Всё о стабилизации изображения: стабилизация на матрице, в объективе, электронная

Характеристики объективов

Какая из систем стабилизации лучше

Цифровой компенсацией шевеленки оснащаются все бюджетные камеры карманного формата, некоторые модели экшн-камер, видеокамер и мобильных телефонов. В моделях высокого уровня цифровая стабилизация может быть выполнена в виде отдельной опции, которую можно отключить. Цифровой стабилизатор надёжен, так как в нём отсутствуют механические детали, и не повышает стоимости фотокамеры. Вместе с тем, качество фотостабилизации невысокое. Оптический механизм, установленный в объективах, несмотря на ряд недостатков, может считаться более эффективной системой, чем цифровой и матричный.

Тип

Стабилизатор – фиксирует положение камеры и тем самым стабилизирует картинку при съемке, когда фотограф или видеограф идет, бежит, поднимается или спускается по лестнице. Стедикам позволяет комфортно вести съемку под любым ракурсом и углом. Недостатки: высокая стоимость, большой вес.

В зависимости от модели стедикам имеет одну или несколько осей стабилизации:

  • наклон – движение камеры вниз-вверх;
  • поворот – движение камеры вправо-влево;
  • вращение – движение камеры вокруг своей оси по горизонтали.

Различают два вида стабилизаторов.

  • Механический – гасит вибрацию посредством противовесов. Отличается сравнительно низкой ценой, высокой прочностью и надежностью (устойчив к ударам, воздействию воды, песка, грязи). В то же время механическая модель тяжелая, сложная в настройке, раскачивается на ветру и при ходьбе, затрудняет съемку панорам и смену планов.
  • Электронный – гасит вибрацию за счет сенсоров и электрических моторов. Такая модель легкая, не требует настройки, устойчивая на ветру и при движении, позволяет контролировать запись. Эти преимущества оборачиваются недостатками: высокой стоимостью, хрупкостью и низкой надежностью (чувствительность к внешним воздействиям).

Механический стедикам имеет смысл приобретать только для работы в условиях, когда фотограф / видеограф не может подзаряжать аккумулятор (длительные съемки в лесу, горах и местности со сложной погодой). Во всех остальных случаях лучше переплатить и выбрать электронный стедикам.

Выбирая электронный стабилизатор, обратите внимание на наличие:

  • трех электродвигателей – для стабилизации по трем осям;
  • двух режимов (минимум) – фиксированное положение и панорама;
  • креплений для различных объектов – авто, велосипеда, шлема;
  • емкого аккумулятора (например, АКБ на 900 мАч обеспечивает до 5 часов работы).

В качественном стабилизаторе кнопки управления камерой находятся на рукоятке, а внешние кабели – отсутствуют. Эти детали легко выходят из строя и снижают надежность девайса.

Важно: обратите внимание на расположение рукоятки стедикама: лучше выбрать модель, где ручка находится снизу, а не сбоку – это делает съемку комфортнее. Плечевой упор – дешевле, компактнее, мобильнее, удобнее в работе, чем стедикам. Риг не нуждается в настройке и не требует от фотографа / видеографа специальных навыков

Риг не нуждается в настройке и не требует от фотографа / видеографа специальных навыков

Плечевой упор – дешевле, компактнее, мобильнее, удобнее в работе, чем стедикам. Риг не нуждается в настройке и не требует от фотографа / видеографа специальных навыков.

Плечевой упор позволяет легко поворачивать камеру и снимать под разными углами. Минусы: плохо стабилизирует картинку при быстром шаге или беге, имеет ограничения по весу (применяется в тандеме лишь с легкими и средними камерами).

При выборе плечевого упора обратите внимание на наличие:

  • фиксирующего ремня, предотвращающего камеру от падения;
  • креплений для аксессуаров, которые планируется установить на риг.

Начинающим фотографам и видеографам желательно выбрать плечевой упор. Работа с ригом поможет научиться основам съемки в движении. Затем – по мере роста мастерства – можно задуматься о покупке стедикама.

Важно: рекомендуется вести съемку с плечевого упора при включенной системе стабилизации изображения в самой камере. При отсутствии такой опции картинка все равно будет дрожать, правда, не так сильно, как при съемке с рук

Держатель – приспособление для съемки с автомобиля или другого транспортного средства.

Слайдер – рельс с кареткой для равномерного и плавного перемещения камеры относительно объекта (горизонтальное панорамирование, плавный наезд / отъезд от объекта). Устройство можно устанавливать на ровную или наклонную поверхность. Слайдер имеет большие габариты, что затрудняет его передвижение с места на место. Оптимальное решение для съемки статичных объектов.

Слайдеры подразделяются на прямые и радиусные: в одном случае каретка с камерой движется по прямой линии, во втором – по кривой.

Платформа – играет ту же роль, что и слайдер. Оснащается колесиками, что позволяет выполнять движение по прямой линии или по окружности. Платформа способна двигаться с разной скоростью – это дает видеографу больше возможностей при съемке объекта.

Общие рекомендации по выбору систем стабилизации:

  • устройство должно быть удобным для оператора (попробуйте несколько моделей и оцените комфортность работы с каждой);
  • крепления камеры и системы стабилизации совместимы друг с другом, люфты между ними не допускаются.

Оптическая стабилизация изображения (OIS)

OIS — это аппаратное решение, которое использует гироскоп с микроэлектромеханической системой (MEMS) для обнаружения движения и соответствующей настройки системы камеры. Например, если вы держите смартфон, и ваша рука слегка движется влево, система OIS улавливает это и немного сдвигает камеру вправо.

Это аппаратное решение, которое не требует обрезки изображения, что означает, что телефон использует полное считывание сенсора для захвата фотографии. Побочным продуктом этого является видео с нулевым искажением, поскольку вы не получаете эффекта желе, который возникает при цифровой стабилизации. OIS также обеспечивает гораздо более естественное видео, поскольку вы не применяете эффект к видео.

Создание хорошего оборудования OIS не из дешевых, что увеличивает стоимость материалов и, в конечном итоге, означает, что вы будете платить больше за свой смартфон с OIS. Он также превращает типично статический элемент, модуль камеры, в другую движущуюся часть. Это очень редко, но иногда движущиеся части системы OIS могут работать неправильно.

OIS — полезный инструмент, когда вы снимаете видео или фотографии. Он особенно эффективен в условиях низкой освещенности , когда затвор камеры может быть открыт дольше. Без OIS это может привести к размытым фотографиям из-за легкого движения руки. При включенной оптической стабилизации изображения устраняются легкие дрожания, что делает фотографии более четкими. То же самое и с телеобъективами , где малейшие толчки усиливаются из-за гораздо более узкого поля зрения.

Возможно вам понравится PlayStation 5 — новое качество и возможности

Что значит «стабилизатор объектива компенсирует стопы экспозиции?»

Я уже давно постоянно говорю, что уровень развития большинства современных «фотограферов» стремится к нулю, но на Ютубе меня просто задрали спрашивать одно и то же: что я имею ввиду, когда говорю, что стабилизатор объектива компенсирует 3-4 стопа экспозиции. Причем, некоторые имбецилы пишут, что это вообще невозможно. Невозможно быть такими тупыми, ребята.

Если же вы попали на этот сайт через поисковик в целях самообразования, то я рад вас видеть и первый абзац не имеет к вам никакого отношения. 

Для начала, про компенсацию стопов экспозиции говорю не только я, но и производители объективов пишут это либо в расширенных технических характеристиках, либо в разделах типа «features».

Отвечаю на вопрос быстро: Если стабилизатор компенсирует 3 стопа экспозиции, то это упрощенно означает, что вы можете получить условно одинаковые по качеству снимки на выдержках 1/15 сек и 1/125 секунды (со стабилизатором и без него соответственно).

Для тех, кто так ничего и не понял расскажу подробнее:

1 шаг ступени экспозиции (стоп, f-stop) — это изменение количества светового потока, попадаемого на матрицу, в 2 раза.

Если мы не меняем значение диафрагмы, то количество света ограничивается только выдержкой (скоростью затвора). Напишем этот ряд (принятый в фотоаппаратуре), в котором каждая следующая выдержка пропускает в 2 раза меньше света, чем предыдущая:

1/2 сек

1/4 сек

1/8 сек

1/15 сек

1/30 сек

1/60 сек

1/125 сек

1/250 сек

1/500 сек

1/1000 сек

1/2000 сек

1/4000 сек

1/8000 сек.

Каждый шаг этого ряда и есть стоп экспозиции. Соответственно, если вы снимаете объективом, который компенсирует 4 стопа экспозиции, это значит, что снимая на выдержке 1/8 сек в кадре не будет «шевелинки» так, как будто вы бы снимали без стабилизатора но с выдержкой 1/125 сек.

Или если вы снимаете на этот же объектив со стабилизатором с выдержкой 1/60 сек, то (по замыслу инженеров) выглядеть это должно так же, как без стабилизатора на выдержке 1/1000 сек.

Как видите, все предельно просто.

Стабилизаторы изображений против светосильных объективо

Для того, чтобы получить резкий не размытый снимок сделанный с рук (или в движении), нужно учитывать выдержку при съемке – потому, что чем длиннее выдержка, тем больше можно намазать на снимке.

Стабилизаторы изображения

Почти всегда, если диафрагма объектива открывается на величину большую F2.8, пишут, что объектив идеален для съемок в вечернее и даже в ночное время. В чем-то они правы, но работая и снимая с рук, я пришел к выводу, что больше подходит стабилизатор VR в объективе, нежели большая светосила.

Снимая с рук и пользуясь золотым правилом, что число, отвечающее за выдержку, должно быть больше чем эффективное фокусное расстояние. Например, если вы снимаете на фокусном расстоянии в 35мм, выдержка должна быть не больше 1/35 секунды, обычно это 1/60 и более короткие выдержки. Но когда используешь объектив с подавлением вибраций, это правило сильно меняется.

Для популярных и всеми известных производителей камер и объективов существует свое обозначение функции уменьшения вибраций. Ниже приведен список самых популярных обозначений.

Стабилизаторы, встроенные в объектив:

Canon: IS – Image Stabilization (стабилизатор изображения)

Nikon: VR – Vibration Reduction (подавитель вибраций)

Panasonic: O.I.S. – Optical Image Stabilizer (оптический стабилизатор изображения)

Sony: Optical Steady Shot (оптический стабилизатор съемки)

Tamron: VC – Vibration Compensation (Компенсация при вибрациях)

Sigma: OS – Optical Stabilization (Оптический стабилизатор)

Стабилизация, встроенная в камеру:

Pentax: SR – Shake Reduction (Подавление дрожания)

Olympus: IS – Image Stabilizer (Стабилизатор изображения)

Sony: SSS – Super Steady Shot (Супер стабилизатор съемки)

Konica Minolta: AS – Anti-Shake (Анти-дрожание)

Я объясню достоинства подавления вибраций  на примере объектива с функцией подавления вибраций Nikon 18-105mm f/3. 5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor (рассчеты можно производить и для других объективов). Если для того, чтобы получить приемлемый снимок на фокусном расстоянии 105мм (что является уже средним телевиком) нужно использовать параметры камеры, при которых выдержка должна быть меньше чем 1/105 или даже 1/150 (учитывая кроп) по правилу, описанному выше. Обычно число выдержки, которое можно выставить на камере соответствует 1/125 секунды. Учитывая, что данный объектив, как и большинство зумов является не светосильным (темным) при диафрагме F5.6, нужно использовать высокие значения ISO, которые дадут много шумов.

Если же на объективе включить функцию VR, то можно с тем же успехом снимать на выдержках порядка 1/20 секунды, уменьшив таким образом ISO.

Почему так происходит? Производитель в технических характеристиках указывает, что объектив или камера с подавлением вибраций может работать с выдержками на несколько ступеней короче (длиннее) чем без него. В данном случае это 3 ступени. 3=8 (два в третьей степени). Вот и получаем 1/125 поделить на 8 приблизительно равно 1/15 секунды.

Данные расчеты действительно близки к истине, но из-за того, что производители накручивают показатели, более менее правдивое значение узнается только в практике.

Для данного объектива при 105мм фокусного расстояния (что в пересчете на ЭФР дает 157 мм) минимальная выдержка при съемке с рук допустима в районе 1/15-1/30.

Пример фото сделанного с рук, параметры съемки в подписи картинке.

1 / 25 sec ISO 1600 F5.6 105 mm Nikon d40 + Nikkor 18-105 VR 3.5-5.6 съемка с рук

Все эти вычисления имеют силу для любых объективов или систем подавления.

1/2 секунды 45mm ISO 200 F4.5 Nikkor 18-105

Как видим на фото выше, при выдержки в 1\2 секунды (что в обычных условиях является очень длинной выдержкой), получаем абсолютно приемлемое качество картинки с рук при низких ISO.

Раньше, всего пару лет назад, фотографы, при длительных выдержках, должны были пользоваться штативом, или светосильными объективами. 2= приблизительно 9).

Получаем, что выигрыш со светосильным объективом дает уменьшение выдержки в 9 раз, а при использовании VR в 8 раз. На практике работают оба метода при съемке в мало освещенных территориях.

Лично для меня удобно использовать и подавление вибраций и светосильные фиксы. У каждого свои достоинства.

Вывод: оптические стабилизаторы отлично подходят для длиннофокусных объективов и для съемок при малом освещении, давая выигрыш в уменьшении выдержки без боязни получить смазанный кадр.

Не забывайте про промощь проекту

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал

Для чего нужна стабилизация изображения?

Мы говорили о ситуациях, когда вам не нужна стабилизация изображения или контроль вибрации. Но в каких случаях было бы полезно иметь объектив со стабилизацией изображения?

  • Вы снимаете стационарные объекты при слабом освещении. В этой ситуации IS может помочь улучшить ваши изображения, потому что вы можете снизить скорость затвора. Это также может позволить вам настроить другие параметры для улучшения изображений, например, закрыть диафрагму для большей глубины резкости или уменьшить ISO для уменьшения шума на изображениях.
  • Вы снимаете на телеобъектив или супер-телеобъектив, но вам не нужна быстрая выдержка, чтобы остановить действие. Вместо установки скорости затвора в соответствии с обратным правилом вы можете понизить скорость затвора на несколько ступеней (в зависимости от ваших способностей IS) без использования штатива.
  • Вы снимаете при ветре или например с вибрирующего моста.
  • Вы снимаете движущийся объект, и вам нужна помощь в стабилизации изображения в видоискателе. В зависимости от IS вашей камеры качество изображения может немного ухудшиться. Но это может быть предпочтительнее, чем пропустить кадр полностью.
  • Вы снимаете видео без штатива. Вы обязательно заметите улучшение качества, видео хотя это и неполноценная замена штативу.

Что такое стабилизация изображения?

Стабилизация изображения уменьшает небольшие движения, которые вы совершаете, когда держите камеру в руках. Почти незаметно. Вы заметите дрожание камеры при медленных выдержках.

Это происходит потому, что мы не можем удержать камеру достаточно неподвижно, чтобы сделать чистый снимок, поэтому появляется небольшое размытие. Вы можете увидеть это, если увеличите изображение с четкой линией или источником света.

Дрожание камеры более заметно при увеличении изображения. Съемка с выдержкой 1/4 секунды при f/8.0, ISO 5000.

Если вы всегда снимаете на быстрых выдержках, то вам, вероятно, не нужна технология стабилизации изображения. Затвор открыт недостаточно долго, чтобы изображение размылось.

Если вы всегда используете штатив, то дополнительная стабилизация вам также не нужна. Подробнее о том, когда следует отключать эту функцию, мы поговорим далее в статье.

Стабилизатор изображения в объективе — полезная фича, или разводилово?

Рассмотрим простой пример: съёмка вечернего пейзажа. Солнце уже скрылось за горизонтом, и на минимально приемлемом ISO 800 фотоаппарат советует выставить выдержку 1/4 при f5.6. Понятное дело, что идеально резкий снимок при таких условиях не получишь даже широкоугольником. Можно конечно наделать миллион дублей, и потом выбрать из них самый резкий, но понятно, что и он тоже будет не супер. Как раз в такой ситуации производитель и советует воспользоваться стабилизатором. Включив его, фотограф при тех же установках диафрагмы и ISO, может снимать уже как на выдержке 1/60, что позволит надеяться на снимок очень приличного качества.

Но если тот же самый фотограф решится удалить с поверхности своего черепа мозгового слизня, посаженного туда маркетологами, и воспользуется штативом, то вдруг выяснится, что — о чудо! — теперь он может выставить ISO 100, f8.0, и полностью наплевать на выдержку! Ну и раз пошла такая пьянка, он также может выставить задержку срабатывания затвора, и предварительный подъём зеркала, что позволит ему на все сто процентов использовать и потенциал своей матрицы и резкостные характеристики объектива.

Так что, господа, я авторитетно утверждаю: при съёмке в полутьме ни один говностаб, насколько бы он не позволял удлинить выдержку, не даст того качества картинки, которое можно получить на длинной выдержке и низком ISO. Ни один! Никогда! Даже не пытайтесь спорить.

Не сомневаюсь, что у многих моих читателей в мозгу уже созрел язвительный вопрос: — «Слушай, если ты такой умный, попробуй поснимать со штатива что-нибудь движущееся, например людей!». Ну что ж, рассмотрим вариант съёмки движущихся объектов. И тут нас ожидает неприятный сюрприз — оказывается, стабилизатор гасит только движение рук фотографа, и никак не воздействует на движение снимаемого объекта. Какая неприятность!Так что в случае, когда мы фотографируем например дирижёра, стоящего у пюпитра, стабилизатор прекрасно справится с пюпитром, а вот руки дирижёра превратятся в полупрозрачные крылья. (Во что превратится дирижёрская палочка, я вам даже говорить не стану). Оркестр тоже весь к свиньям собачьим размажется, получатся скрипачи с размытыми смычками, и однорукие виолончелисты. Так что и в этом случае стаб не поможет, нам неизбежно придётся задирать ISO, и до максимума открывать диафрагму.

Ну и чтобы забить последний гвоздь в крышку гроба оптического стабилизатора, я упомяну что любой объектив со стабилизатором гораздо лучше снимает именно тогда, когда стабилизатор выключен. Ещё раз, медленно:

Если вы установили фотоаппарат на штатив, и снимаете на короткой выдержке, то снимки на которых стабилизатор включён, по резкости будут уступать тем снимкам, на которых стабилизатор выключен.

Тут я боюсь, у многих может произойти разрыв шаблонов — как же так?! Ведь стаб предназначен именно для того, чтобы получать резкие фотокарточки!?

А вот это уже не что иное, как тлетворное влияние рекламы, которая засирает мозг покупателя уверениями в том, что стаб позволяет получать кристально резкие снимки. А по сути дела дополнительный моторчик, жужжащий внутри объектива, даёт свои собственные вибрации, весьма заметно снижая исходное разрешение оптики. Собственно, этот моторчик вообще предназначен только для ситуаций, когда без него получить резкий снимок просто не получится. Но многие пользователи держат его включённым постоянно, — и днём, на солнечной улице, и что ещё смешнее, вечером, снимая со вспышкой. Они и понятия не имеют о том, что стабилизатор отъедает часть резкости, и весьма неиллюзорно хавает батарейку.

Так на кой же тогда чёрт, спросите вы, вообще сдался стабилизатор, если от него нет никакой пользы? Но не будем торопиться с выводами, польза есть, например тот же Кэнон, продавая свои стабилизированные линзы, весьма неплохо на этом наживается. Ну и плюс иногда, когда фотографу лень заморачиваться, и плевать на результат, стаб всё же может помочь получить минимально приемлемый снимок.

P.S. Если Кэнон подарит мне например 135/2.0, я в тот же день перестану приводить его в пример самой хапужной конторы на свете.

Эксперименты с блюдцем

Быстро перемещаясь по дому с блюдцем, наполненным водой, я старался не пролить воду, применяя при этом разные приёмы и подручные средства.

Вот выводы, по этому эксперименту, которые, для лаконичности, я ограничил всего тремя пунктами:

1. Удобнее переносить блюдце на большом тяжёлом подносе, чем в руках.

2. Удобнее переносить блюдце одной рукой, чем двумя.

3. Удобнее переносить одной рукой блюдце на подносе, лежащем на дне полиэтиленового мешка, чем в случаях, описанных в пунктах 1 и 2.

Опыты позволили сделать два очевидных заключения.

1. Чем больше масса камеры, тем проще сгладить резкие движения при её перемещении.

2. Демпфировать движение камеры проще одной рукой.

Вы можете сказать, что подобные выводы можно было сделать и на основании умозрительных экспериментов. Не спорю. Просто, прежде чем браться за инструменты, мне хотелось убедиться в правильности своих догадок, ведь на рынке стабилизаторов изображения я не нашёл простых решений для съёмки в движении. Раз всё так просто, то почему их никто не производит…

Как работает оптическая стабилизация (OIS) и нужна ли она в смартфонах?

Из года в год на пользовательском рынке продаются все более продвинутые смартфоны, в начинке которых часто применяются различные инновации. Тенденция к совершенствованию также относится к камерам смартфонов, которые за последние годы получили множество новых функций и возможностей. Одной из таких инноваций стала оптическая стабилизация изображения (OIS), о которой мы сегодня и поговорим. В данном случае мы говорим о методе, с помощью которого снижается размытие на фотографиях, что достигается с помощью автоматического смещения линз камеры и позволяет компенсировать смещение или вибрацию самой камеры в ходе съемочного процесса. Применение оптической стабилизации изображения позволяет снимать великолепные фотографии и видео благодаря четкости и плавности. В этой статье мы коротко обсудим, что из себя представляет оптическая стабилизация изображения и с чем ее едят. Возможно, при покупке следующего смартфона вы выберете модель с учетом этой функции, ведь не секрет, что многие пользователи берут в расчет только мегапиксели камеры, забывая о прочих не менее важных характеристиках.

Появление функции оптической стабилизации изображения пришлось на 90-е годы. Именно тогда эта функция впервые была интегрирована в коммерческие устройства. Уже тогда некоторые фотокамеры и зеркальные объективы были оснащены оптической стабилизацией изображения, которая позволяла добиться высокого качества фотографий без применения штативов. Как уже отмечалось, принцип работы OIS заключается в смещении оптических элементов, таких как линзы. Именно за счет этого дрожание камеры не портит фотографии и видео.

На сегодняшний день этой функцией оснащены многие флагманские смартфоны. Тем не менее, ее принцип работы в мобильных аппаратах несколько отличается от традиционных объективов, что обусловлено меньшими размерами сенсоров. Кроме того, в камерах смартфонов необходимо получить достаточно света, в то время как условия для съемки могут быть неблагоприятными.

Камера, в оснащение которой входит функция OIS, умеет определять перемещение смартфона в пространстве благодаря специальным датчикам – мы говорим о гироскопе и вычислителе. После этого начинается смещение линз в разные стороны для того, чтобы оказать противодействие дрожанию. Метод, о котором мы упомянули называется аппаратной оптической стабилизацией изображения, в то время как существует еще программная электронная. Действие цифровой оптической стабилизации обеспечивается за счет программного обеспечения, которое позволяет снизить негативное влияние движения на фотографии.

Тем не менее, несмотря на ряд преимуществ, в некоторых случаях применение функции OIS бесполезно. В частности, речь идет о быстро движущемся объекте, который просто невозможно зафиксировать. Кроме того, если само устройство очень сильно трясется, то оптическая стабилизация изображения помогает лишь в некоторой степени. Это обусловлено тем, что функция не служит непосредственным препятствием дрожания камеры, она предназначена для нейтрализаций последствий этого дрожания. Изображение будет улучшено только если дёргается рука, которая держит мобильное устройство. Из этого следует, что оптическая стабилизация изображения более оправданна для видеосъемки по сравнению с фотографиями.

Следует отметить, что для применения функции OIS необходим модуль камеры большего размера, чем обычный. К примеру, такие увеличенные модули реализованы в таких девайсах, как Nokia 8, Samsung Galaxy S8, Galaxy Note 8, Pixel 2 и LG G6, а также в «яблочных» iPhone 7 и Plus 6 Plus / 6s Plus. Интересно, что в компактных моделях iPhone функция OIS попросту отсутствует. Что касается смартфона-первопроходца, в котором была применена оптическая стабилизация изображения, то им стала модель смартфона Nokia Lumia 920, с подробными характеристиками которого можно ознакомиться здесь. Также в нашем каталоге вы можете просмотреть спецификации множества мобильных аппаратов от ведущих производителей

Надеемся, что теперь при выборе смартфона вы будете обращать внимание на такой важный параметр камеры, как OIS

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Real shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: