режимом для данного объектива.

Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы,  f/5,6, 1/750 c, 200 ISO.
Внизу — два фрагмента этого кадра со 100% увеличением, из центра кадра и с периферии, причём тёмной. Оба они отлично иллюстрируют тезис о высокой резкости объектива и вообще оптическом качестве картинки, которую он даёт; проработка тени же, не могу удержаться, служит ещё одним свидетельством отличной работы современной фототехники Fujifilm.

Однако это имеет значение прежде всего в тех случаях, когда вы планируете использовать изображение на все без исключения имеющиеся в нём мегапикселы. Если картинка будет энергично обрабатываться да ещё и уменьшаться — диафрагмируйте объектив как хотите. Хотя до упора, то есть до f/16—22, зажимать его мы бы всё-таки не советовали. Нельзя сказать, что картинка становится мыльной, но всё же общее качество понижается.

Виньетирование

Оптика — наука строгая, чудес не предполагающая. Если сюжет позволяет, при полностью открытой диафрагме виньетирование по углам будет налицо. Однако уже на f/4 виньетирование окажется практически побеждено, а ещё через ступень от него не останется и следа.

Хроматические аберрации

Тщательная разработка оптической конструкции и применение всего арсенала объективостроительных спецсредств, включая асферические поверхности и линзы из стекла с пониженной дисперсией ED, в целом весьма эффективно побеждают данное неприятное и неизбежное явление. Остаточные следы, которые иногда прослеживаются на периферийных участках кадра, легко исправляются соответствующими программами.

Фрагмент одного из опубликованных выше кадров, позволяющий самостоятельно оценить наличие (точнее, практическое отсутствие) хроматических аберраций (а заодно и ещё раз убедиться в резкости, и в высоком качестве просветления линз).

Дисторсия

Дисторсия — ещё одна неизбежная неприятность, которую иногда, как в данном случае, конструкторам удаётся весьма эффективно забороть. В принципе, она, коненчо, есть, и формально должна быть признана бочкообразной. Однако, как вы и сами можете убедиться по снимкам с геометрически правильными структурами, она практически незаметна.

Камера Fujifilm X-T1, приоритет диафрагмы, f/8, 1/1000 c, 400 ISO.

Особое мнение по использованию объектива на камерах системы микро-4/3

Планируя использовать этот объектив с камерами системы микро-4/3, к каковым пока относятся незеркальные модели брендов Olympus и Panasonic, следует учитывать, что эффективное фокусное расстояние объектива будет несколько больше — не 18, а 24 мм.

Зато работать будет только центральная часть рисуемого объективом круга. То есть виньетирования можно будет не опасаться, хроматические аберрации, как, кстати, и дисторсия, будут ещё менее заметны. Однако наряду с бесспорными плюсами можно предположить, что к предельному диафрагмированию современные 16-мегапиксельные незеркалки системы микро-4/3 могут оказаться даже более чувствительными, чем камеры с матрицей формата APS-C.

Вывод редакции

Испытанный нами объектив — отличный пример оптики, специально рассчитанной для незеркальных камер и с учётом их особенностей. При высокой светосиле, весьма коротком фокусном расстоянии и отличном механическом и металлическом конструктиве отличается сравнительно небольшими размерами и весом.

Именно такой оптики — качественной, светосильной, и притом компактной — пока недостаёт набирающим всё большую популярность незеркальным камерам, и очередная новинка от Samyang, поступившая в продажу всего с месяц назад, закрывает ещё одну лакуну. Отличный помощник путешествующему фотографу, способный с равным успехом справиться как с природным, так и с городским пейзажем, а потому заслуживающий внимания всех, для кого эти темы актуальны.

Главная особенность, по нынешним временам обычно считающаяся минусом — только ручная фокусировка. Однако если вы цените очень широкий угол и отличное качество, как оптическое, так и механическое — это не будет для вас самой большой проблемой.

Кликнув на эту ссылку, вы окажетесь на страничке объектива Samyang 12 мм f/2,0 NCS CS на официальном русском сайте производителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: