Характеристика
объектива «Таир-3» состоит из трёх линз в двух группах, оптическая система других объективов состоит из четырёх линз в двух группах (кроме объектива «Таир-38Ц»).
Объективы «Таир» характеризуются высоким качеством создаваемого изображения: четвёртый коэффициент Зейделя, определяющий кривизну поверхности изображения, составляет всего около 0,1 (0,25 — удовлетворительно, 0,2 — хорошо, 0,15 — отлично, 0,1 — превосходно).
Вместе с тем, при наличии всего трёх линз здесь отсутствует параметр, который может контролировать дисторсию. Положительная по знаку дисторсия присутствует в «Таире-3», но она оказывается очень невелика и совсем незаметна.
Tair-3 4,5/300 Specifications
Focal length: 300mm
Aperture: f/ 4,5 – f/ 22
Weight (gr): 1340
Length (mm): 250
Filter Ø (mm.): 72
Aperture blades: 16
Min. Focus distance (m.): 3
Tair-3 4,5/300 Handling and Mechanics
Visually the lens has a huge size and looks at the camera giant. Something like a telescope. But despite its almost 1,5 kg weight, it has good balance, and it is convenient to shoot. I did not feel the disadvantage of my Nikon D3100. On the contrary, big weight reduces a handshake, and I could shoot without motion blurring at 1/80 shutter speed.
Handling on Nikon D3100
The main weight is on the edge of the lens, where the optical elements are located. And that half of that is closer to the camera is an empty tube with the internal hood to reduce stray light. The barrel is made of metal, and the design is like some military equipment like the lens is designed for military purposes. The aperture ring and the focus ring are not rubberized. The lens has a 72mm filter thread. Next is the narrow aperture ring. The diaphragm closes smoothly. 16 blades allow forming perfect circles in the bokeh. To the surprise of the blades are blackening; not all the objectives of those years have blacking diaphragm blades. The lens has no automatic preset aperture, only manual.
At infinity mode
At MFD mode
A short distance from the aperture ring is the focus ring. It is rotated by 270 degrees. The front part of the lens extends to 3.5 cm. Focusing smooth. The front element is rotating. Generally, focusing is convenient, but because the focus ring is narrow and is located near the aperture ring, I sometimes confuse them; it is inconvenient. I set the lens on the Nikon SLR camera via an adapter M42-Nikon while Infinity saved.
Примечания:
В соответствии с Постановлением Совета Министров № 313 от 21.04.1965 г. и приказа Министра МОП № 49 от 24.05.1965 г. Красногорскому механическому заводу поручалось подготовить ряд объективов для оснащения телецентра «Москва» (Телевизионный технический центр «Останкино» им. 50-летия Октября, открыт в 1967 году). Известны опытно-экспериментальные образцы объективов Таир-3Т, изготовленные в 1965 году. В списках телевизионных объективов, выпускавшихся малыми сериями со второй половины 1960-х годов, Таир-3Т не значится.Экспериментальные данные разрешающей способности опытных объективов, проведенные на фотоматериалах типа КН, разрешающих около 120–130 линий/мм (Д.С. Волосов).Для обычного, не «фотоснайперского» варианта, указывался 1953 год.
Ссылки по теме:
Архивы: Д.С. Волосов — Фотографическая оптикаАрхивы: В. Федай — Объективы с маркой КМЗАрхивы: И. Бакланов — Создание Таиров
Объектив Таир-3 на кропе
Единственная «кропнутая» камера, которая есть у меня в распоряжении — это беззеркалка Olympus E-PM2 с кроп-фактором 2. К ней в свою очередь был приобретен переходник Canon EOS->M4/3, то есть, теоретически была возможность установить Таир-3 на Олимпус (через 2 переходника). Что из этого получилось?
Эквивалентное фокусное расстояние 600 миллиметров — вещь довольно специфичная. Чтобы снять что-то с рук, нужно очень сильно постараться. Если фокусировка при этом ручная, то без штатива вообще делать нечего, но я попробовал. Примеров фотографий пока немного и они не очень показательны, привожу их скорее в праздно-развлекательных целях.
Первая фотография — вид на трубу котельной из окна. Растояние до объекта — 139 метра (проверил по Яндекс.картам). На фотографии видно все вплоть до винтиков и капроновых стяжек, которыми стянуты кабели. Дело подпортил контровой свет — солнце находилось в передней полусфере, поэтому контрастность у фотографии просела. Бленду я тогда не использовал (а зря).
Вторая фотография — условия съемки могут показаться безумными. Поздний вечер, штатива нет, тем не менее… ISO200, 1/800 секунды, F/4.5 — этого хватило, чтобы «зацепить» луну и яркую звездочку рядом с ней. Как позже выяснилось, это был Юпитер.
Звездочка во вставке — планета Юпитер со 100% кропа. Шутки шутками, но именно Таир-3 на 2-кратно кропнутом Олимпусе мне позволил первый раз в жизни вживую увидеть диск планеты Юпитер. Съемки велись 7 мая 2017 года, в этот день Юпитер на небе был рядом с Луной.
Кстати, по размеру Луны на фотографии можно судить, как она будет смотреться при съемке с 600 мм объективом. Это, я думаю, заставит многих по другому смотреть на «картинки в Интернете», на которых Луна в половину неба, а на переднем плане какой-то пейзаж.
К сожалению, больше никаких других фотографий с кропнутой камеры, сделанных на Таир-3 пока нет, я постараюсь в обозримом будущем дополнить ими статью.
На кропе 2 (Micro 4/3) объектив Таир-3 произвел на меня весьма противоречивое впечатление. С одной стороны, 600 миллиметров это здорово, с другой — количество сюжетов, для которых эти 600 мм реально миллиметров нужны можно пересчитать по пальцам. Снимая с таким «приближением» без штатива делать нечего даже в солнечный день. Дело даже не в том шевеленке, чуть подняв ISO и установив выдержку 1/500 — 1/800 вполне можно делать резкие снимки, проблема в том, как сфокусироваться. Когда включаем на экране увеличение области фокусировки, при съемке с рук на экране не видно ничего, кроме отчаянно прыгающих пятен-объектов, на которые нужно умудриться навести фокус.
Разрешающая способность объектива, которой с запасом хватало на полнокадровые 13 мегапикселей (Canon EOS 5D), для кропнутой 16 мегапиксельной матрицы уже не хватает. На открытой диафрагме объектив заметно подмыливает и хроматит. При закрытии диафрагмы картинка улучшается, но все же остается далекой от идеала. Примерно такая же ситуация, я думаю будет наблюдаться на современных тушках с сенсором APS-C разрешением 24 мегапикселя.
Обзор Таир-33 4.5/300. Тест объектива Таир 33 F 4.5 300 mm
За возможность обзора объектива Таир-33 4.5/300 огромная благодарность Игорю Тихану.
Обзор Таир-33 4.5/300
Таир-33 – это среднеформатный объектив для камер с байонетом ‘Б’ и ‘В’. Обычно Таир-33 с байонетом ‘В’ от камер ‘Киев-88’ и ‘Салют’ идут без буквы ‘В’ в названии, а для камер ‘Киев-60’ с байонетом ‘Б’ (он же Pentacon Six) в названии объектива добавляют букву ‘Б’. Объектив существует в классической черной (как в этом обзоре) и в оправе типа ‘зебра’.
Вид просветления Таир-33 4.5/300
Мой объектив имеет байонет ‘В’. Как использовать советские старые объективы на современных камерах Nikon читайте здесь, а на Canon здесь. У Таир-33 существует узкопленочный младший брат-близнец Таир-3 4.5/300. Главным отличием Таир-3 и Таир-33 является то, что Таир-33 может работать на среднеформатных камерах с размером кадра 6Х6, а Таир-3 предназначен для узкоформатной 35-мм пленки. В связи с этим у объективов разная разрешающая способность, Таир-3 более резкий, чем его ‘старший брат’ Таир-33. Также Таир-33 имеет больший диаметр передней линзы и немного другую оптическую схему из 4-х линз в 3-х группах.
Диафрагма объектива Таир-33 4.5/300
Таир-33 большой и тяжелый, весит почти 2 килограмма. Когда я снимал на Таир-33, вес объектива выполнял роль стабилизатора. Приятно, что используя такой длиннофокусный объектив практически не заметно дрожание в видоискателе. Обычно легкие 300-мм объективы меня очень нервируют дрожанием картинки в оптическом видоискателе при съемке с рук, особенно на кропнутых камерах. Переживать за то, что объектив может вырвать байонет камеры не стоит. На объективе есть штативное гнездо, правда используется старый большой диаметр резьбы для треноги.
Шкала дистанции фокусировки Таир-33 4.5/300
Фокусировка у объектива очень плавная, кольцо фокусировки вращается на 360 градусов. Кольцо фокусировки широкое, металлическое. При фокусировке у объектива удлиняется хобот приблизительно на 5 см. При фокусировке передняя линза не вращается. Минимальная дистанция фокусировки составляет 3 метра. Диаметр передней линзы просто громадный, составляет аж 88мм.
Черный Таир-33 на современной ЦЗК
Мой экземпляр (черный, завода Арсенал) имеет 15 лепестков диафрагмы (хотя встречается информация про 16-ти лепестковые варианты). Лепестки диафрагмы металлические, находятся сразу за первой передней группой линз. У объектива есть кольцо установки и предустановки диафрагмы. Кольцо управления диафрагмой широкое, им легко пользоваться. На объективе можно установить любое значение F от F/4.5 до F/22.0. Кольцо предустановки диафрагмы имеет небольшой специальный выступ для удобства использования.
Sigma 50-500mm 1:4-6.3D HSM EX APO и Таир-33
Примеры фотографий
Несмотря на однослойное просветление, объектив неплохо переносит контровой свет, даже если снимать против солнца, поймать блики очень сложно. А вот контраст у объектива немного страдает. На F/4.5 видны сильные хроматические аберрации, а в зоне нерезкости яркий фрижинг (окрас контрастных деталей в зеленый и фиолетовый цвет). Примеры фотографий на Nikon D700 без обработки, на этой камере я использовал Таир-33 с переходником КП-88/Н.
Примеры фотографий на Canon 350D. ЭФР на кропнутой Canon 350D составляет аж 480мм. На Canon 350D я использовал Таир-33 с помощью переходников КП-88/Н + Nikon-Canon EOS. Примеры фотографий без обработки.
Личные впечатления
Объективов марки ‘Таир’ существует не так уж и много. Я не встречал ни одного среднеформатного объектива с классической линзовой конструкцией длиннее 300мм, из такой советской оптики Таир-33 самый длиннофокусный объектив для среднего формата. У объектива очень интересный рисунок. При 300мм фокусного расстояния и светосиле F/4.5, да еще и при 3-х метровой МДФ объектив очень сильно размывает дальний план. Таир-33 интересен для фото экспериметов.
Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’ и ‘Helios’ можете посмотреть по этой ссылке.
Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Объективы и акции на них смотрите на Moyo.ua.
Выводы:
Таир-33 – уникальный среднеформатный телеобъектив. Имеет приятный рисунок боке. Правда весит Таир-33 свыше 1700 грамм. Если нет страха перед большим весом объектива, то Таир-33 можно использовать для неспешной фотосъемки удаленных предметов, особенно, если при этом использовать штатив.
Материал подготовил Аркадий Шаповал. Обучение/консультации | Youtube | Facebook | Instagram | Twitter | Telegram.
Ссылки
Длиннофокусный объектив в фотографии — объектив с фокусным расстоянием, превышающим диагональ используемого кадра в 1,5 и более раз. В прикладных сферах иногда используется термин узкоугольный объектив, а в англоязычных источниках этот же тип оптики принято называть англ. Telephoto Lens. В кинематографе длиннофокусными считаются объективы, фокусное расстояние которых более чем вдвое превышает диагональ кадра киноплёнки. Объективы с угловым полем зрения 8° и менее (в малоформатной фотографии более 300 миллиметров), подразделяются в класс «cверхдлиннофокусных» (в англоязычной литературе — англ. Supertelephoto Lens).
Телеобъективами, в русскоязычной литературе, называются длиннофокусные объективы, длина которых меньше суммы их фокусного расстояния и рабочего отрезка. Это достигается использованием в схеме сильного отрицательного компонента в хвостовой части объектива, по типу телеконвертера, или зеркально-линзовой конструкции, на основе схемы Кассегрена, так же уменьшающую длину объектива.
Большое фокусное расстояние обеспечивает небольшой угол поля зрения, позволяя снимать удалённые объекты в крупном масштабе. Эффект при использовании длиннофокусного объектива тем больше, чем сильнее фокусное расстояние отличается от нормального объектива.
Кроме возможности съёмки крупным планом, ещё одной особенностью длиннофокусных объективов является небольшая глубина резкости. Это используется при портретной съёмке, позволяя выделить лицо и размыть фон. Перспективное сокращение при использовании длиннофокусной оптики преуменьшено, что также может использоваться как художественный приём. Небольшие углы поля зрения позволяют обеспечивать равномерные характеристики по всему полю изображения, благодаря относительной лёгкости коррекции полевых аберраций и астигматизма. В то же время, у длиннофокусных объективов в наибольшей степени проявляется хроматическая аберрация, прямо пропорциональная фокусному расстоянию. Для её уменьшения применяется апохроматическая коррекция, используются оптические материалы с низким коэффициентом дисперсии, например различные сорта низкодисперсионных стёкол и флюорит.
Длиннофокусная оптика в большей мере, чем любая другая, чувствительна к тряске. В фотографии это приводит к шевеленке даже при коротких выдержках, а при кино- и видеосъёмке вынуждает использовать штативы с панорамными головками, оснащёнными дорогостоящими демпферами. По этой причине в длиннофокусных объективах особенно востребовано применение оптической стабилизации.
В фотографии понятие длиннофокусного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона.
Отечественные длиннофокусные объективы выпускались под марками «Вега», «ЗМ», «Калейнар», «МТО», «ОБ», «ОКС», «РефлексРуссар», «Рубинар», «Таир», «Телеар», «Телезенитар», «Телемар», «ТОЗ», «Уран», «Фодис», «Юпитер», и др..
Объективы производства СССР |
---|
|
УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ
4.1. Схема укладки фотокомплекта типа ФС-12
1 — фотокамера «Зенит-12СДС» с объективом «Таир-3С» или «MC Таир-3С», закреплённые застёжкой текстильной;
2 — бленда;
3 — кассеты;
4 — сменный объектив с передней и задней крышками;
5, 6, 7 — светофильтры с посадочной резьбой М72×0,75 к объективу «Таир-3С» или «MC Таир-3С»;
8 — плечевые ремни, отвёртки;
9 — механизм спусковой с ремнём для ношения «Фотоснайпера»;
10 — плечевой упор.
Рис. 4.1
4.2. Основные узлы и детали «Фотоснайпера»
12 — фотокамера «Зенит-12СДС»;
13 — соединительный шнур;
14 — объектив «Таир-3С» или «MC Таир-3С»;
15 — бленда;
16 — штативный винт;
17 — спусковой крючок;
18 — опорное кольцо;
19 — прижимной винт;
20 — зажим плечевого упора;
21 — плечевой упор.
Рис. 4.2
23 — рукоятка взвода диафрагмы;
24 — кольцо установки диафрагмы;
25 — шкала диафрагмы;
26 — гнездо крепления плечевого упора;
27 — ушко крепления ремня к «Фотоснайперу»;
28 — винт регулировки упреждения диафрагмы;
29 — спусковой винт-толкатель;
30 — рычаг спуска диафрагмы;
31 — установочный кронштейн с отверстиями под посадочные штифты;
32 — фокусировочный барабан;
33 — шкала дистанции;
34 — индекс установки дистанции.
Рис. 4.3
4.2.1. Основные узлы и детали фотокамеры «Зенит-12СДС»
35 — рычаг автоспуска;
36 — кнопка включения автоспуска;
37 — штепсельное гнездо для лампы-вспышки;
38 — спусковая кнопка с гнездом под тросик;
39 — головка обратной перемотки плёнки;
40 — ушко крепления ремня к фотокамере.
Рис. 4.4
Вид сверху
41 — рукоятка обратной перемотки;
42 — диск светочувствительности плёнки;
43 — индекс установки светочувствительности плёнки;
44 — обойма для крепления лампы-вспышки с центральным контактом;
45 — защитная накладка;
46 — диск выдержек затвора;
47 — индекс установки выдержек;
48 — рычаг взвода затвора и транспортировки плёнки;
49 — западающая втулка обратной перемотки плёнки;
50 — лимб счётчика кадров;
51 — поводок лимба счётчика кадров;
52 — индекс установки лимба счётчика кадров.
Рис. 4.5
Вид снизу
53 — штативное гнездо;
54 — штепсельное гнездо для штекера соединительного шнура;
55 — спусковая кнопка затвора;
56 — втулка спусковой кнопки.
Рис. 4.6
Вид сзади
57 — гнездо кассеты;
58 — поводок кассетной катушки;
59 — заглушка гнезда для установки элемента питания;
60 — окуляр видоискателя;
61 — наглазник;
62 — приёмная катушка;
63 — откидная крышка фотокамеры;
64 — прижимной столик;
65 — мерный валик;
66 — полозки фильмового канала;
67 — кадровое окно.
Рис. 4.7
4.2.2. Поле зрения видоискателя
69 — линза Френеля;
70 — микрорастр;
71 — кольцевое поле матовой поверхности.
Рис. 4.8
4.3. Основные узлы и детали сменного объектива
72 — фокусировочное кольцо;
73 — шкала дистанций;
74 — индекс установки дистанции и диафрагмы;
75 — шкала глубины резкости;
76 — кольцо установки диафрагмы;
77 — шкала диафрагмы;
78 — шток.
Рис. 4.9
Точности:
М.Д. Мальцев в своей монографии «Расчёт допусков на оптиические детали» («Машиностроение», М., 1974 г.) так характеризует точностные особенности оптической схемы объектива, проявляющиеся, в том числе, при сборке:
Отклонениие первого воздушного промежутка сильно влияет на аберрации (±0,02–0,03 мм), а второго — слабее (±0,1–0,2 мм). К децентрировке чувствительны вторая и третья поверхности (биение поверхностей не более 0,005–0,01 мм). Менее чувствительны поверхности третьей линзы — мениска (биение до 0,01–0,02 мм), четвёртая (до 0,01 мм) и ещё слабее первая поверхность (не более 0,02–0,03 мм). Более опасны взаимный перекос второй и третьей поверхностей и разнотолщинность поверхностей мениска.
ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ И ПОРЯДОК РАБОТЫ
5.1. Подготовка «Фотоснайпера» к съёмке
Сборка «Фотоснайпера»5.1.2. Зарядка фотокамеры
Рис. 5.1
Рис. 5.2
Рис. 5.3
Рис. 5.4
5.1.3. Установка светочувствительности плёнки
Таблица значений светочувствительности плёнок
Шкала светочувствительности | — | 25 | — | 50 | — | 100 | — | 200 | — | 400 | — | ||||||
ГОСТ/ISO | 16 | 20 | 25 | 32 | 40 | 50 | 64 | 80 | 100 | 125 | 160 | 200 | 250 | 320 | 400 | 500 | 640 |
DIN | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
Рис. 5.5
5.1.4. Установка выдержки
Рис. 5.6
5.1.5. Установка диафрагмы на объективе «Таир-3С» или «MC Таир-3С»
Поверните по направлению стрелки на объективе рукоятку взвода диафрагмы до упора и возвратите её в первоначальное положение.
Выбранное значение диафрагмы установите против индекса поворотом кольца установки диафрагмы до лёгкого щелчка, подтверждающего фиксацию кольца.
До нажатия на рычаг спуска диафрагмы объектив остаётся открытым, а после нажатия происходит диафрагмирование объектива до значения, предварительно установленного кольцом .
При правильной юстировке механизма сначала должна установиться диафрагма объектива, а затем произойти спуск затвора. Если происходит сначала спуск затвора, а затем диафрагмирование объектива (или оба действия одновременно), механизм требует несложной подрегулировки. Это достигается путём ввёртывания или вывёртывания винта в рычаге спуска диафрагмы . Для регулировки винта необходимо объектив с фотокамерой отсоединить от спускового механизма, а для проверки правильности работы вновь их соединить в порядке, указанном в разделе
Для уменьшения вибраций и шума в необходимых случаях обеспечена возможность разблокирования «прыгающей» диафрагмы объектива, для чего, нажав на рычаг спуска диафрагмы и придерживая кольцо диафрагмы, плавно закройте её до значения, установленного кольцом предварительной установки, затем произведите фотографирование нажатием на спусковой крючок.5.1.6. Определение экспозиции
Правильная экспозиция обеспечивается сочетанием диафрагмы, выдержки и светочувствительности фотоплёнки.
В правой части видоискателя видны светящиеся диоды.
Если светится верхний диод — экспозиция избыточная, если светится нижний диод — недостаточная;
Рис. 5.7
5.1.7. Наводка на резкость5.1.8. Определение глубины резкостимм5.1.9. Фотографирование «Фотоснайпером»сс
Таблица глубины резкости объектива «Таир-3С» или «MC Таир-3С» (f=300 мм)
1 | 4,5 | 5,6 | 8 | 11 | 16 | 22 |
Д (м) | от–до | от–до | от–до | от–до | от–до | от–до |
3 | 2,99–3,01 | 2,98–3,02 | 2,98–3,02 | 2,97–3,03 | 2,96–3,05 | 2,94–3,07 |
3,5 | 3,48–3,52 | 3,48–3,52 | 3,47–3,54 | 3,45–3,55 | 3,43–3,57 | 3,41–3,60 |
4 | 3,97–4,03 | 3,97–4,04 | 3,95–4,05 | 3,93–4,07 | 3,91–4,10 | 3,87–4,14 |
5 | 4,95–5,05 | 4,94–5,06 | 4,92–5,08 | 4,89–5,12 | 4,84–5,17 | 4,78–5,24 |
6 | 5,93–6,07 | 5,91–6,09 | 5,88–6,13 | 5,83–6,18 | 5,76–6,26 | 5,68–6,37 |
8 | 7,87–8,14 | 7,84–8,17 | 7,77–8,25 | 7,69–8,34 | 7,55–8,51 | 7,40–8,72 |
10 | 9,79–10,22 | 9,74–10,28 | 9,63–10,40 | 9,50–10,56 | 9,29–10,85 | 9,05–11,20 |
15 | 14,50–15,53 | 14,39–15,67 | 14,14–15,98 | 13,85–16,38 | 13,38–17,10 | 12,86–18,05 |
20 | 19,11–20,98 | 18,90–21,24 | 18,47–21,82 | 17,96–22,59 | 17,16–24,02 | 16,30–25,99 |
40 | 36,48–44,30 | 35,71–45,49 | 34,14–48,35 | 32,37–52,47 | 29,81–61,18 | 27,22–76,49 |
80 | 66,84–99,60 | 64,26–105,97 | 59,29–123,19 | 54,07–154,66 | 47,16–269,92 | 40,92–∞ |
∞ | 400–∞ | 322–∞ | 225–∞ | 164–∞ | 113–∞ | 82–∞ |
мм
5.2. Подготовка фотокамеры «ЗЕНИТ-12сдс» со сменным объективом к съёмке
5.2.1. Сборка фотоаппарата.5.2.2. Зарядка фотокамеры5.2.6. Определение экспозиции5.2.7. Наводка на резкость5.2.8. Определение глубины резкостимм5.2.9. Фотографирование фотоаппаратомс5.2.10. Фотографирование с автоспуском
Рис. 5.8
с5.2.11. Фотографирование с лампой-вспышкойс
Рис. 5.9
5.2.12. Работа со сменными объективами и съёмка с близкого расстояниямм
В
Рис. 5.10
Примеры, снятые объективом Таир-3 4,5/300
Все примеры сняты на фотоаппарат Nikon D3100 на открытой диафрагме. Експорт из RAW без постобработки.
Резкость Таир-3 4,5/300
Объектив имеет хорошие показатели резкости. Самая лучшая резкость проявляется на расстоянии 30-40 метров.
На открытой диафрагме при определенных сценах наблюдаются небольшие хроматические аберрации.
В ближнем поле фокусировки на открытой диафрагме резкость хорошая для портретов.
При прикрытии диафрагмы до значения f/ 5,6 аберрации частично пропадают. При диафрагме f/ 8 резкость существенно улучшается, исчезают практически все аберрации.
Резкость на бесконечности
Рисунок и боке Таир-3 4,5/300
Объектив при таком фокусном расстоянии и светосиле хорошо отделяет объект от фона, при съемке портретов хорошо размывает задний план.
Боке красивее всего, когда фон значительно отдален от объекта съемки. Даже на расстоянии 40 метров можно получить хорошее выделение объекта от фона.
Боке у Tamron 1:5,6 f=300mm, который на 1 стоп темнее, мне нравится больше.
Контраст и цветопередача Таир-3 4,5/300
К сожалению, объектив показал слабый контраст, даже с использованием бленды.
Качество фотографий желает лучшего и требует коррекции контраста.
Он боится контрового и сильного бокового света.
То же относится и к цветопередаче. Изображения слегка отдают желтизной.
Но в целом контраст не на много хуже остальных советских объективов. Я бы сказал для советских объективов такая цветопередача это норма, и требовать от объектива с тремя линзами и однослойным просветлением чего-то большего не стоит.
Говорят, что МС версия объектива немного лучше, но полностью не устраняет этих недостатков.
Если снимать с блендой в яркую солнечную погоду, и не пускать в кадр сильные источники света, то можно получить вполне приемлемое качество фотографий.
Выводы
Таир-3 4,5/300 прежде всего интересен своей светосилой и резкостью. Светосила f/ 4,5 позволяет снимать в пасмурную погоду и даже ночные пейзажи и астрофото.
Но в плане контраста и цветопередачи он проигрывает аналогичным объективам.
Tair-3 4,5/300 Example Photos
I took all examples on camera Nikon D3100 on wide open. RAW export without any post-processing.
Tair-3 4,5/300 Sharpness
The lens has good sharpness. The best sharpness saw at a distance of 30-40 meters.
On the wide-open, there are certain scenes with slight chromatic aberration.
On the close focusing on the aperture, the sharpness is good for portraits. When closing the aperture to a value of f/5,6, aberration partially disappears. At f/8 is greatly improved sharpness, disappearing almost all aberration.
Sharpness at Infinity mode
Tair-3 4,5/300 Character and Bokeh
The lens at this focal length and aperture nicely separates the object from the background in portraits good blurs the background.
Bokeh beautiful when the background is much distant from the subject. Even at a distance of 40 meters, you can get a good selection of the object from the background.
But in general, I do not really like bokeh. However, it is a subjective opinion.
Tamron 1:5,6 f=300mm i like more.
Tair-3 4,5/300 Color Render and Contrast
Unfortunately, the lens showed low contrast, even with the hood.
Photo quality requires correction of contrast.
It is afraid of the strong backlight and sidelight.
The same applies to color reproduction. The images give a slightly yellowish.
But in general, the contrast is not much worse than the rest of the Soviet lenses. I would say to the Soviet lenses, such color reproduction is the norm, and to demand from the lens with three lenses and a single layer coating something more is unnecessary.
MC version of the lens a bit better but does not eliminate these disadvantages. If you shoot with a hood of a bright sunny day and are not allowed in the frame’s strong light sources, you can get good quality pictures.
Summary
Tair-3 4.5/300 especially interesting for its fastest and sharpness. Aperture f/4,5 allows shooting in cloudy weather and even night landscapes and astrophotography.
But in terms of contrast and color, it worse than the same lenses.
таир-3 фс 300/4.5 — Сайт профессионального фотографа в Киеве
Объектив Таир 33 выпускался киевским заводом Арсенал (знакомому мне по отличному Гелиосу 81Н). Какого года мой экземпляр сказать не могу, но мысль о том, что он может быть меня в 2 раза старше, будоражит.
Итак, что это за зверь такой Таир 33В 300мм 4.5? Объектив выпускался для среднеформатных пленочных камер Салют, что сделало поиск переходника на Canon нелегким занятием. Переходник был найден, объектив благополучно накручен на камеру. Или камера на объектив — ведь его размеры просто монструозны.
Светосила 4.5 на 300мм за небольшие деньги — это здорово. Но что можно сказать о качестве изображения?
Пример фото на Таир 300мм до обработки:
Фото на Таир 300мм после обработки:
Мои наблюдения:
Объектив совершенно нерезкий. При наведении на резкость у меня с ним постоянно было ощущение, что я не попадаю в фокус. Ведь даже, когда объект в фокусе, его резкость оставляет желать лучшего. Благо, на видео это не так ощущается. Говорят, что Таир 3 300мм более резкий, чем Таир 33 300мм. У меня нет возможности это испытать.
Контровый свет убивает картинку. Любой боковой или, тем более, контровый свет, вызывает ужасные засветы. Просветление, видимо, отсутствует как явление. Рассматривая объективы от Canon я даже не останавливаюсь на это параметре. Но работая с советской оптикой, это надо всегда иметь ввиду. Гелиос 81Н также боится контрового света, но все же с грехом пополам его терпит. В случае с этим Таиром, контровый свет просто убивает картинку.
Вес и габариты.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Недавно в обзоре Canon Ef 135 f2L USM я был выразил недовольство касательно его веса. Этот Canon просто пушинка по сравнению с Таир 33В 300мм 4.5. Этот Таир сделан под среднеформатные камеры, следовательно в нем еще больше стекла, чем в объективах на 35мм. Ведь еще существует версия Таир 3 300мм, весящая где-то на 200грамм меньше. Вес Таир 33 достигает 1700грамм. Съемка с рук противопоказана. Только штатив, только хардкор (я по этому случаю купил монопод).
Цветопередача — никакая. Цвета блеклые и не контрастные. В графическом редакторе это можно исправить, до какой-то степени.
- Что неимоверно радует — это боке. Оно мягкое, плавное, объемное. Поэтому снимать портреты на него по-своему интересно.
- Виньетирования нет в принципе.
Забыл сразу упомянуть — конечно же объектив имеет ручную фокусировку. Как на него можно снимать дикую природу — я себе трудно представляю. Ручная фокусировка на 300мм — это дело вдумчивое и длительное. Если вам нужно снять быстро движущийся объект на 300мм без автофокуса не обойтись.
Итак, что можно делать с этим объективом? (в плане фотосъемки)
Если изрядно помучиться, на него можно снять интересный портрет. Придётся бегать со штативом вокруг модели на расстоянии метров 10. Модель будет не очень резкой — это плюс в плане ретуши. Красивое боке на заднем плане и сильнейшая компрессия пространства на 300мм дают интересный эффект.
На него интересно снимать видео издалека. Поставить камеру на штатив и следить за кем-то или чем-то. Днём и желательно в тени. Яркий солнечный свет вызывает проблемы.
Для защиты объектива рекомендую использовать защитные фильтры Hoya. Хотя для этого монстра можно обойтись и так) Ему всё нипочём.
Рекомендую статью про различные переходники для винтажной оптики.
Общие выводы
Про Таир-3 я могу сказать только одно — стекло само по себе интересное, но очень уж специфичное, так скажем, не для каждого. Если сравнивать с бюджетными зумами Canon, Nikon, Sigma, Tamron, то Таир-3 даст им фору по качеству картинки на 300 миллиметрах даже на открытой диафрагме, а если ее прикрыть до 8-11, то по резкости он будет сравним с оптикой более высокого класса.
Таир-3 — объектив для энтузиастов, которых невозможно напугать весом, габаритами и необходимостью использования всяких переходников и прочих технических ухищрений. Объектив при должном старании вполне может дать вполне художественную картинку. Как оказалось, его можно даже использовать для любительской астрофотографии. Где-то читал, что к нему можно приладить окуляр (через очередной переходник) и использовать как поздорную трубу.
В конце концов, за те деньги, которые он стоит — сейчас неубитый экземпляр можно найти за 4-5 тысяч рублей — это отличное стекло.
На этом все!
p.s. Выражаю огромную благодарность Роману Евгеньевичу Трушину, предоставившего мне этот объектив в безвозмездное пользование!